Найти в Дзене

Как уголовная политика государства оказывает влияние на жизнь ее граждан

Динамика уголовной политики
Динамика уголовной политики

Под уголовной политикой понимают деятельность государства по защите своих граждан от различных преступных посягательств.

Инструментами уголовной политики являются прежде всего Уголовный кодекс, правоохранительные органы и суд.

Правоохранительные органы и суд, которые осуществляют борьбу с преступностью, наделены властными полномочиями, нередко влекущие произвол в отношении собственных сограждан, интересы которых они как бы призваны защищать.

Несомненно, что они должны действовать в рамках Уголовного кодекса – единственного источника, определяющего границу дозволенного, так как перечисленные в нем деяния запрещены под страхом сурового наказания, в том числе и лишения свободы.

Никому не надо объяснять, что «благими намерениями вымощена дорога в ад», а одно из определений «Политика» звучит как борьба за право устанавливать свои правила игры.

Что за правила хочет навязать современное государство своим гражданам, в последнее время не принято обсуждать, не только в публичной дискуссии, но и в научных кругах.

Лица, получившие юридическое образование, наверное помнят, что на занятиях по уголовному праву сравнивали уголовный кодекс с хирургическим скальпелем, которым можно сделать прекрасную операцию для больного и избавить его от болезни, или им можно, сделав неловкое движение, отправить того же больного на тот свет.

Современное состояние уголовного законодательства России характеризуется отсутствием четко обозначенных и принятых на соответствующем уровне концептуальных основ его формирования. Это порождает внесение многочисленных непоследовательных, а порой и противоречивых изменений в действующий УК РФ.

Я придерживаюсь мнения о том, что содержанием уголовной политики является выработка средств и методов борьбы с преступностью , как социальным явлением причиняющим вред охраняемым общественным отношениям.

Согласен, что преступность исторически изменчивое явление, что корректируется процессами криминализации и декриминализации в динамике развития общественных отношений.

Определяя круг деяний, которые государство считают преступными необходимо иметь ввиду только те деяния, которые квалифицируются общественно опасными, исключая малозначительные и аморальные поступки, которые таковыми не являются.

Полагаю, что процесс криминализации общественных отношений формируется однобоко, с креном на формальный подход без учета материального критерия.

Материальный критерий предполагает в основе общественно опасные последствия в виде причиненного вреда охраняемым отношениям.

Формальный подход опирается на его запрещенность путем простого включения в уголовный закон.

Легитимность законов последнего десятилетия требует критического осмысления, возвращаясь к сравнению со скальпелем, режет уже по живому.

Убежден, что причины и условия преступности носят социальный характер, то есть решая эти проблемы можно в значительной степени снизить уровень преступности.

Государство обладает широким спектром инструментов регулирования общественных отношений, причем, уголовно – правовые способы должны находиться на последнем месте.