В 1801 году во Франкфурте-на-Майне в семье аристократа фон Плита родилась дочь Эмилия. Отец – посол одной маленькой, но гордой страны под названием княжество Гессен-Дармштадт, мать – дочь банкира. В 1822 году Эмилия вышла замуж за графа с зубодробительным именем Фридрих Вильгельм Эрст фон Герлитц, камергера герцога Гессенского, а также дипломата во все том же Франкфурте. Графиня вела светскую жизнь настолько активную, насколько это возможно в тихом Дармштадте, столице княжества, занималась благотворительностью, тем более что денег у нее было достаточно. Но эта почтенная дама вошла в историю не только своей достойной жизнью, но и загадочной смертью.
В 1847 году в особняке графини случился пожар. В одной из комнат горели ковер, мебель и сама хозяйка. Двери были заперты, окна тоже, и злоумышленнику в дом проникнуть было невозможно. Врагов у графини не было. Муж был в отъезде. Иных родственников у бездетной женщины, которые могли бы претендовать на внушительное наследство, в момент трагедии в доме тоже не наблюдалось. Камин, искра из которого могла бы попасть на платье, в тот момент рядом не горел. Причин для столь изощренного самоубийства тоже не было. И все же графиня загорелась, сидя возле своего письменного стола. Свидетели видели какое-то свечение в окне, но значения ему не придавали, а через пару часов слуги нашли обгоревшее тело. В итоге возникла оригинальная версия – это таинственный случай самовозгорания. О том, что такое в принципе возможно, ходили различные теории, но возможности изучить конкретный случай с помощью научных методов никак не предоставлялось.
Не удивительно, что загадочным происшествием заинтересовались немецкое светило медицины того времени Теодор Бишофф, специально приехавший из Гейдельберга, а также житель Дармштадта знаменитый химик Юстус фон Либих. Они к подобной теории отнеслись скептично, и решили доказать, что произошло именно убийство. Для этого вместе с помощниками они решили исследовать сгоревшие туши животных, предположительно, собак. Сейчас за такие «следственные эксперименты» ученых судили по статье о жестоком обращении с животными, но в то время отношение к этому было другое. В итоге медики сравнили животных, сгоревших заживо, с теми, что были сожжены посмертно. Таким образом, было установлено, что копоть в первом случае проникает в органы дыхания, меняется состав крови, и происходят многие другие процессы, которых нет во втором случае. Исходя из этого, было доказано, что графиню предали огню уже после смерти.
Если в доме посторонних не было, значит, злоумышленник – кто-то из слуг. Прислугу обыскали. У камергера Иогана Штауффа нашлось кольцо, которое могло бы принадлежать графине, но тот утверждал, что оно его, и попало к нему задолго до этого. Вроде бы некая семейная реликвия. И тогда, как гласит легенда, химик Либих провел исследование кольца, украшенного змеями, одна из которых была золотой, другая, как считалось, серебряной. Либих пришел к выводу, что это не серебро, а платина. Платину когда-то использовали для подделки серебра, но позже стали все-таки ценить выше. Тем не менее, в ювелирном деле платину стали использовать только в 1819 году. А значит, о происхождении кольца камергер солгал. Под давлением улик преступник все-таки признался, что он задушил хозяйку, а затем поджег ее тело, и все, чтобы ограбить. Впервые в стране суд проводился открыто, и за ним следили все жители не только княжества, но и многих других стран. В итоге после долгого процесса в 1850 году негодяя приговорили к пожизненному заключению. Если бы приговор вынесли за год до этого, в прямом смысле не сносить бы убийце головы, но на тот момент в княжестве отменили смертную казнь.
Дело в Германии вызвало большой резонанс, не только из-за социального статуса жертвы, но и из-за впервые проведенных научных исследований. Впервые была разработаны методы, которые помогали определить, когда именно тело было предано огню. Все это значительно помогло развитию криминалистики.
Саму графиню жители вспоминали добрым словом. В 1846 году она основала «Бальзерский фонд», который должен был финансировать больницу знаменитого доктора Бальзера. Больница занималась лечением детей, страдавших болезнями глаз и онкологией. К сожалению, воля графини была исполнена лишь через 16 лет. Крупное пожертвование, которое женщина хотела перечислить фонду, было передано только после смерти ее менее щедрого мужа. Больница была открыта в 1874 году.
#история #преступление #криминалистика #наука #германия