Найти тему
Владимир Гордеев

Простая формальность (1994, Италия - Франция, драма / триллер): Европейская книга мертвых

В рецензии не обойтись без спойлеров, поэтому если вы не смотрели фильм, но собираетесь это сделать (а я — рекомендую), ни в коем случае не читайте рецензию!

Джузеппе Торнаторе в своем фильме затронул ряд метафизических вопросов, а для того, чтобы было интересно смотреть, обратился к хорошо отработанной детективной схеме.

Фильм начинается с того, что кто-то бежит по лесу, в отчаянии, доходящем до паники, спотыкается, падает в грязь, поднимается и снова бежит. Утомительный марафон заканчивается встречей с карабинерами. Замученный толстяк (Жерар Депардье) оказывается в полицейском участке, где пытаются установить его личность (он — профессиональный писатель, беллетрист Онофф). Потом на него падает обвинение в убийстве человека, — дескать, нашли тут поблизости труп с обезображенным лицом.

Кадр из фильма "Простая формальность" (1994)
Кадр из фильма "Простая формальность" (1994)

Происходящее носит легкий отпечаток абсурда, потому что Онофф не может вспомнить события только что минувшего дня. Задача инспектора, которого играет Роман Поланский, помочь или, вернее, заставить его вспомнить. Финал фильма расставляет все по своим местам. Оказывается, что Онофф застрелил сам себя, и труп, лежащий в лесу, — его труп.

Торнаторе переиначивает "Бардо Тхёдол" ("Тибетскую книгу мертвых") на европейский лад. Карл Густав Юнг в предисловии к "Бардо Тхёдол" пишет об интересном архетипе: как тибетские мудрецы, так и провинциальные европейские спириты, незнакомые с восточной мудростью, единодушны в том, что развоплощенная душа не помнит свою земную жизнь. Между тем, важно принять смерть в ясном сознании.

Кадр из фильма "Простая формальность" (1994)
Кадр из фильма "Простая формальность" (1994)

Инспектор подталкивает самосознание Оноффа к работе, выступая кем-то вроде гуру, наставляющим и посвящающим в тайны запредельного бытия. Христианские мытарства на востоке называются кармическими иллюзиями, которые являются не более, чем отражениями человеческой психики. Что может ждать европейца в таком случае после смерти?

Человек попадает в "небесную канцелярию", в чиновничью среду. Допрос с пристрастием (это и называется в фильме "простой формальностью") осуществляет некто, выглядящий как представитель земной власти, потому что человек, особенно европеец, — социальное животное. Попав в запредельный мир, он теряет личный опыт, но срабатывает то, что Юнг называет коллективным бессознательным.

Кадр из фильма "Простая формальность" (1994)
Кадр из фильма "Простая формальность" (1994)

Страх перед полицией является стимулом для того, чтобы вспомнить. На автомате Онофф выкладывает паспортные данные и вспоминает свой статус, статус известного писателя, который к тому же должен сегодня встретиться с самим министром.

Инспектор якобы является поклонником творчества Оноффа и обширно цитирует его тексты. В этом сюжетном нюансе проявляется подлинная значимость творчества. Писатель пишет не для людей, а для себя. Его вклад в так называемое культурное наследие является лучшим способом вспомнить себя после смерти. Это — наивысшая награда.

Примечательно, что инспектора играет Роман Поланский, в своем творчестве часто обращающийся к мрачным глубинам человеческого сознания, снимающий мистические и оккультные триллеры.

Роман Полански в фильме "Простая формальность" (1994)
Роман Полански в фильме "Простая формальность" (1994)

После "Простой формальности" появилось "Шестое чувство" М.Найта Шьямалана и "Другие" Алехандро Аменабара. В обоих этих фильмах перед мертвыми героями стоит задача вспомнить себя и адекватно воспринять реальность. Не осталась в стороне и Россия. Рассказ В.Пелевина "Вести из Непала" — копия фильма Торнаторе. Мертвые персонажи, воспитанники советской эпохи, постигают истину на общественном собрании крупного предприятия. Кто с кого передирал — сказать сложно. Скорее всего, вдохновлялись одним и тем же, — "Бардо Тхёрдол". То есть, запад с востоком слились, наконец, в культурологическом экстазе. Или, если верить Юнгу, всех накрыла архетипная картечь…

Оценка: 8,0 из 10.

Кадр из фильма "Простая формальность" (1994)
Кадр из фильма "Простая формальность" (1994)

Режиссер: Джузеппе Торнаторе.
Сценарий: Джузеппе Торнаторе и Паскаль Гвиньярд,
Художник-постановщик: Андреа Крисанти,
Музыка: Эннио Морриконе,
Монтаж: Джузеппе Торнаторе.

В главных ролях: Жерар Депардье, Роман Полански.
В ролях: Серджио Рубини, Никола Ди Пинто, Тано Чимароза, Паоло Ломбарди, Мариа Роза Спаньоло.

Кадр из фильма "Простая формальность" (1994)
Кадр из фильма "Простая формальность" (1994)

Интересные факты о фильме:

  • Это первый фильм, который поставил не Роман Поланский, и в котором он сыграл одну из главных ролей.
  • Единственный фильм Джузеппе Торнаторе, где он выступил не только сценаристом и режиссёром, но ещё монтажёром, а также написал для него песню.

Смотрите "Простую формальность" онлайн в моей группе Вконтакте и подписывайтесь - https://vk.com/ekranka

Тематические ссылки:
Режиссеры мирового кино

Кадр из фильма "Простая формальность" (1994)
Кадр из фильма "Простая формальность" (1994)