- Природа есть то состояние или реальность, которая внешне является источником жизни и смерти, или, другими словами, соединения и разложения всех вещей.
- Эта природа подчинена надежной организации, нерушимым законам, совершенному порядку и совершенному замыслу, от которого она никогда не отступает. Это до такой степени верно, что если бы вы смотрели оком проницательности и познания, вы бы заметили, что все вещи — от мельчайшего невидимого атома до самых больших сфер в мире существования, таких как солнце или другие великие звезды и светящиеся тела — организованы наиболее совершенно, будь то в отношении их порядка, их состава, их внешней формы или их движения, и что все они подчиняются одному универсальному закону, от которого они никогда не отступают.
- Alles Vergängliche Ist nur ein Gleichnis!
Основатели материалистических теорий, в том числе коммунизма, высоко ценили физика XIX века Людвига Больцмана, называя его «героем научного материализма». Они утверждали, что его научные труды и выводы доказывают правоту их материалистической философии.
Больцман, которого часто называют «философом-материалистом» из-за его неприятия человеческого идеализма и принятия теории эволюции, стал пионером так называемой статистической механики, которая объясняет и предсказывает, как свойства атомов определяют физические реалии природы в разных масштабах.
Таким образом, поначалу может показаться странным замечать некоторые поразительные сходства между взглядами Больцмана и его современника Абдул-Баха, сына Бахауллы, пророка и основателя Веры Бахаи.
Между прочим, они оба родились в 1844 году, в год рождения религии Бахаи: Абдул-Баха родился в ночь, когда Баба провозгласил о своем откровении — 23 мая 1844 года, — а Больцман несколькими месяцами раньше, в феврале.
Кроме того, оба, оказалось, верили в концепцию атомов. Например, Абдул-Баха в своих философских рассуждениях говорил о существовании атомов в первоначальном смысле этого слова — как о фундаментальной неделимой частице:
Природа есть то состояние или реальность, которая внешне является источником жизни и смерти, или, другими словами, соединения и разложения всех вещей.
Эта природа подчинена надежной организации, нерушимым законам, совершенному порядку и совершенному замыслу, от которого она никогда не отступает. Это до такой степени верно, что если бы вы смотрели оком проницательности и познания, вы бы заметили, что все вещи — от мельчайшего невидимого атома до самых больших сфер в мире существования, таких как солнце или другие великие звезды и светящиеся тела — организованы наиболее совершенно, будь то в отношении их порядка, их состава, их внешней формы или их движения, и что все они подчиняются одному универсальному закону, от которого они никогда не отступают.
Из книги «Ответы на некоторые вопросы».
Но помимо этих внешних сходств, их философии имеют больше общего, чем кажется на первый взгляд. К концу XIX века большинство философов и многие физики не были убеждены в существовании атомов, и многие верили в концепцию энергетики, которую отстаивали известный философ и физик Эрнст Мах и физик-химик Вильгельм Оствальд.
Энергетическая концепция предполагала, что именно энергия, а не материя, составляет главный компонент Вселенной. В противовес этому направлению Больцман разработал новую теорию термодинамики, основанную на кинетическом движении атомов и молекул.
При жизни Больцман противостоял философам и физикам, отрицавшим существование атомов. Теория Энергетики поддерживалась многими умными и уважаемыми людьми. После того как Вильгельм Оствальд, полушутя, вывел алгебраическую «формулу счастья», Больцман выступил против них и этого построения «теоретических структур из простых слов и фраз».
Если мы немного углубимся в философию Больцмана, то обнаружим несоответствие общепринятому понятию «материализм». В предисловии к первой части его «Лекции по теории газа» он цитирует немецкого поэта Гёте:
Alles Vergängliche Ist nur ein Gleichnis!
или
Все преходящие вещи — только символы или отражения (реальности).
То есть, его выводы о природе материи не влекли за собой отрицания Бога. Он не отвергал трансцендентного, но признавал, что то, что возможно познать, находится в сфере науки и что это знание имеет свои пределы:
Конечно, только сумасшедший будет отрицать существование Бога, но в равной степени верно и то, что все наши идеи о Боге являются простыми неадекватными антропоморфизмами, так что то, что мы таким образом воображаем как Бога, не существует в том виде, в каком мы его воображаем. Итак, если один человек говорит, что он убежден в существовании Бога, а другой, что он не верит в Бога, то, говоря это, оба вполне могут думать об одном и том же, даже не подозревая об этом. Мы не должны спрашивать, существует ли Бог, если мы не можем вообразить что-то определенное, говоря это; скорее мы должны спросить, какими идеями мы можем приблизиться к пониманию наивысшего, что охватывает все вещи.
Из книги “Людвиг Больцман: человек, который верил в атомы”.
Таким образом, признавая существование Бога, Больцман одновременно отвергает возможность Его описания. Это совпадает с тем, что говорил Абдул-Баха о природе Божества:
Знай, что реальность Божества и природа божественной Сущности есть невыразимая святость и абсолютная святость; то есть Оно превознесено и освящено выше всякой похвалы. Все атрибуты, приписываемые высшим степеням существования, по отношению к этому состоянию являются просто воображением.
Из книги «Ответы на некоторые вопросы».
Когда мы слышим, что наука отрицает Бога и доказывает это, не стоит верить этим утверждениям и манипуляциям — большинство выдающихся ученых признавали Высшую силу и были верующими. Людям же зачастую свойственно слышать и видеть лишь то, что подтверждает их правоту, а не полную картину и саму истину.