Один из аргументов для туристов, рвущихся в Беларусь, - здесь много достопримечательностей, «чистенько и порядок», нет суматохи и пробок, хорошая национальная кухня и низкие цены. Неслучайно эту бывшую советскую республику часто называют «заповедником СССР».
А ещё здесь безопасно. Жители и гости не опасаются ходить по улицам ни днём, ни ночью. В этом вопросе белорусским правоохранителям (в отличие от их российских коллег) есть чем похвалиться, ибо большая часть населения уверена, что «их милиция их бережёт». Милиция, сохранившая прежнее название и в очередной раз отметившая 4 марта свой профессиональный праздник. Напомним, что верность старому названию сохранили ещё три бывших советских республики - Киргизия, Таджикистан и Узбекистан.
Преобразования в белорусских правоохранительных органах шли потихоньку все последние десятилетия. Но настоящая реформа в МВД началась в 2012 году. Таким образом, Белоруссия стала третьей страной на постсоветском пространстве (после Эстонии и Грузии), решившейся на этот шаг. Только если прибалты при реформировании пошли по крайне радикальному пути, то наши братья-славяне предпочли мягкий вариант, в основе которого лежало сочетание советских традиций и собственного опыта.
Почему Лукашенко задумался о реформе правоохранительной системы? У Белоруссии с Россией сходные проблемы: государства проходят общий путь развития от авторитарно-тоталитарного прошлого, существуют проблемы в экономике, в социальной сфере, в развитии институтов гражданского общества, в расходовании бюджета, имеет место коррупция на всех уровнях.
Безусловно, реформа МВД была затеяна «не от хорошей жизни» - у милицейского ведомства к этому времени (как и у российских коллег) тоже накопилось немало критических проблем. Пожалуй, главное отличие Белоруссии в том, что там нет такого разгула криминала, как в России - убийств, злоупотреблений, хищений, терактов...
Заметим, что вопрос переименования белорусской милиции в полицию даже не рассматривался, поскольку «полицай» в стране по известным причинам до сих пор является страшным ругательством.
Вот как сам Лукашенко обосновал проведение изменений в милицейском ведомстве:
«Я не просто так сказал о том, что нам надо реформировать МВД, но реформировать, не ломая (не заниматься сменой вывесок), как это обычно бывало, может быть, и у нас, и у наших соседей. Реформа должна заключаться в совершенствовании той структуры (милиции), которая сегодня создана. Это принципиальное и концептуальное положение развития нашего государства. Реформу мы всегда должны понимать как совершенствование».
Исходя из этого программного заявления перед новым главой ведомства были поставлены конкретные задачи: оптимизировать численность подразделений, избавиться от устаревших структур и освободить милицию от несвойственных ей функций. При этом, сокращая численность милиции, высвободившиеся средства предполагалось оставить в распоряжении МВД для увеличения денежного довольствия сотрудников.
Что в итоге получилось. Во всех службах сократили штат, а все сэкономленные средства пошли на укрепление материально-технической базы милиции и повышение зарплат сотрудников. Милиционер в Белоруссии стал почётной и даже неплохо оплачиваемой профессией: по крайней мере, по ряду позиций их денежное довольствие сегодня вполне сопоставимо с окладами их российских коллег.
Следственные подразделения МВД передали вновь образованному Следственному комитету, криминалистические лаборатории - Государственному комитету судебных экспертиз, а транспортную милицию вообще упразднили. Был введён жёсткий запрет на перевозку детей без специального автокресла, на езду в зимнее время на летней резине, пешеходов обязали в тёмное время носить на одежде светоотражающие фликеры.
Повысить эффективность работы милиции было призвано ещё одно любопытное нововведение - балльная системы оценки, которая отныне базируется на оценке только по конечному результату, без доведения каких-либо планов или нормативов, что должно (по задумке изобретателей новации) сделать милицию гуманнее и ближе к людям. Теперь в основе всей её деятельности лежит профилактика правонарушений и отказ от использования «палочно-галочной» системы - только таким способом МВД намерено избавиться от имиджа «карательного органа» и повысить доверие населения к органам внутренних дел.
Вот только до конца непонятно: как это осуществимо в условиях достаточно авторитарной власти и жёсткого давления извне - в таких обстоятельствах милиция (даже при видимой стабильности) всегда будет выполнять карательные функции.
Тем не менее, благодаря реформам и работе сотрудников МВД за последнее десятилетие Беларусь в непростых политических и экономических условиях смогла обеспечить стабильную общественно-политическую обстановку в стране: было ликвидировано более сотни преступных группировок; если в 2006 году совершено около 70 тысяч преступлений в общественных местах, то теперь их не более 25 тысяч.
Самым серьёзным вызовом для государства и её правоохранителей стали протестные выступления 2020 года с целью дестабилизации обстановки, в ходе которых радикалы планировали устроить переворот и заставить отвернуться от России. И лишь жёсткие решительные действия белорусских силовиков воспрепятствовали этому. А упрёки всякого рода злопыхателей в адрес милиции в части её «репрессивности» свидетельствуют лишь о её профессионализме.
С праздником, белорусские коллеги!
Читайте мои последние публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!