У каждого своя судьба. Вне зависимости от статуса, роли в обществе, денег в кармане нас настигают трудности. И только от нас зависит, как мы в них себя поведём. Станем ли мы в глазах общества гением, или проявим качества остолопа?
Дорогой читатель, сейчас вы можете прочитать самую главную рецензию на моём канале (на момент записи - сер. марта 2023). Она будет посвящена одному из моих любимейших романов. В ней вы узнаете:
- Кто такой Джон Кеннеди Тул?
- Почему этот роман "проклят"?
- И чем он бессмертен?
- Что означает название канала?
Думаю, начнём. Но перед этим предупрежу, что автор не хочет лишить вас удовольствия испытать весь возможный спектр эмоций от романа, поэтому из-за отсутствия важных сюжетных спойлеров, материал может быть не столь содержательным. Но я однозначно постараюсь! Приятного чтения!
О творце
Джон Кеннеди Тул родился в Новом Орлеане в 1937 году. Об этом авторе существует очень мало информации. Известно, что в 1953-1958 годах учился в Тулейском университете. В это же время (в 16 лет!!) пишет свой роман "Неоновая библия".
После получил степень магистранта, пытался преподавать и отслужил в армии( как преподавателем английского языка для призывников из Пуэрто-Рико). И в это же время..
В 1962-1963гг. он пишет свой главный сатирический роман ( ему дают ещё характеристику плутовского романа), одно из главных произведений XX века в американской и мировой культуре - "Сговор остолопов".
Правда.. к сожалению, мы говорим о грустной истории. Книга Тула не нашла отклика у издателей. С 1963 года он пытался опубликовать роман, но выходило неудачно. В 1966 году он получил окончательный отказ. Это сильно повлияло на него.
Страдая депрессивными расстройствами, в 1969 году писатель кончает жизнь самоубийством. При жизни автор так и не получил своей славы.
Однако, благодаря великим усилиям мамы, Тельмы Тул, "Сговор остолопов" всё же опубликовали. Ну и как вы думаете? Критики носили на руках этот роман! Даже дошло до того, что в 1981 году была присвоена "Пулитцеровская премия" и "Американская литературная премия ПЕН/Фолкнер".
Грандиозность произведения отмечают и другие писатели, как Чак Паланик, Уокер Перси и другие. От первого я, собственно, и узнал о нём.
Почему роман считается "проклятым"?
После ошеломительного успеха, конечно же, книгу захотели экранизировать. На главные роли были утверждены Джон Белуши ( старший брата Джеймса Белуши, известного по фильмам "К-9", "Красная жара" и "Поменяться местами") и Ричард Прайор. Но для всех неожиданно Белуши скончался от передозировки наркотиков, и после этого Прайор отказался сниматься.
Проект заморозили до начала 90-х. На главную роль был уже назначен Джон Кэнди, снявшийся до этого в фильме "Один дома", где отыграл того самого весёлого польского музыканта. Но.. съёмки даже не успели начаться: 43-х летний актёр умер от инфаркта.
Прошло время. Ещё одна попытка, спустя примерно три года. На главную роль уже утверждён Крис Фарли. И опять срыв съёмок, смерть актёра и даже та же самая передозировка наркотиками.
После этого никто не намерен экранизировать "проклятый" роман Джона Кеннеди.
Подведём микро-вывод этой части статьи:
- Наркотики - это зло;
- Дух Тула явно против популяризации и экранизации своего главного детища.
Теперь перейдём к самому произведению.
Что и кто показаны в книге?
Когда на свете появится истинный гений, вы можете его узнать вот по какому признаку: все остолопы вступают против него в сговор.
Джонатан Свифт. Мысли по различным поводам, как поучительным, так и забавным.
(Эпиграф к "Cговору остолопов")
50-е года ХХ века. Новый Орлеан. Обстановка взросления самого писателя.
Первым делом Тул показывает нам главного персонажа книги - Игнациуса Ж. Райлли. Вокруг которого и будет вертеться весь сюжет. Это толстый высокий мужчина, за 30 лет, в причудливой одежде. Но самое важное в нём - его характер.
Эгоистичный, дерзкий, озлобленный, самовлюблённый, вызывающий постоянно жалость к себе. Но при этом рассудительный, образованный и грамотный. Вот за таким фруктом нам предлагается наблюдать.
Уверяю вас, что он не будет вызывать у вас какой-либо жалости. Это персонаж, построенный на отвращении. Он не уважает ни свою мать, ни своих коллег, ни незнакомцев, никого. Кажется, что он ведёт себя так, чтобы его ненавидели.
Отрывок из диалога. Первые страницы романа.
- Ох, да он ко мне так плохо иногда относится, - провозгласила миссис Райлли и повернулась к Дарлине. - Вы себе представить не можете . Как подумаю, сколько всего я для этого мальчика сделала...
- Мамаша, что вы мелете? (речь Игнациуса)
- Ты меня не ценишь.
- Прекратите сейчас же. Боюсь, вы потребляли чересчур много пива.
- Я для тебя всё равно, что мусор. А я хорошая, - всхлипнула миссис Райлли и повернулась к Дарлине. - Я всю страховку бедного дедушки Райлли спустила, только чтоб он в колеже восемь лет учился, а он с тех пор только дома валяется да на телевизер смотрит.
- Постыдился бы, - сказала Дарлина Игнациусу. - Такой здоровый мужик. Погляди только на свою бедную мамочку.
Миссис Райлли рухнула на стойку, рыдая и сжимая в кулаке стакан с пивом.
- Это смехотворно. Мамаша, сейчас же прекратите.
В общем-то, одно обращение к родной матери - "мамаша" - чего только стоит. И таким образом, Игнациус ведёт себя почти всегда.
Но стоит признать, что не только Игнациус вызывает негативные эмоции в произведении. Это делают практически все персонажи. От важных фигур до каких-то прохожих, героев одной-двух сцен.
Отмечу также, что представлены многие слои общества. От беднейших представителей "гетто" до богатого, привилегированного класса. И в каждом - одни остолопы.
Кроме, пожалуй, двух индивидуумов: Джоунза и Гаса Леви. Первый носит больше комедийную роль(какую конкретно чуть позже), второго же просто жалко. И интересно, что все остолопы как раз негативно относятся к ним, выставляя их в плохом свете. И, спойлер, не найдётся человека, который будет считать обратное.
Цели и проблемы в книге
Природа иногда творит глупцов, но шут - всегда творение человека.
Эдиссон. (Эпиграф к одной из глав)
Центральной задачей в романе, как вы уже могли догадаться, Тул ставит показать общество через призму всех слоёв. Все его беды и страхи. Отношения и достижения. Отсюда он выдвигает проблему - остолопы есть везде, или нахождение на определённом классовом уровне не делает тебя кем-то уникальным только лишь из-за этого.
Важно отметить, что писатель показывает это через сатиру. Он высмеивает своих персонажей перед другими, перед читателем.
И здесь приведу снова в антагонисты Джоунза. Если читатель смеётся над другими персонажами, над их глупостью, то в случае Джоунза он смеётся не над ним, а над его шутками и выходками (полностью осознанными!). И при этом он представитель самого низшего слоя - он из темнокожего гетто, презираемого всеми. Да и к тому же, он абсолютно не глупый.
Диалог Джоунза и его знакомого.
- Ты лучше сходи в подлицию, скажи, что увольняисси, но другое место искать себе пойдёшь.
- В-во! Никакой работы чёрным публикам не светит - для них тока нары в каталашке. Хочшь хавку легулярно - так садись в тюрягу, ничо лучше нет. Тока я лучше с голодухи помру снаружи. Я лучше полы эти лятские мыть буду, чем в тюрягу, номера для машин красить да коврики с ремнями плести и прочее говно... (слова Джоунза)
Другие же темы исходят от центральной. Это и проблемы отцов и детей (Игнациус и его мама), это проблемы продвижения по карьерной лестнице (вспомните/прочитайте про Манкузо), это и классовый шовинизм (Джоунз); проблема, когда тебя попросту не слышат и не слушают(Гас Леви); и ещё, и ещё. В книге представлено огромное количество персонажей и каждый так или иначе поднимает с собой какую-то проблему. Это и есть доказательство, почему этот роман - бессмертный.
Вы можете, конечно же, найти все эти проблемы в других произведениях мировой и отечественной литературы. Но чтобы столько и всего за менее чем 600 страниц - вам придётся очень постараться.
Речь персонажей
Отдельно хочу отметить один крайне интересный художественный приём - показ речи каждого отдельного героя. Тул чётко для каждого персонажа проработал не только повадки и характер, но и речь. И описал её. Выше вы могли читать, как разговаривает Джоунз, миссис Райлли и Игнациус. Если первые два безграмотные, что и должно показывать их уровень воспитания, место работы, то последний образованный и он точно знает, как правильно произносить те или иные выражения. Но.. я говорю, что "должно показывать". На самом деле всё здесь как раз наоборот.
Этот приём дополняет общую картину, что просто необходимо для произведения, цель которого показывать общество на примере героев.
Заключение
Джон Кеннеди Тул прожил очень небольшую и непримечательную жизнь, но он оставил нам то, что мы будем читать и перечитывать ещё десятки раз. "Сговор остолопов" - это эталонный пример проблемного сатирического романа. Юмор, отвращение и испанский стыд- пожалуй, так можно кратко охарактеризовать эту книгу. И всё это по отношению к тем, кого мы, вероятно, знаем, ведь герои Тула бессмертны.
Он показывает нам ту обстановку, в которой сам находился. Описывает тем языком, который слышал и произносил сам. Показывает те ситуации, я уверен, которым сам был свидетель. Всё делает это произведение реалистичным и насыщенным.
Прочитайте этот шедевр, если ещё нет. Уверяю, вы не пожалеете.
Почему мой канал назван в честь романа?
Отвечу кратко для тех, кого это когда-либо интересовало, или заинтересовало по ходу моего рассказа.
И... тут ничего интересно. Во-первых, я просто очень сильно люблю эту книгу (парам-парам-пам-пум!). И когда встал вопрос, как назвать канал, первым делом пришли две идеи - "Сговор остолопов" и "Любовь Гика" (роман Кэтрин Данн). Да, признаю, что второе подходит лучше. Но раз уж я решил, что канал о моих вкусах, то пусть в названии то, что мне и нравится больше.
А, во-вторых, когда-нибудь я перейду от обычных обзоров фильмов, книг и актёров к поднятию более важных социальных проблем в тех же местах. И эти же все проблемы ранее меня поднимала эта замечательная книжка.
Всем спасибо за внимание! Если вам понравился материал, то оцените его и напишите комментарий. Если вы с чем-то не согласны, то также прошу написать об этом. Отвечу каждому.
#книги #сговоростолопов #тул #литература #классика #фильмы