Найти тему

Пермская художественная галерея

Однажды учитель – известный советский и российский журналист сказал мне: «Расскажи про Пермь. Мы ничего о ней не знаем». Его представления о городе складывались из фильма «Географ глобус пропил».

Поэтому иногда буду делиться пермскими брендами здесь. В прошлых публикациях рассказывала об исторической архитектуре, экспозиции музея современного искусства. Сегодня несколько слов о Пермской художественной галерее и ее пермских богах.

Спасо-Преображенский собор. Пермская художественная галерея
Спасо-Преображенский собор. Пермская художественная галерея

Начнем с того, что Пермская галерея находится в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора – знакового архитектурного сооружения Перми. Возведен собор в 1820 году архитектором Иваном Свиязевым (бывшим крепостным), а основан Спасо-Преображенский монастырь ни мало ни много в 1560 году в г. Пыскоре. В 18 веке было принято решение монастырь перенести в Пермь. Между прочим, в галерее сохранился иконостас 18 века того самого Спасо-Преображенского монастыря, что был разобран в Пысторе, по Каме сплавлен в Пермь и установлен в сием храме.

-2

Ну а в 1932 году, как водилось в советскую эпоху, храм намеревались уничтожить, но решили сооружение отдать под нужды музея, где он находится и по сей день. Выступал против сноса собора Лебедев Александр Сергеевич – крупнейший краевед Приволжья и Урала. В 1937 г. был репрессирован и расстрелян в Свердловске.

-3

В наши дни РПЦ планирует вернуть храм, а галерея должна переехать в арт-пространство «Завод Шпагина».

Сам музей был основан в 1922 году, основу коллекции составили дары Государственного музейного фонда, Эрмитажа, ГМИИ им. Пушкина, Ленинградской закупочной комиссии. В музее хранится русская живопись 18 – 20 в.в. выдающихся мастеров. Особую гордость составляют работы уральских крепостных художников и русский авангард. Представлено западноевропейское искусство 15-19 в.в., некоторые произведения неизвестных мастеров требуют изучения и атрибуции.

Неизвестный итальянский художник круга Франческо Сальвати (1510-1563) «Клеопатра»
Неизвестный итальянский художник круга Франческо Сальвати (1510-1563) «Клеопатра»
Бронников Ф.А. (1827 – 1902) «Римские бани», 1858 г.
Бронников Ф.А. (1827 – 1902) «Римские бани», 1858 г.
Макаров И.К. «Портрет сестер Перовских», 1859 г.
Макаров И.К. «Портрет сестер Перовских», 1859 г.

На портрете изображены Маша и Софья Перовские. Софья с золотыми кудряшками – та самая революционерка, участница покушения и убийства императора Александра II, отдавшая сигнал о нападении белым платочком. Была повешена в 1881 году на плацу Семеновского полка.

Помимо живописи и скульптуры значительную долю фонда составляют предметы декоративно-прикладного искусства от Античности и Древнего Египта до наших дней. А также собрания предметов из драгоценных металлов, фарфора, керамики, стекла, камня и кости.

Жемчужиной коллекции Пермской галереи и поистине уральским брендом стало собрание пермских богов. Здесь стоит отметить отцов-основателей музея. Николая Николаевича Серебренникова и Александра Константиновича Сыропятова, которые организовали экспедиции по Пермской губернии с целью сохранения иконописи и религиозной скульптуры. Удалось спасти от уничтожения сотни предметов восточно-христианского искусства. И вновь имя И.Э. Грабаря возникает в истории Пермской галереи, как вдохновителя пермских подвижников и хранителя достояний русского искусства.

Н.Н. Серебренников, И.Э. Грабарь и др.
Н.Н. Серебренников, И.Э. Грабарь и др.

В 20-е годы 20 века было проведено 6 экспедиций, в результате которых собрана крупнейшая коллекция северной религиозной скульптуры – феномена русской православной культуры. Ведь, как известно, с 18 века Святейшим синодом было запрещено объемное изображение христианских образов. Самые древние находки датируются концом 17 века – началом 18 века и происходят из православных храмов Чердыни, Покчи, Ныроба. Работы имперсональны. Лишь некоторые атрибутируют к мастерам Д. Домину из п. Лысьва, Н. Филимонову, Н. Кирьянову из д. Габово Карагайского района.

"В темнице"
"В темнице"

Несмотря на запрет, искоренить традицию вырезать скульптуры богов из дерева, не удалось. По воспоминаниям Н.Н. Серебренникова, прихожане ставили лики святых внутри храма на подобие темниц, одевали и обували их, приносили им дары. Образы порой имеют черты коми-пермяцкого и башкирского типа. Безусловно, речь идет о слиянии языческой и православной культуры в северных широтах пермской земли.

Сегодня коллекция пермских богов – символ Пермского края. Собрание деревянной христианской скульптуры было показано на выставках во Франции, Италии, Бельгии, Германии, Японии и столичных музеях.