Я прослушала интервью на программе Ходорковского с Мишей Эпштейном. Согласиться с ним никак не могу, причем, по большинству его вполне абстрактных построений. Пренебрежение к жилищу в России не от того, что народ неоседлый, а что он в пост-травматической депрессии десятилетиями и столетиями. Лечит себя народ питием, водочкой-селедочкой и еще похуже чем, и всяческой агрессивностью по отношению к слабым, к своим женщинам и своим детям. Разрыв между реальностью и автоматизмом ритуала в России был всегда, вспомним сталинские парады чудовищного страдающего народа. Это шизофреническое раздвоение между внутренним и внешним, личным и публичным, и есть массовый психоз. На Западе или в Штатах в этом плане часто бывает не лучше. Многим ли отличается война в Украине от войны в Боснии, в Чечне или в Сомалии?
Я с детства помню, как взрослые недоумевали, как такой культурный немецкий народ, у которого есть Бах-Бетховен-Шуман-Брамс и Гете-Шиллер-Гегель-Шлегель могли подпасть под фашизм-нацизм и устроить Х.локост, чистой воды коллективный сади.м. А запросто, все слилось в одно: Вагнер с фюрером.
Шизоидное раздвоение и инфантильность провоцирует идентификацию с абьюзером, с бесноватым лидером-отцом-Пупкиным и превращается в массовый психоз.
Те, кто говорят сейчас о "великой и прекрасной" русской культуре-литературе и что нельзя ее смешивать с военными действиями бандитов, находятся в таком же раздвоении личности. Те, кто размышляет о роли интеллектуала-поэта-художника в данной ситуации, не должны забывать, что эта роль всегда исходила из критического мышления и сопротивления по отношению к среде, к силе и власти.
Возможно, у меня гипертрофированное историческое чутье, но мне кажется, что сейчас не время демонстрировать любовь к родине, к языку и прочим приятным философским категориям на фоне у.ийства людей.
Марина ТЕМКИНА