В Ханты-Мансийске проходит 21-й международный фестиваль кинодебютов «Дух огня». Главный смотр молодых авторов начал работу без своего президента Эмира Кустурицы. Сербский режиссер попал в больницу с переломом ноги. Правда, всё равно обещал прилететь в столицу Югры. А пока коллеги интересуются его здоровьем у шаманов и готовят палату в одном санаториев. «Известия» отправились на «Дух огня» — ждать Кустурицу и, конечно, смотреть фильмы.
Костяная нога
Эмир Кустурица стал президентом «Духа огня» в прошлом году. Он сменил на этом почетном посту основателя фестиваля, режиссера Сергея Соловьева, который управлял им 19 лет. Прилетев в прошлом году из Белграда в Ханты-Мансийск, Кустурица привез и своих музыкантов из The No Smoking Orchestra и предупредил, что это его последнее выступление — режиссер заканчивает музыкальную карьеру. И будто накаркал. В этом году Кустурица не приехал ни с оркестром, ни один. Поскользнулся, упал, очнулся — гипс.
— У него сложная операция, очень неудачный перелом ноги, — рассказала «Известиям» вице-президент кинофестиваля Мария Зверева. — И губернатор ХМАО Наталья Комарова предложила оказать ему медицинскую помощь. Возможно, Эмир Кустурица приедет лечиться в Ханты-Мансийск.
В кулуарах фестиваля говорили, что условия в Белграде не очень хорошие. В Сибири медицина лучше, да и российские специалисты ценятся во всем мире. Но в этой травме кто-то увидел некую закономерность, а кто-то посчитал события звеньями одной цепи. 40 лет назад на Венецианском кинофестивале первый президент «Духа огня» Сергей Соловьев вручал молодому кинематографисту из Сербии Эмиру Кустурице приз за лучший дебютный фильм «Помнишь ли ты Долли Белл». А пять лет назад российский режиссер устроил в Санкт-Петербурге выставку под названием «Нога судьбы».
— И тут мне звонит Эмир Кустурица и говорит: «Саша, я ногу сломал». — «Отличная новость», — пересказал заместитель генерального директора ПАО «Газпром нефть» и почетный консул Республики Сербия в Московской области Александр Дыбаль. — Оказалось, что травму он получил там, где снимал «Жизнь как чудо», за которую получил Каннскую пальмовую ветвь, которую вручала ему вице-президент «Духа огня» Мария Зуева. Это место называется Мокра-Гора в Сербии. Так выбрать место, связанное с кино, мог только он — режиссер-философ.
Эмир Кустурица записал обращение к фестивалю прямо с больничной койки. Причем с первого дубля это ему не удалось. В кадре режиссер выглядел комично и напоминал Семена Семеновича Горбункова из «Бриллиантовой руки» Гайдая. Гипс кинематографично оказывался на первом плане. Создавалось впечатление большой трагедии. Пришлось записывать второе видео.
— Приветствую вас друзья! Мне очень жаль, что я не могу быть на фестивале «Дух огня». Моя связь с Россией и русской культурой огромна. Я знаю, что попал в абсурдную ситуацию. Но если всё будет хорошо, я приеду до конца фестиваля, — пообещал Эмир Кустурица.
После такого обещания, уверенности, что Кустурица всё-таки доберется до Сибири, немного прибавилось.
И тут Чебурашка
Зато в Ханты-Мансийск прилетел народный артист России Сергей Гармаш. Когда актер появился на красной дорожке, зрители дружно закричали: «Чебурашка!» Всем хотелось сфотографировать артиста, которого на сей раз полюбили за роль садовника Гены. Казалось, что если бы не родители, дети разобрали бы актера на сувениры. Сергей Гармаш признается, что такое внимание ему приятно. Он даже не подозревал, что стал кумиром маленьких зрителей. Но при этом понимает, что успех «Чебурашки» — закономерность.
— Как сказал Хичкок, есть три причины для успеха фильма: сценарий, сценарий и сценарий, — считает народный артист. — История у режиссера Дмитрия Дьяченко была изначально очень интересная. Если предложат сниматься в продолжении, я соглашусь. Тем более что у авторов есть все основания эту историю продлить. Может, так и случится.
Сергей Гармаш следил за рекордами проката. Правда, артисты от этих денег процентов не получают. Хотя иногда роялти прописывают не только в контрактах голливудских артистов, но и у российских.
— Этого не было у нас, на «Чебурашке», потому что кино — большой риск, — констатирует актер. — Мне нравится, что кинокомпания, заработавшая деньги на «Чебурашке», выпустила сейчас сериал Натальи Мещаниновой «Алиса не может ждать», а еще — два сезона «Вампиры средней полосы». Они вкладывают финансы в новое производство. И это замечательно.
На фестивале Сергея Гармаша ждал сюрприз. Председатель международного жюри «Духа огня» режиссер Павел Лунгин вручил ему награду «За вклад в развитие кинематографа».
— Этот приз мы даем человеку, которого считаем золотом чистой пробы, — подчеркнул Лунгин. — И я горжусь, что он снялся в моем последнем фильме, еще до великого «Чебурашки». И я скажу вам, что делает актера великим. Сценарист написал какие-то неловкие слова, режиссер пытается снять их, но знает, что это неправда. И в кадр выходит большой актер, и вдруг произносит эти слова, что ты смотришь на него и веришь. Этот дар есть не у многих актеров.
Пересильд — длинный чулок
Юлия Пересильд привезла на «Дух огня» премьеру своего моноспектакля «Пеппи Длинный чулок». Сказку она прочитала детям под сопровождение симфонического оркестра, которым дирижировала Ксения Жарко. Музыку для Юлии написал Тихон Хренников младший.
Два отделения спектакля заслуженная артистка России, первая актриса-космонавт, рассказывала истории о Пеппи, написанные Астрид Линдгрен. Дети внимательно слушали и смотрели на Пересильд. А когда та взяла у дирижера палочку и стала за пульт перед оркестром, зал взорвался овацией.
В финале спектакля актриса пригласила на сцену детей, которые рисовали веселые картинки с рыжей девочкой из сказки. Так они оформили визуальный ряд представления. Каждый юный художник из Ханты-Мансийска получил от Юлии Пересильд книгу Астрид Линдгрен.
Голливуд и Болливуд
Кроме культурной программы, фестиваль пригласил спикеров и на деловую часть. «Дух огня» сейчас уверенно можно назвать крупнейшим смотром в России по количеству иностранных участников. В условиях санкций и отмены русской культуры в мире в Ханты-Мансийск приехали кинематографисты из 16 стран. Среди них США, Китай, Франция, Япония, Бразилия, Аргентина, Иран. И впервые в Югру прилетели представители Индии. Режиссер и продюсер Бауддхаян Мукхерджи вошел в международное жюри фестиваля. В перерыве между кинопросмотрами иностранцев пригласили посетить День оленевода. Катание на оленьих упряжках, уха из красной рыбы, соленый муксун и улыбчивые девушки в национальной одежде пленили индийского гостя.
— Такое может случиться лишь раз в жизни, теперь мне есть что рассказать внукам, — поделился с «Известиями» Бауддхаян Мукхерджи. — Катание на оленях — это лучшее, что случилось со мной. Я никогда не видел таких животных. Сейчас я не могу ни о чем думать. Только олени, санки и снег.
На фестивале прошла встреча российских и индийских коллег. Фонд Росконгресс выступил коммуникационным партнером XXI международного фестиваля кинодебютов «Дух огня». Кинематографисты обсуждали точки пересечения взаимных интересов. Намечались перспективы копродукции и обмен опытом в создании международных проектов.
— Уверен, что уникальные национальные традиции России и Индии будут способствовать взаимовыгодному развитию этнического кинематографа как важного сектора креативных индустрий, — отметил исполнительный директор Гильдии продюсеров Индии Нитин Теджа Ахуджа.
Иностранные коллеги посчитали необходимым поддерживать молодежь, продвигающую самобытность коренных народов Севера.
— Мы изучаем и используем опыт других стран, регионов и тем самым идем в развитии собственного фестивального предложения, — сказала губернатор Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Наталья Комарова.
Поговорили на фестивале и о возможном сотрудничестве с кинематографом ОАЭ.
— Мы сейчас наблюдаем за новым витком в развитии человечества, — считает журналист и обладатель премии «Эмми» из США Сергей Гордеев. — Если раньше мы следили за отдельными культурными очагами и пытались соответствовать некому американскому стандарту, то теперь мы возвращаемся к своим корням. Люди начинают понимать ценность собственной культуры. Пора обернуться на себя, но идти вперед, обогащенными международным опытом.
Судя по международному кинофоруму «Дух огня», теперь взгляды отечественных кинематографистов устремлены не на Голливуд, а скорее на Болливуд. Ждем новых коллабораций, учим хинди и ждем Кустурицу.