Найти тему

«Было бы правильно вернуть этому пространству его высокую утопическую миссию»: решается судьба «Красного просвещенца»

31 января в Доме архитектора состоялось собрание собственников домов исторического квартала. Несмотря на то что властями уже разработан мастер-план, который предполагает снос 33 зданий в квартале, - решение о включении территории в программу КРТ оставляют за нижегородцами. Известно, что потенциальному инвестору придется вложить около 1 млрд рублей в расселение «Просвещенца», а застройщику учесть пожелания по району проживания тех собственников, которые готовы покинуть квартал. Итоги голосования жителей подведут в течение 10 дней.

«Этот квартал - цельный культурный пласт»

Квартал «Красный просвещенец» - место жизни не одного поколения городской интеллигенции. Нижегородцы опасаются, что включение квартала в программу по «развитию территорий» приведет к полному уничтожению места с вековой историей.

«Целых исторических кварталов с прогулочными зонами и изучением архитектуры разных столетий остается все меньше. Пусть по «Красному просвещенцу» будет принято взвешенное решение в интересах всего города, - говорит эксперт министерства культуры Российской Федерации, градозащитник и советник агентства
Анна Давыдова. - Для нас этот квартал стал близким, не только благодаря тому что здесь живет Ирина Агафонова и он находится недалеко от нашего исторического квартала. Ее папа - Святослав Агафонов, родился в главном доме усадьбы архитектора В. Лемке в квартале Трех Святителей в 1911 году. Нижегородцы благодарны Святославу Леонидовичу за восстановление Кремля в советские годы. Мы чтим память о нем и хотим, чтобы в Нижнем Новгороде сохранялось как можно больше мест, связанных с его именем».

Наша собеседница считает, что «Просвещенец» необходимо как можно скорее ставить на государственную охрану как объект культурного наследия. «Это единственный в центре города сохранившийся квартал, построенный в 1930-х годах по принципу города-сада. Он обладает всеми качествами достопримечательного места», - отмечает Анна Давыдова.

-2

Доцент ННГУ и градозащитница Марианна Любимова подчеркивает непреходящую ценность этой территории: «Не укладывается в моей голове, что квартал может быть стерт с лица земли. Во имя чего такое может произойти? Перед моими глазами – яркие судьбы жителей квартала. Эти люди - "соль земли". Скромная, но заслуженная советская, русская интеллигенция! Квартал - цельный культурный пласт! И представляете, в один прекрасный день этим людям принесли буклеты «Ваш дом попал под КРТ - комплексное развитие территории». Но это же "тутэйшы" - люди, живущие в своих домах, на своей земле?!»

Градозащитница отмечает, что жители квартала не желают мириться с ущемлением прав при расселении деревянных домов в условиях КТР и готовы отстаивать свои старенькие, но «очень сохранные», уютные жилища и приусадебную площадь. Истории про «ужасные условия жизни» в домиках «Красного Просвещенца», по мнению Марианны Любимовой, по большей части надуманы, - а ведь именно этим и бравируют авторы «комплексного развития территории» (КТР). Вопросы жителей, которые были заданы на собрании заместителю министра градостроительной деятельности и развития агломераций Михаилу Генину, она назвала «резонными, острыми и взвешенными».

«Пока незаметно, чтоб логика процесса КРТ, закреплённая в законодательстве России и Нижегородской области, улучшала жизнь тех, кто пришел на собрание и поставлен перед выбором», - поделилась впечатлениями Любимова.

-3

«Уголок романтически-советского Нижнего»

Профессор Высшей школы экономики
Леонид Большухин о «Красном Просвещенце» знает, пожалуй, все. «Понятно, что земля, на котором сегодня стоит квартал – золотая, и улица Белинского, которую я еще помню как одну из самых окраинных, мне очень хорошо знакома, - рассказывает он, - мое детство еще проходило с пониманием, что после парка «Кулибина» город фактически заканчивается. В то время даже улица Горького была деревянной и там только начинали возводить первый каменный дом. Кругом находились сады, частные огороды, а по дороге даже повозки передвигались.

Я понимаю, что сохранить подобный квартал, тем более деревянных построек очень сложно, делаются разные попытки. В Европе, например, подобные дома выносятся в отдельное пространство и организуются как заповедник. Когда город развивается, мы оказываемся перед выбором, потому что любое движение предполагает изменение. В то же время необходимо сохранить то, что мы называем «душой города», подлинным обликом, его историей. Найти гармонию здесь непросто».

По мнению профессора, история «Красного просвещенца» - это история некоего мира, который несет в себе черты утопии и сохраняет черты утопии 20-х годов XX века.

«Тогда, идя вслед за картинами философов-утопистов, мы мыслили такими категориями, как город поэтов, город мастеров, город-сад. «Красный просвещенец» стал одним из вариантов города – сада, каким он виделся в те годы, - поясняет Леонид Большухин. - По моему мнению, правильнее всего было бы вернуть этому пространству вот эту высокую утопическую миссию, оставить его как наглядный пример мечты о мире, где будут жить люди, объединенные одной профессией, за которой стоит цель, идея, мечта. Поэтому для меня «Красный просвещенец» - уголок именно романтически-советского Нижнего, который помогает соединить современность и прошлое», - резюмирует Леонид Юрьевич.

-4

Однако не все нижегородцы относятся к кварталу так трепетно. «У любой материальной вещи, созданной руками человека, есть свой жизненный цикл, который ограничен, временными рамками, плюс к этому существует «моральное устаревание», - поделился один из сторонников расселения квартала, присутствовавший на собрании. А некоторые граждане прямо задаются вопросом: «А что мы получим от сохранения данных ОКН?»

«В итоге мы добьемся того, что в центре города будут стоять деревянные полугнилые дома начала ХХ века. «Бонусом» в эти дома пойдут вложения бюджетных средств, чтобы их сохранить. Я лично не согласен, чтобы деньги нижегородцев тратились на два десятка человек, которые хотят жить в старых домах. А что мы получаем при строительстве новых домов? Много квартир, чтобы решить жилищные вопросы многих горожан, плюс развитую инфраструктуру», - считает вице-президент ООО «ГазстройЗарубежнефтегаз» и председатель совета директоров ГК «Богородский бетонный завод» Сергей Калинов.

-5

Реновация: есть нюансы

На собрании, прошедшем 31 января, некоторые жильцы «Просвещенца», желающие уехать из квартала, признались, что им нет дела до КРТ как такового, они лишь хотят понять условия расселения и географию будущего места проживания. Граждане высказали опасения, что после выкупа квартир по кадастровой стоимости, им едва хватит «на палатку в центре города» (а жить бы они хотели именно в центре Приволжской столицы, а не в ее черте).

Собственники требовали конкретики от властей, но чиновники так и не смогли предоставить более точной информации о том, куда и за сколько будут выселять горожан. Они лишь пояснили, что жителям нужно принять решение об участии или неучастии в программе КРТ. В случае положительного решения будет выбран инвестор, с которым и предстоит решать вопрос с переселением и торговаться о стоимости своего жилья. После этих слов зал покинула половина собравшихся.

Житель «Просвещенца» Лев Чайкин считает, что программа КРТ вызывает у многих недоумение. «Застройщик в тендере скупит территорию, которая уже проголосовала за КРТ. В конце концов, закон будет на его стороне, - считает нижегородец. - Он просто придет с судебными приставами и скажет: «Выметайтесь!»

Формально окончательное решение по-прежнему остается за жителями: для включения в программу нужно получить 2/3 голосов на собрании собственников.

-6

СПРАВКА

К слову, в Санкт-Петербурге закон о КРТ уже вызвал массовое возмущение жителей хрущевок. Их дома, согласно постановлению местных чиновников, формально подпадали под КРТ. Всего 2356 зданий с 650 тысячами человек. После волны жалоб губернатор Александр Беглов предложил заморозить действие закона до 2024 года.В Нижнем Новгороде согласно постановлению правительства, под реновацию тоже подпадают многоквартирные дома, построенные до 1977 года. Правда, отдельно прописываются категории: деревянные бараки, пятиэтажки с деревянными перекрытиями, так называемые народные стройки, малоэтажки с износом от 70%. В программу КРТ могут также включать и земли с объектами культуры. Но в таком случае они защищаются отдельным законом.В целом в приволжской столице под реновацию планируют отдать более 1500 гектаров. Среди прочих это земли около Сенной площади, три квартала в Сормове, улица Бурнаковская, Черниговская набережная и «Красный просвещенец». В развитие 26 площадок готовы вложить 164,7 млрд рублей.

ФОТО: vk.com/redprosvet, правительство Нижегородской области

Опубликовано в PolitBook 3.02.2023