Найти тему

Контроль и порядок: помогут ли единые стандарты улучшить работу нижегородских ДУКов

В 2023 году для всех ДУКов Нижнего Новгорода будут подготовлены единые стандарты. Новая система, по мысли ее создателей, сделает оплату за жилищные услуги более понятной и прозрачной. Порядок и контроль будут идти рука об руку, что, конечно, положительным образом отразится на качестве содержания жилья. Однако именно к контролю пока возникает больше всего вопросов: не слишком ли оптимистичны ожидания от очередной реформы? Эксперты PolitBook поделились своими мнениями на этот счет.

Один ГОСТ для всех

Конечно, правила содержания жилья существуют, но все управляющие компании работают по-разному, и отсутствие четких стандартов приводит к тому, что люди платят одну и ту же сумму, а получают абсолютно разное качество услуг. Выполнение работ по установленным стандартам, по мысли разработчиков новой системы, будет иметь понятную стоимость, и тогда жильцы будут знать, за что именно платят.

«Сегодня в принципе сложно отличить одну УК от другой по спектру деятельности, - отмечает эксперт «Народного фронта»
Павел Склянчук, - спустя 10 лет после введения в 2013 году лицензирования этого бизнеса кардинального улучшения работы УК так и не произошло. Нередко жильцы оказываются в руках дельцов, которые специально демпингуют, чтобы их выбрали, получив таким образом доступ к финансовым потокам за ЖКХ-услуги».

Директор УК «Качество жизни» и нижегородский эксперт в сфере ЖКХ
Алексей Шувалов отмечает, что в целом стандартизация процессов, когда со всех там требуют одинаково, – это неплохо. «Работа в этом отношении велась и раньше. Лицензионные требования в этой индустрии прописаны, как и постоянный минимальный перечень работ, которые обязаны проводить в управляющей компании.

Другое дело, что для внедрения всей этой истории потребуется внести огромное количество изменений в федеральные законы, в нормативно-правовые документы. И о каких, собственно, стандартах идет речь: с каким именно ведром должна ходить уборщица? А контроль за исполнением, с чьей стороны он будет? Сейчас и с минимальным-то перечнем не все ДУКи справляются».

Эксперт отмечает, что практика наблюдения за жилым фондом показывает, что зачастую и не очень старые дома приходят к аварийному состоянию. «Означает ли это, что по таким домам будут какие-то инспекторы ходить? Не породит ли это какую-то мелкую коррупцию на местах? И самое главное: в чьих руках окажется данный инструмент? Есть так называемые «потребительские террористы». В практике управляющих компаний нередки случаи, когда граждане могут специально открывать окна, выветривать помещения, а потом вызвать инспектора. Тот фиксирует низкую температуру и требует перерасчет за услугу. Главное понять: что конкретно будут стандартизировать и как за исполнением смотреть? Все это нуждается в тщательной проработке».

-2

Куда утекают «народные» деньги

Председатель общественной организации «Союз защиты прав потребителей в сфере ЖКХ»
Наталья Шартанова считает, что власти вообще не имели права покушаться на такую болезненную для людей сферу, как ЖКХ и отдавать ее на растерзание «управляйкам» (ред – управляющим компаниям).

«Я понимаю, что все эти идеологи и «улучшатели ЖКХ» проживают спокойно в своих коттеджах и их слабо интересуют жители многоэтажек и их проблемы. Смотрите сами: наступает март 2022 года, и федеральное правительство за подписью Михаила Мишустина выпускает 336-ое постановление, суть которого в том, что «не надо кошмарить бизнес». Под бизнесом тут подразумеваются управляющие компании. Они ведь такие же бизнесмены, как владельцы заводов, пароходов, - только владеют в данном случае нашими домами.

И к чему все это привело? Вот уже почти год мы живем в ситуации, когда жилищная инспекция не может ничего выписать домоуправляющим компаниям. Последние, не имея над собой никакого контроля, не ремонтируют подъезды и не убираются. Что им хочется, то и делают. Или не делают».

По статистике не менее 70% жалоб граждан, которые поступают депутатам, связаны с ЖКХ, отмечает эксперт, однако генерирование идей «с потолка», слабо связанных с нуждами народа, продолжается. Последнее «ноу-хау» - пятизвездочная система качества, которая должна помочь собственникам более разборчиво выбирать УК. Пять звезд будет значить, что дом обслуживается компанией быстро и качественно по адекватной цене, а две звезды - дорого, долго и некачественно.

«О чем тут можно говорить, о каких «пяти звездах»? Если вы обратитесь в жилищную инспекцию с тем, что у вас уже десять лет не проводился ремонт, вам ответят: «Ничем вам не можем помочь, у нас нет полномочий как-то повлиять на домоуправляющую компанию». Мне кажется, пора прекратить жителям сказки рассказывать. Да, есть те, кто, наслушавшись телевизор, скажут «да, нам это надо». Но подводные камни не всегда видны.

Я общаюсь с теми людьми, которые в институтах вот это все продвигают. В их объяснениях все гладко: вот вы открываете свой тариф, забиваете в компьютер - и тут все-все строчечки вплоть до того, сколько раз в неделю осуществляется помывка подъезда. Хорошо, а дальше что? Кто контролирует эти управляющие компании? Вы знаете, что даже собственник квартиры не имеет права там ничего увидеть, ему просто не дадут пароль. Он должен для этой цели идти в домоуправляющую компании. У меня соседка два года потратила на то, чтобы попасть в ГИС ЖКХ и увидеть то, что домоуправляющая компания обязана туда выкладывать. Никаких протоколов в ГИС ЖКХ обычные жители, мы с вами, «простые смертные» не смогут увидеть.

И вот мальчики, только закончившие институты, придумали программу: «Вы нажмете кнопочку, сайт вам все выдаст». Ну, хорошо, выдаст - что мне от этого или вам? Где контроль над ними (УК – ред)? Даже если вы пойдете по судам с этими данными – ни один суд на нашу сторону не встанет. Считаю, что все это какое-то «пятое-десятое колесо» по наживанию денег. Да, сайт создали, но он не действует. Он нерабочий! Хотя на него, подозреваю, потратили не миллионы, а миллиарды народных денег».

-3

Нестандартный подход

В прошлом году только от жителей Нагорного отдела Нижнего Новгорода в жилищную инспекцию поступило больше 100 жалоб на плохую уборку подъездов. По словам начальника Нижегородского нагорного отдела жилищной инспекции
Анны Леонидовой, административная ответственность за данное нарушение предусмотрена. Для домоуправляющих компаний – около 250 тысяч рублей, для товарищества собственников жилья – около 40 тысяч рублей. Тем не менее, грязные подъезды не ушли в прошлое.

Эксперт Алексей Шувалов подчеркивает, что для введения новых стандартов потребуется отменить ряд вещей, прописанных в федеральном законодательстве, или «как-то их поженить, эти акты». Для соблюдения некоторых стандартов может вообще не быть технической возможности.

«Представьте, есть барак двухэтажный, деревянный. И туда, как и везде, запустили стандарты. По нему необходимо воспользоваться, например, поломоечной машинкой, а в этом доме разворотные площадки этого просто физически не позволяют. Получается, УК нарушает стандарт? И второй вопрос: кто это отконтролирует?».

Пока вопросов больше чем ответов, и тут предстоит идти «по тонкому льду». Стандарты и регламенты уже в процессе разработки, но важно не «задушить» ими бизнес. Властям предстоит создать такую среду, в которой бизнесу было бы интересно работать эффективно и предлагать свои услуги дешевле и в лучшем качестве, чем конкуренты.

-4

ФОТО: lqnn.ru - главная, vk.com/domgis

Анастасия Шохина

Опубликовано 20.01.2023 в PolitBook