Найти тему
30,4K подписчиков

Первые авианосцы Японской империи. История «Акаги»

1,2K прочитали

Япония была одной из первых морских держав, которая осознала важность развития принципиально нового класса боевых кораблей — авианосцев. Уже в 1919 году в кораблестроительную программу включили строительство двух кораблей этого класса. Учитывая то, что японский флот во многом ориентировался на британский, японские инженеры решили пойти по пути создания британских авианосцев «Аргус» и «Фьюриес».

Япония была одной из первых морских держав, которая осознала важность развития принципиально нового класса боевых кораблей — авианосцев.

🎁 Вступай в онлайн-сражения: https://krbli.ru/3v2h7WK (подарок по ссылке)

Япония была одной из первых морских держав, которая осознала важность развития принципиально нового класса боевых кораблей — авианосцев.-2

По первому варианту разработали проект переделки танкера в авианосец, который впоследствии стал лёгким авианосцем «Хосё». По второму варианту было принято решение взять корпус построенного на 40% линейного крейсера «Акаги», который должен был отправиться на слом в соответствии с принятыми в 1922 году ограничениями по Вашингтонскому договору. По такой же программе строился ещё один тяжёлый авианосец «Кага», который переоборудовали из недостроенного линкора типа «Тоса».

Разработка проекта и строительство

Решение о переоборудовании линейного крейсера в тяжёлый #авианосец было принято в 1923 году. Глава проекта капитан 1-го ранга Фудзимото обратился к британскому опыту перестройки линейного крейсера типа «Корейджес» в авианосец «Фьюриес». По сравнению с перестройкой из танкера, переоборудовать линейный крейсер в авианосец оказалось гораздо сложнее — требовались масштабные работы по изменению компоновки и снижению веса броневой защиты.

Внешний вид линейного крейсера Akagi
Внешний вид линейного крейсера Akagi

Достройка началась 19 ноября 1923 года. Все работы по модернизации разделили на 3 этапа с их последовательным выполнением. Отсутствие опыта по проектированию ангаров и расположению полетных палуб сыграло свою роль и затянуло процесс, но при этом конструкторы получили большой опыт в разработке кораблей подобного типа, что в будущем сделало японские авианосцы одними из лучших в своём классе.

Сам корпус был спущен на воду в апреле 1925 года, но установка оборудования, систем вооружения, достройка ангаров и полётной палубы заняли ещё значительное время. Поэтому в строй «Акаги» вступил только в марте 1927 года после прохождения ходовых испытаний.

Описание конструкции

Корпус линейного крейсера решили оставить практически без изменений, модернизировав лишь верхнюю часть, чтобы разместить там полётные палубы, а также убрать часть броневого пояса. Поэтому на время ввода в строй «Акаги» являлся самым большим авианосцем в мире — его стандартное водоизмещение составляло около 27 000 тонн, а полное превышало 34 300 тонн. Длина корпуса по ватерлинии достигала 248 м, полная ширина 31 м, а осадка — 8 м.

Akagi в доке Куре, 6 апреля 1925 года
Akagi в доке Куре, 6 апреля 1925 года

Японские инженеры разработали оригинальную конструкцию расположения полётных палуб, которая позволяла обеспечивать непрерывный цикл взлёта и посадки самолётов. Изготовленная из древесины и обшитая стальными листами толщиной 10 мм посадочная (верхняя) #палуба устанавливалась на фермах и состояла из пяти сочленённых сегментов для обеспечения достаточной гибкости. Она имела длину 190 м, ширину 30,5 м и оканчивалась в кормовой части небольшим подъёмом в 1,5 градуса, предназначенным для дополнительного гашения скорости. Здесь же располагался аэрофинишер для предотвращения падения самолётов за борт. Сначала использовался продольный, как на британских авианосцах, но в 1931 году установили более совершенный и безопасный аэрофинишер разработки инженера Кабая.

Среднюю палубу также планировали использовать как взлётную полосу для истребителей, но, так как её длина составляла всего 15 м, то она использовалась только для хранения и обслуживания самолётов.

Нижняя палуба имела длину взлётной части 55 м и на ней размещались #бомбардировщики и торпедоносцы. Но впоследствии с неё запускали и истребители.

Под верхней палубой располагались один над другим два открытых ангара, где самолеты находились во время похода. Нижний ангар размещался на одном уровне с нижней полётной палубой и изначально был открытым с носа корабля, также, как и средний, который имел выход на среднюю полётную палубу Носовой ангар предназначался для хранения и обслуживания торпедоносцев и бомбардировщиков, кормовой — для истребителей.

Розжиг котлов на Akagi, черный дым идёт из вспомогательной трубы
Розжиг котлов на Akagi, черный дым идёт из вспомогательной трубы

«Акаги» получил уникальную систему дымоходов, которая во время эксплуатации была признана неэффективной и более не использовалась. На «Хосё» инженеры использовали вращающуюся систему, но она также дала неудовлетворительные результаты. Поэтому для «Акаги» решили по правому борту установить одну большую дымовую трубу, наклоненную вниз. Сверху от неё вертикально располагалась вспомогательная труба, через которую отводились дымы при раскочегаривании котлов. В ходе эксплуатации выяснилось, что при волнении вода попадала в трубу, и смешивание горячего и холодного воздуха усиливало турбулентность, с которой система охлаждения не справлялась.

Бронирование

От линейного крейсера авианосец получил достаточно мощное бронирование корпуса. Но для корабля этого класса броневой пояс толщиной 254 мм был признан избыточным, и его уменьшили до 152 мм. Сам бронепояс занимал около 60% общей длины корпуса и располагался под углом 14 градусов, образуя цитадель, за которой находились все важные механизмы. Проходившее почти по все длине корпуса двойное дно имело толщину 22 и 24 мм. Противоторпедные були также получили 57 мм броню.

При достаточно мощном для этого класса кораблей вертикальном бронировании горизонтальное практически отсутствовало. Все палубы изготавливались из 14-мм корабельной стали, верхняя вообще была из тика и обшивалась листами толщиной 10 мм. Единственным бронированным участком являлась крыша цитадели — толщина брони здесь составляла от 31 до 57 мм на различных участках.

Силовая установка

Так как силовая установка для линейного крейсера «Акаги» на момент заморозки строительства уже была готова, было принято решение использовать её, но с небольшими доработками. Четырёхвальная ГЭУ суммарной мощностью 131 000 л.с. включала в себя две паровые турбины «Тихон» высокого давления и две низкого давления, на которые работали 11 больших нефтяных и 8 малых угольных котлов «Канпон-Б». Мощность ГЭУ позволяла «Акаги» развивать максимальную скорость в 30 узлов и действовать в составе линейных сил. До модернизации в 1938 году максимальная дальность плавания экономичным 14 узловым ходом составляла около 8 000 миль при стандартном запасе топлива. После модернизации экономичный ход поднялся до 16 узлов с сохранением дальности плавания.

Вооружение

Главный калибр

В качестве линейного крейсера «Акаги» должен был нести 10 орудий калибром 410 мм. При модернизации в авианосец инженеры решили сохранить количество стволов ГК, но уменьшить их #калибр в два раза. Четыре таких 200-мм орудия «Тип 3 №1» с длиной ствола 50 калибров в двухорудийных башнях установили перед боевым мостиком, по две башни с каждого борта. В кормовой части расположили ещё шесть орудий в казематных установках, по 3 с каждого борта.

Пушки 203-мм/50 Тип 3 на тяжёлом крейсере «Како»
Пушки 203-мм/50 Тип 3 на тяжёлом крейсере «Како»

Практическая скорострельность орудий составляла порядка 4-5 выстр./мин. В башенных установках дальность стрельбы 110-кг снарядом достигала 26 км при максимальном угле возвышения в 40 градусов, в казематных установках она была меньше из-за угла возвышения в 19 градусов.

В ходе модернизации 1934-1938 годов орудия в башенных установках демонтировали, оставив только орудия в казематах.

Зенитная артиллерия

В бортовых барбетах с каждого борта устанавливались по 3 двухорудийные башни со 120-мм зенитными орудиями «Тип 10» с длиной ствола 45 калибров. Практическая скорострельность достигала 11 выстр./мин. на ствол.

В ходе модернизации в 1934-1938 годов зенитная артиллерия была усилена. Авианосец получил 14 спаренных установок 25-мм автоматов «Тип 96»: 3 расположили в носовой части и 4 — в кормовой, с каждого борта. Также установили 6 спаренных установок зенитных пулемётов 13,2 мм и 8 пулемётов калибра 8 мм в одиночных установках.

Авиационное вооружение

По первоначальному проекту авиагруппа «Акаги» состояла из 60 самолетов:

· 16 разведчиков-бипланов Mitsubishi 2MR;

· 16 истребителей-бипланов Nakajima A1N;

· 28 бомбардировщиков-торпедоносцев Mitsubishi B1M3.

Mitsubishi B1M и Mitsubishi B2M на палубе авианосца IJN Akagi
Mitsubishi B1M и Mitsubishi B2M на палубе авианосца IJN Akagi

После увеличения ангаров в ходе модернизации 1934-1938 годов состав авиагруппы был увеличен. В постоянной готовности находилось 66 самолётов, а ещё 25 в виде самолётокомплектов хранились в ангаре, чтобы при необходимости заменить выбывшие из строя или потерянные самолёты. Стандартный состав авиагруппы на 1938 год был следующим:

· 12 истребителей Mitsubishi A5M (+4 запасных);

· 16 пикирующих бомбардировщиков-бипланов Aichi D1A (+5 запасных);

· 38 бомбардировщиков-торпедоносцев Yokosuka B4Y (+16 запасных).

В начале войны авиагруппу оснастили самыми современными самолетами, а также изменили её состав. В результате увеличения массы самолётов потребовалось снижение числа авиагруппы до 72 машин, включая запасные самолётокомплекты:

· 18 истребителей Mitsubishi A6M (+3 запасных);

· 18 пикирующих бомбардировщиков Aichi D3A (+3 запасных);

· 30 ударных бомбардировщиков-торпедоносцев Nakajima B5N.

Модернизация 1934-1938 годов

К 1933 году стало очевидно, что возможности «Акаги» не позволяют ему эксплуатировать более современные и тяжёлые самолёты, поступающие на вооружение флотской авиации. К тому же, остро назрел вопрос об устранении некоторых недостатков, таких, как отсутствие #ПВО ближнего радиуса, открытые ангары, устаревшее смешанное отопление котлов и ряд других.

Авианосец Akagi до модернизации
Авианосец Akagi до модернизации

Поэтому в октябре 1934 года «Акаги» стал на прикол на верфи в Сасебо, где начались работы по модернизации корабля. Сначала демонтировали все три полётные палубы и ангары. На месте нижней и средней палубы установили новые, более вместительные ангары, зашитые по бокам листами из 10-мм корабельной стали. Это позволило защитить самолеты от брызг воды и заливания при шторме, что прежде было очень большой проблемой.

Вместо сдвоенной дымовой трубы установили одинарную. Чтобы компенсировать её увеличенный вес, в левой части смонтировали небольшую надстройку, где разместили пункт управления полётами и боевую рубку.

Верхнюю взлётную палубу сделали сплошной, а её длину увеличили до 249 метров. В результате полетная #палуба «Акаги» стала даже длиннее, чем у более современных авианосцев не только японского, но и других флотов мира.

Изменения в конструкции палубы потребовали демонтировать двухорудийные установки ГК. Чтобы повысить противовоздушную оборону, добавили зенитные автоматы и пулемёты в спаренных установках.

Малые котлы, работавшие на угле, также демонтировали, а взамен них установили нефтяные. Оптимизация внутренних помещений позволила добавить дополнительные ёмкости для хранения авиационного топлива и нефти, что увеличило дальность хода до 10 000 миль экономичным ходом в 16 узлов.

Авианосец Akagi после модернизации
Авианосец Akagi после модернизации

Все эти доработки привели к тому, что нормальное водоизмещение выросло до 36 500 тонн, а полное — до 40 750 тонн.

Боевая служба

В свой первый боевой поход «Акаги» вышел в 1931 году. Но до модернизации 1934-1938 годов он участвовал только в разного рода манёврах флота. Позже он участвовал в поддержке японских войск в ходе вторжения в Китай. В общей сложности, в Китае «Акаги» находился до 1941 года. После модернизации «Акаги» вступил в строй в качестве флагмана 1-го авианосного соединения. Поэтому он возглавлял атаку на Пёрл-Харбор, и именно на нём располагался вымпел вице-адмирала Нагумо. Самолёты с «Акаги» успешно поразили торпедами американские линкоры «Оклахома» и «Вест Вирджиния», а бомбами — линкоры «Мэриленд» и «Теннеси», а также легкий крейсер «Рэлей».

Akagi покидает остров Целебес для атаки на Коломбо, 26 марта 1942 года. На заднем плане — другие авианосцы и линкоры ударной авианосной группы. К надстройке прикреплены рулонные футоновые матрасы, чтобы обеспечить дополнительную защиту от вражеской атаки
Akagi покидает остров Целебес для атаки на Коломбо, 26 марта 1942 года. На заднем плане — другие авианосцы и линкоры ударной авианосной группы. К надстройке прикреплены рулонные футоновые матрасы, чтобы обеспечить дополнительную защиту от вражеской атаки

С января по март 1942 года авиация «Акаги» принимала участие в налётах на Рабаул и Порт Дарвин. Также авианосец участвовал в атаке на Цейлон, где японский флот сумел почти в полном составе уничтожить соединение британского Азиатского флота.

По возвращению из рейда в Индийский океан соединение Нагумо начало подготовку к решающему сражению с американским флотом, которое планировалось японским Морским штабом. 4 июня 1942 года по расположенному на атолле Мидуэй аэродрому нанесли удар самолёты первой волны, в том числе 27 самолётов с «Акаги». Остальные самолёты в это время перевооружали с торпед на бомбы для того, чтобы задействовать их во второй волне.

Когда вице-адмирал Нагумо получил информацию об обнаружении американских кораблей, он приказал в срочном порядке снова перевооружить самолеты с бомб на торпеды. Чтобы ускорить процесс, самолётная обслуга не отправляла снятые бомбы вниз, как этого требовала инструкция, а складировала их в ангаре. В это время американская #авиация, поднятая с авианосцев и береговых аэродромов, атаковала соединение Нагумо. Основную часть первой волны американских самолётов составляли торпедоносцы и истребители прикрытия, поэтому японские истребители ввязались в бой с ними. Это позволило эскадрилье пикирующих бомбардировщиков без помех зайти в атаку на «Акаги» и произвести прицельное бомбометание.

В 10:25 в авианосец попали всего две бомбы массой по 1000 фунтов и ещё одна взорвалась рядом, не причинив никакого вреда. Но ущерб от двух попавших бомб был поистине ужасным.

Япония была одной из первых морских держав, которая осознала важность развития принципиально нового класса боевых кораблей — авианосцев.-11

Akagi (справа, частично скрыт облаками) предпринимает действия по уклонению во время воздушной атаки американских B-17 вскоре после 08:00 4 июня 1942 года. Корабль слева, вероятно, эсминец авианосной охраны "Новаки". Фотография была сделана с одного из атакующих В-17

Первая бомба попала в полётную палубу в районе центрального подъемника, и от взрыва загорелись расположенные рядом самолёты с уже установленными торпедами. Вторая взорвалась на корме — от её взрыва возник еще один источник пожара, а также заклинило руль. Уже через пять минут пожар вызвал детонацию торпед и бомб, находящихся на палубе, а растекающееся авиационное #топливо позволяло огню распространяться с огромной скоростью. Вскоре вся полётная палуба «Акаги» представляла собой сплошной костёр, в котором регулярно взрывались самолеты. В 11:35 пламя добралось до расположенных на баке складов боеприпасов, которые взлетели в воздух. Штаб Нагумо эвакуировался с корабля, но экипаж продолжал борьбу с огнем до 18:00, пока не стало ясно, что все действия по спасению корабля безрезультатны. Тогда по приказу Нагумо выжившая часть экипажа была эвакуирована на другие корабли, а в 03:55 торпеды с четырёх японских эсминцев поразили обречённый авианосец, и через час он затонул.

Оценка проекта

«Акаги» являлся одним из первых авианосцев японского флота и страдал множеством «детских болезней». Среди них и откровенно неудачная конструкция дымовой трубы, и открытые ангары, через которые самолеты постоянно заливало водой, проблемы с остойчивостью и отсутствие горизонтального бронирования. Некоторые из этих проблем были частично устранены в ходе модернизации, но, даже несмотря на недостатки, именно «Акаги» стал первым авианосцем, на который самолёты могли садиться и взлетать одновременно, а его авиагруппа была одной из самых больших даже по сравнению с тяжелыми авианосцами специальной постройки.

Япония была одной из первых морских держав, которая осознала важность развития принципиально нового класса боевых кораблей — авианосцев.-12

Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал.

Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWs

🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь и получите приветственные подарки: https://krbli.ru/3v2h7WK

Другие интересные материалы: