Найти в Дзене
Андрей Сталк

Отпетые мошенники

"Отпетые мошенники", 2008, Франция
"Отпетые мошенники", 2008, Франция

Первый ход — Е2-Е4, а там... посмотрим

В размытом мире искусства нет ясных ориентиров. Это в спорте все ясно – пробежал стометровку быстрее всех по электронному секундомеру – и ты лучший, все рвутся с тобой фотографироваться, а имеющие определенный излишек материальных средств становятся в очередь, чтобы чемпион прорекламировал именно их хрень. А через некоторое время молодые и борзые заменяют постаревшего ветерана, и он в тридцать лет уходит писать мемуары и вкладывать в Хопер-инвест заработанные драгметаллы. А вот в кино, если ты однажды занял место под солнцем, то, если не спился, не скололся и не перешел дорогу маститому продюсеру, ты в обойме навсегда. Будешь играть семидесятилетнего терминатора или восьмидесятилетнего донжуана, и рать поклонников будет убеждать не ностальгирующих скептиков в неисчерпаемом таланте имярека.


Жан Рено давно в энергосберегающем режиме. В «Отпетых мошенниках» (название переведено закомплексованным низким творческим ай-кью локализатором) его персонажа мог с таким же успехом сыграть кто угодно, Дуэйн Джонсон, к примеру, или Константин Хабенский, неважно. Да любой второплановый актер из базы данных со ставкой 100 евро за съемочный день. Но его лицо афишу не украсит, и лишние батальоны, считающих, что Рено – это голова и гарантированный успех, в кинозал не позовёт.


Впрочем, основной силой в мошеннической комедии, были другие. Жан Дюжарден бьется в мировой иерархии за место на орбите, и честно старался выжать из замысла создателей что-нибудь оригинальное. Его герой Кэш, великий парижский махинатор, избавляет пассажиров общественного транспорта от кредиток, меняет фальшивые евро на настоящие, а если вдруг убьют его брата, то он отомстит врагам, сперев бриллиантов не меньше, чем на двенадцать миллионов. Персонаж Валерии Голино, как её коллега-землячка Дюбуа из третьего «Мадагаскара», роет носом мостовую, чтобы побить своим джокером сразу несколько козырей. Ну, и далее, по убывающей ветви параболы: Тальони, Корнийяк, Берлеан… Любители современного французского кино в удовлетворении.


Однако такие картины смотрят не из-за каста, а ради щекотания сюжетом авантюрной жилки. Кто же не любит хитроумные комбинации, когда одни авантюристы водят за нос других, а самые расчетливые просчитывают на один ход больше, и пьют шампанское перед финальными титрами. У каждого кинолюбителя есть любимые ленты этого жанра, кто-то без ума от Остапа Бендера, кто-то смакует выдержанные «Ва-банки», кто-то заносит в отдельные папочки похождения Оушена с множащимися друзьями. Вот только «Отпетые мошенники» вряд ли войдут в анналы киноаферизма, вытеснив оттуда блефующего Челентано, респектабельного Томаса Крауна или российского Классика.


Уж больно скомканным получились мошенники по Эрику Беснарду. Суперрасчетливого Кэша может легко прижать к стенке наружный полицейский наблюдатель, которую, в свою очередь, опрокидывает дошколенок. А, главное, изюминка картины – обаяние главных героев – весьма специфична и придется по вкусу не каждому. Все-таки для того, чтобы переживать за нехорошого по определению типа (вам же вряд ли понравиться человек, выставивший вас лохом, что и делает любой мошенник), нужно либо внешнее обаяние, либо попадание в сокровенные тайники души зрителя (вот за Юрия Деточкина мы действительно переживали, несмотря на нарушение УК). Товарищи Кэш и Максим обладали внушительными носами и звучными исполнительскими именами, только этого мало, чтобы командовать парадом более длительный срок, нежели хронометраж фильма.