Ханский дворец в Бахчисарае – уникальный памятник крымскотатарской архитектуры XVI-XVIII вв. Дворец-сад, как переводится его название, должен был стать для ханов, их семей и сановников аналогом рая на земле. Каждый новый правитель считал своим долгом оставить потомкам очередное здание комплекса – мечеть, бани, конюшни, башни. Архитектурный ансамбль был почти разрушен после отречения хана от власти и присоединения Крыма к Российской империи, но в дальнейшем его внешний облик и интерьеры начали восстанавливать по записям и рисункам современников. Сегодняшний Ханский дворец – результат кропотливого труда реставраторов XIX-XXI вв., и процесс реконструкции не завершен до сих пор.
История Ханского дворца
Возводить комплекс начали в XVI веке, когда предыдущий дворец оказался слишком тесным для потребностей ханской семьи Сахиба I Гирея и его приближенных. Два здания, построенные по его распоряжению, стоят до сих пор – это Большая мечеть и бани. Город Бахчисарай рос вместе с Ханским дворцом, ханы сменяли друг друга и достраивали дворец. Ислям III оставил зал Дивана, Бахадыр I – зал для официальных приемов, Каплан I – Золотой фонтан, Селямет II – Летнюю беседку, а самый поэтичный, Кырым Гирей, в память о любимой жене построил Фонтан слез и мавзолей-дюрбе. При нем же иранский архитектор декорировал внутренние покои ханского дома и гарема.
Наши дни
В 1921 г. его преобразовали в Музей истории и культуры крымско-татарского народа. С 1955 г. он получил название Бахчисарайского историко-археологического музея Крыма. А в 1979 г. уже после реставрации, являя собой памятник крымского зодчества, стал историко-архитектурным музеем.
Фонтаны
На месте немногочисленных крымских источников в окрестностях Бахчисарая ставили фонтаны. Поскольку воды было мало, то обычно они представляли собой тонкую струю воды, спускавшуюся по щедро декорированной стене. Золотой фонтан использовали в ритуальных целях для совершения омовения перед молитвой. Его украшала позолоченная розетка, напоминающая распущенный хвост павлина, сверху был нанесен ажурный цветочно-геометрический орнамент – отсылка к образу райского сада.
Знаменитый Фонтан слез впечатляет скорее двумя поэтическими историями, связанными с ним, чем внешней выразительностью. Первая история вдохновила Пушкина, чей бюст установлен неподалеку, на создание поэмы «Бахчисарайский фонтан». Капли воды символизировали скорбь хана Гирея по любимой жене Диляре – первоначально сооружение установили у источника возле ее усыпальницы. Позднее источник иссяк, и фонтан перенесли на новое место. Из мраморного цветка капают слезы, попадая последовательно в чаши разного размера, у подножия лежит спираль, символизирующая вечность. Вторая история – поразительный рассказ о том, что на самом деле застал Пушкин на месте Фонтана слез. Он увидел заржавленную трубу, из которой едва капала вода, но воображение поэта помогло проникнуться страданиями хана и тяготами жизни наложниц и создать стихотворный шедевр.
Покои хана и гарем
Комнаты Ханского дворца были устроены таким образом, что в жару в них было прохладно, а для зимней стужи существовали камины. Везде были постелены ковры, стояла мягкая мебель с множеством подушек. На нижних этажах устанавливали решетки, сквозь которые свободно проникал воздух. Сейчас в ханских покоях – экспозиция, посвященная быту крымских татар. В комнате невесты стоит сундук с приданым – текстилем с искусной вышивкой. В спальне экспонируются кровати и ткацкий станок. От ханского гарема почти ничего не осталось. Три здания на 70 комнат были снесены еще при Александре I. Во флигеле представлена резная мебель, ценные ковры и домашний текстиль с цветочно-геометрическими орнаментами – все очень пестрое, но удивительно гармоничное.
Другие достопримечательности
Всего на учёте у архитектурного заповедника около 20 объектов. Они рассредоточены по протяжённой площади, и обойти их все за один приём вряд ли получится. Гиды предупреждают туристов, что не все помещения могут быть доступны из-за реставрационных работ.