Найти тему
Dot-Dot ru

Дороги и политика.

В начале апреля 2022 года Европейский Союз в рамках пятого пакета санкций запретил въезд на свою территорию российским и белорусским автоперевозчикам. Ответ от Беларуси не заставил себя ждать, и 16 апреля был принят аналогичный запрет. Правда, лишь частичный: ЕС разрешалось доставлять грузы в Беларусь с организацией прицепки или перегрузки на приграничных таможенных терминалах.

Принятое Беларусью решение горячо обсуждалось в российских кулуарах власти. Высказывались различные мнения. Отраслевые ассоциации прямо указывали на то, что введенные санкции против нашей страны позволит европейским перевозчикам получить конкурентное преимущество и вытеснить с рынка российские компании. А вот Минсельхоз и Минпромторг, напротив, опасались ответных санкций в сторону ЕС с нашей стороны, так как это могло бы нарушить важные поставки.

Из-за санкций на грузоперевозки на границах собираются большие очереди фур, что приводит к порче некоторых товаров
Из-за санкций на грузоперевозки на границах собираются большие очереди фур, что приводит к порче некоторых товаров

Из-за разногласий между российскими профильными ведомствами зеркальные санкции в то время не были приняты. Поговорим о том, что случилось в результате упущенного решения и какие попытки Россия предприняла, чтобы исправить ситуацию.

Почему мы не ввели санкции и что за этим последовало

Представители крупнейших российских компаний выступили против введения санкций, так как предполагали, что подобный запрет негативно скажется на перевозке товаров, которые из-за перегрузки могут потерять свои важные качественные характеристики. Речь в первую очередь шла о станках, оборудовании, конвейерах, расходных материалах и запчастях.

Несмотря на то, что санкции не распространялись на ряд товаров, таких как сельхозпродукция, энергоносители, фармацевтическую и медицинскую продукцию, цветные металлы и удобрения, а также гуманитарные грузы, уже 21 июня, то есть спустя примерно 2,5 месяца после введения санкций, в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) забили тревогу. Оказалось, что 3100 российских автопредприятий вынуждены были прекратить свою деятельность.

Однако и это были еще не все последствия введенных ЕС санкций. Европейские перевозчики, что называется, почувствовали вседозволенность и повысили цены на свои услуги примерно в 4 раза — с 3200 до 12 000 евро.

Из-за введенных ЕС санкций в России возник профицит фур, но с введением зеркальных санкций ситуация нормализовалась
Из-за введенных ЕС санкций в России возник профицит фур, но с введением зеркальных санкций ситуация нормализовалась

И вот тогда АСМАП предложила ввести зеркальные санкции против ЕС, чтобы исправить ситуацию и чтобы перевозчики с обеих сторон были в равных условиях. В конце концов, белорусская практика доказала, что ничего страшного в перегрузках и перецепках нет, грузы не страдают. К тому же это не первый случай в истории: с начала пандемии подобным образом работали автоперевозки в китайском направлении: перегрузка российских траках осуществлялась на приграничных терминалах Китая.

Первая волна санкций со стороны России: что можно, а что нельзя

29 сентября прошлого года президент нашей страны подписал указ, который вступил в силу 10 октября, и действовал до конца 2022 года, но впоследствии был продлен до 30 июня 2023 года. Постановление запрещает транспортным компаниям из всех стран ЕС, Норвегии и с Украины осуществлять грузоперевозки по территории России. Исключение составила лишь Калининградская область.

Запрет не распространился на ряд грузов — примерно 40 товарных групп, среди которых:

  • мясо, рыба и яйца;
  • бумага и картон;
  • живые животные;
  • молочная продукция;
  • контрацептивы;
  • табак и алкоголь;
  • удобрения;
  • косметика;
  • лекарственные препараты;
  • ядерные реакторы;
  • трубопроводы;
  • электромашины и оборудование;
  • стекло;
  • растения;
  • овощи и фрукты;
  • безалкогольные напитки;
  • жиры;
  • орехи;
  • какао и т. д.

Для того чтобы грузы из недружественных стран по-прежнему доходили до конечного потребителя, их было разрешено перегружать или перецеплять в таможенно-терминальных комплексах на приграничных территориях нескольких областей: Калининградской, мурманской, Ленинградской, Псковской, в Санкт-Петербурге и Республике Карелия.

Вторая волна ответных санкций: что уже произошло и чего ожидать

10 февраля Польша запретила передвижение легкового и грузового автотранспорта с белорусской стороны на пункте пропуска «Бобровники». А 15 февраля аналогичные санкции ввела Литва, но в отношении грузовых поездов через пункт пропуска «Стасилос», а на следующий день в одностороннем порядке прекратила взаимодействие с Беларусью по обеспечению бесперебойного потока транспорта через границу.

Президент Беларуси Александр Лукашенко назвал действия Польши и Литвы провокацией и ограничил въезд на территорию страны для польских грузовых автомобилей. Скорее всего, подобная мера последует и для Литвы.

В нашей стране тоже решили ужесточить зеркальные санкции против ЕС и ряда других государств. Так, на март запланировано совещание у первого вице-премьера Андрея Белоусова. На повестке вопрос о сокращении перечня товаров, разрешенных для ввоза без перегрузки и перецепки. Вероятнее всего, список сократят в 2 раза.

Бумеранг санкций ударил по Западу: европейские перевозчики уже ощутили на себе экономические последствия
Бумеранг санкций ударил по Западу: европейские перевозчики уже ощутили на себе экономические последствия

Продовольственные компании протестуют против такого решения, аргументируя это тем, что вероятна порча грузов из-за нарушения температурного режима на терминалах. Кроме того, это в разы увеличит стоимость перевозок, а значит, повысится и цена на продукты.

Логистические компании, напротив, выступают за введение очередных санкций. Инфраструктура и местные перевозчики будут полностью загружены. Пригранично-таможенные терминалы в настоящий момент полностью готовы к увеличению доставки товаров с перегрузкой/перецепкой.