Вчера были у подруги в Новоалтайске (город-спутник Барнаула), ездили за пэчворковскими сумками -подарками к 8 марта для моих дочек (напишу о о сумках позднее) и там как-то заговорили с подругой о разной посуде и историях ее покупок в молодости. Это в 70-х, 80-х и 90-х годах была проблема.
Мне почему-то вспомнилось, как мы с сестрой Зиной ездили из Барнаула зимой в Кузбасс в Прокопьевск, где жила семья моей старшей сестры Галины. Это были времена тотального дефицита, безденежья и какой-то гонки за всем и вся...
По крайней мере за колбасой и за вещами из Барнаула в Прокопьевск люди тогда ездили. Это же шахтерский город и снабжение там было лучше, чем на Алтае.
Мне эта дорога в Кузбасс была давно знакома, потому что еще студенткой (1971-1976) я довольно часто ездила на длинные выходные или на каникулы туда к своей старшей сестре Гале. А потому, что зимой почти всегда то трассы на Алтае закрывали из-за буранов, то билетов не хватало, то очень холодно было ехать из Барнаула до Чарыша и дальше до Усть-Тулатинки... Да много значимых причин было, чтобы не мучиться в дороге до дома, а это чаще всего именно мучения и были. Иногда дольше добираться приходилось, чем дома быть. Но время прошло. Уже как-то переезды с нашей учебой даже и в Питер закончились, уже семья у нас давно, уже время немного другое, вот и мы с Зиной решили съездить в Прокопьевск за посудой и за автоклавами для домашних консервов. Это было примерно в 1991-92 году зимой или в ноябре. Но снег был и было очень холодно.
Тогда автоклавы домашние были ( а они и сейчас есть) такие круглые, не очень большие по объему, и такие темно-зеленые металлические толстостенные устройства для загрузки примерно 15 или 20 поллитровых стеклянных баночек под закаточные металлические крышки.
Нагревали эти автоклавы потом на плите, особо двигать их было нельзя и стояли там на них разные монометры, еще что-то и разные приспособления для герметизации-разгерметизации .... Для них была, конечно, инструкция и нужно было ей четко следовать. В общем, домашнее мини-производство консервов.
У нас консервами занимался муж и мы тогда тоже старались делать тушенку из всего, что попадалось и что мясное нам нужно было сохранить: из гуся, говядины и свинины и проч. Даже из щуки у него тоже получилось с консервами удачно.
В общем, главным делом для нас был в той поездке автоклав, а второстепенным - посуда. Зина покупала автоклав, кажется, для родителей в Краснощеково, а я для моих родителей в Чарыш и для себя: уже не помню точно. Скорее всего что так и было. Потому что нас из этой поездки в Кемеровскую область встречал тогда на вокзале на Алтае мой муж на машине. Знаю, что автоклав родительский им тогда очень помогал с хранением мяса, знаю что по деревне Усть-Тулатинке он там тоже ПЕРЕДВИГАЛСЯ, а потом у кого-то и остался, "с НОГАМИ" был, примерно на Долинской.
В общем зима, едем мы тогда с Зиной в Прокопьевск сложно: с пересадкой в Артыште. Это правда сложно, но так уж получилось: расписание на неделе не очень удачное для нас выпало... На обратную дорогу в Барнаул планы уехать были в тот же вечер. То есть приезжаем утром, муж моей сестры Гали берет деньги, сам едет и где-то ТАМ в городе покупаем нам автоклавы, мы в это время едем за посудой и колбасой и вечером уже прямым поездом едем назад до Барнаула.
Вот ведь были же и силы и желание для семьи что-то делать... И даже маленькие наши деньги именно на нужды семьи и близких и на перспективу как-то рассчитать нужно было... Даже не верится, что такой потрясающий дефицит всего и вся в стране тогда был! Просто не верится.
В общем, приехали мы тогда в Прокопьевск усталые и продрогшие ужасно: пересадка ночью, практически не спали, холодно...
Уже и кляли мы свою идею про эти чудо-автоклавы и посуду на чем свет стоит. А ведь еще и на Тырган нужно было доехать через весь почти Прокопьевск на трамвае. А это больше часа!!! (Тырган - гора ветров по- татарски)
Город Прокопьевск - сложный: то шахты, то какие-то долины внизу под склоном трамвая с домами частного сектора, то городские кварталы, то снова непонятно что и где... Короче - силы наши улетучились.
Приехали. Пошли от трамвая пешком по ул. Институтской вверх до Галиного дома. Кажется №31. У них там стояли дома красного кирпича пятиэтажные, но (!!!) на кухнях там были предусмотрены еще и печки, которые можно было топить углем или дровами на случай отключения отопления или войны и т.д. Наверное это и сейчас так осталось. Мне кажется, что это умное решение: универсальные дома с такими печками. Хорошо, что дома у них было тогда тепло. Сестра стала нас отогревать чаем, супом, пирогами.
Мы так у них пригрелись, что носа высунуть за посудой и колбасой уже сил почти не было. Взяли себя в руки и под руководством Гали поехали в какой-то ближайший большой магазин за посудой. Из посуды выбрали по большому блюду. У меня было блюдо с веткой сирени, а у Зина вот это блюдо с розой.
Мое блюдо не дожило до сегодняшнего дня. Народу к нам тогда приходило, приезжало много... Кто-то как-то его раскокал...
А вот Зинино блюдо оказалось со временем у нас. Так вышло....Уже четвертый год блюдо живет у нас.
Зина ушла от нас... Вот некоторые ее вещи и живут теперь у нас в загородном доме. Этим блюдом мы активно пользуемся. На нем хорошо лежат летом оладьи кабачковые, блины, пироги, запеканки, шашлык...
Бывает, и вспоминаю сестру... Ее йогу, занятия, ее интересные разговоры про йога-учебу в Польше и Таиланде... , про работу в трансмашевской аптеке...., про то, как наши с ней мамы учительницы не сшили нам платья, как еще у одной нашей сестры троюродной-выбражули (до сих пор)..., много всего. Жизнь...
А вот эти легкие тарелочки (фото ниже) с большими чайными чашками или с бульонницами привезла нам моя Галя. У них же в Прокопьевске был тогда хороший фарфоровый завод. Посуда была там самая разная. Вначале там делали довольно тяжелые тарелки и мы их даже и переправляли маме в Усть-Тулатинку... А потому, что не было же ничего тогда! Каких-то 40-50 лет назад!!!
Странно так это сегодня....
А потом на этом фарфоровом заводе у них научились делать тонкую легкую посуду. У нас осталось несколько вещиц. Чашки разбились, а тарелочки легкие уже мои младшие внуки сегодня любят: едят в них утреннюю кашу с ягодами.
Вот такие воспоминания, казалось бы, о посуде, о нет... Жизнь... И она очень быстротечна.
Будем счастливы и умны и не будем оставлять жизнь на потом.
Всем удачи и радости.
Пишите для диалога. Будьте здоровы и счастливы.