Найти в Дзене

СТРЕЛЬБА НА... ВЫЖИВАНИЕ. (Часть 3)


интуитивнаястрельба.рф
На основе накопленных знаний и умений.

Сейчас речь пойдёт о некоторых аспектах и элементах техники работы с короткоствольным оружием, как наиболее сложным и разнообразным в управлении. Принципы работы с ним при необходимости легко переносятся на длинноствольное оружие.

Конечно данная статья не охватывает всего комплекса вопросов подготовки и умений стрелка-«интуитивщика», а только приоткрывает суть некоторых неизвестных и внешне невидимых её составляющих.
К сожалению, многие стрелки и даже инструкторы не отличают отдельные приёмы интуитивной стрельбы (например, от пояса) от собственно интуитивной стрельбы, как способа стрельбы без визуального контроля оружия. Между тем интуитивная стрельба не ограничивается несколькими стандартными приёмами, а обеспечивает возможность стрелять из любых положений и в любых условиях, в частности даже тогда, когда не видно оружия или/и цели (цель находится за пробиваемым непрозрачным прикрытием или в темноте) и, что важно, не требует для этого специальных отдельных тренировок.

Если стрелок в силу своего психо-эмоционального или физического состояния временно испытывает проблемы со зрением — болевой шок, контузия и тому подобное, а ситуация требует применения оружия, то интуитивная стрельба почти единственное на что он может рассчитывать...

Ещё большее сожаление вызывает тот факт, что многие инструкторы не видят разницы между приёмами стрельбы и методами обучения этим приёмам, и редко знают о наличии учебных (вспомогательных подготовительных, подводящих) упражнений стрельб, упражнений работы с оружием вхолостую, упражнений без оружия для тренировки отдельных двигательных навыков. И совсем мало кто знает о текущих и конечных целях обучения интуитивной стрельбе, откуда возникает непонимание сути внутренних, невидимых внешне процессов, которые и определяют всю «необычность» обучения.

Такие понятия, как «конечная точка», «ритм», особое дыхание «гхеть», «выжим», «потяг» невозможно увидеть и, тем более, понять со стороны. Это можно только пропустить через себя, то есть получить и закрепить тот самый «чувственный опыт», о котором говорилось выше. Достигается это через разнообразные физические упражнения, интенсивные тренировки специальных качеств и навыков.

В подготовке стрелка-«интуитивщика» используются упражнения, позаимствованные из различных видов спорта. Наиболее подходящие из них — единоборства (боевые и спортивные), фехтование, гимнастика и акробатика, а также баскетбол, футбол, регби... В подготовку в тому же
могут быть включены метание ножа, рубка ветвей тупым (деревянным) мечом, работа с мячами разного размера — от теннисного до тяжёлого набивного... Чувство ритма и пластику движений, свойственную танцам, тоже можно причислить к необходимым качествам. Такой багаж возможностей позволяет вырабатывать и тренировать комплексные, координационные и специфические качества необходимые для интуитивной стрельбы.

В системе боевой интуитивной стрельбы используется и сознательно отрабатывается диафрагмальное дыхание. Как вы знаете, оно тоже исходит от живота, в самом прямом смысле. Дыхание — это такая же работа мышц, как и при всех других видах физической активности, поэтому мы также тренируем его посредством упражнений.

Вспомните, что происходит с человеком при резкой концентрированной
нагрузке? Рубануть шашкой, приложить короткое, но мощное усилие — толкнуть, дёрнуть, напрячься в момент парирования удара (например, в живот)... Вы услышите непроизвольный, сжатый, короткий выдох... «Эй, ухнем!» — вековая песня бурлаков. «Эй, жахнем!» — вторят стрелки, почти безшуток. «Гхеть» — не что иное, как абсолютно естественный
для человека способ дыхания в момент силовой концентрации, и значимость его огромна.

Известно, что при перегрузках во время выполнения фигур высшего пилотажа лётчикам рекомендуется громко кричать, чтоб не потерять сознание. В тех условиях кричать можно только выдавливая воздух диафрагмой... Вот вам одна из многих ипостасей «гхетя» — способность через физическое напряжение, мобилизовать организм в волевом
плане, то есть произвести психо-эмоциональное усилие по удержанию себя в рабочем режиме при высочайших перегрузках, как физических, так и психологических. Для боевых ситуаций это важно?..

Длительность такого рода пиковой концентрации не превышает необходимого времени для выполнения конкретного действия, например времени удара в единоборствах, времени максимального усилия при броске тяжёлого предмета. Но тренировать эту концентрацию нужно в медленном темпе и с превышающим нормальные усилия физическим напряжением. Иногда из-за непонимания такого простого подхода создаётся впечатление, что ведение огня по системе боевой интуитивной стрельбы чрезмерно зажата и медленна, что не соответствует действительности. Для примера возьмите выполнение некоторых учебных комплексов в каратэ-до - низкие стойки, медленные удары с «силовой проводкой» от начала и до конца, это — выработка автоматизмов, координации и концентрации!

В результате подготовленный боец на татами не зажат, движения раскованы, он сосредоточен (физически и психологически) на выполнении задачи. Его мышцы не перенапряжены, но имеют определённый, необходимый тонус готовностью моментально включиться в работу.

Именно так работает и организм стрелка в боевой ситуации, но, чтобы добиться такого состояния готовности и грамотного перехода к эффективным и свободным действиям, необходимо с самого начала тренировок загнать его в жёсткие рамки. Эти рамки в период начального обучения не дают свободы и даже исключают её, но именно они настраивают организм на работу в быстро меняющихся условиях
экстремальной ситуации.

Хотелось бы отметить, что в технике концентрированного удара восточных единоборств и производстве выстрела в интуитивной стрельбе много общего, но имеются и существенные отличия. Главное общее — это цельность и согласованность всех частей организма (рук, ног, туловища). Отличие — в последней фазе удара и выстрела. При совершении удара боец вкладывает и отдаёт свою энергию противнику. При действиях по производству выстрела стрелок концентрирует усилия в направлении противника — ему необходимо не отдать энергию вовне, а зажать оружие, чтобы оно выдало энергию выстрела в зафиксированном направлении.

Кроме того, стрелку часто не нужно даже производить видимого действия — выпрямления, подъёма или короткого движения руками в сторону противника, ибо «зажим» можно произвести уже будучи в состоянии готовности и «направленности» в противника. Длительность такого «тычка» с зажимом равна продолжительности нажатия на спусковой крючок, синхронизированного с выдохом «гхеть». Но при этом стреляющая рука производит не просто удержание в фиксированном положении, а осуществляет активный дожим («выжим» оружия, «внутреннее движение», компенсирующее отдачу) — усиленное, направленное сжатие рукоятки пистолета. Движение называется «выжимом», потому что очень схоже с ручным выжимом сока из цитрусового фрукта — сжатие со встречным движением ладони (от себя) к пальцам. Главное усилие при таком сжатии акцентировано на среднем пальце.

Есть ещё один небольшой, но очень существенный нюанс — указательный палец как бы подтягивается вслед за общим направленным сжатием рукояти, за усилием среднего пальца, а не нажимает на спусковой крючок независимо от общего движения-«выжима» . «Выжим» и указательный палец синхронизируются с выдохом «гхеть» — срыв курка происходит в момент касания языком нёба на запирающем звуке «ть». «Выжим» сопровождается «потягом» — ещё одним «внутренним движением», напряжением мышц всего туловища (особенно живота и спины) имеющим направленность в сторону выстрела. Это похоже на натяжение лука .

Например, такое же «внутреннее движение» происходит при броске баскетбольного мяча с дальней дистанции или при любом сильном целевом броске мяча, ножа — потянуться телом вслед за мячом после того, как мяч уже отпущен — несколько мгновений вслед броску. Ещё проще его понять, если встать в дверной проём и распереть его спиной и руками: чтобы направить большее усилие в сторону рук, придётся напрячь брюшной пресс и получится тот самый «потяг», а если будете толкаться только руками — сильнее прижмётесь спиной. При этом никакой видимой амплитуды движения не происходит...

«Выжим» и «потяг» — безамплитудные движения, то есть их не видно со стороны, но без них не будет: во-первых, стабильного точного результата; во-вторых, они обеспечивают стабильное удержание оружия для производства следующего выстрела в наведённом в цель положении (в идеале — близком к первоначальному). Такое удержание не требует ожидания возврата оружия в исходное положение — оно там остаётся после выстрела.

Общая структура движений стрелка должна быть согласована по фазам рук и ног, и по усилиям, происходить без искусственных зависаний и
притормаживаний, поэтому тренированный стрелок легко, без видимых усилий, и не ломая общего ритма движений, осуществляет выстрел на ходу, на бегу, в падении... Образуется такая лёгкость, в том числе и за счёт правильно организованного дыхания.

Дыхание циклично и ритмично, и поэтому сознательно используя его в подготовке, обучаясь пользоваться им в экстремальных ситуациях, мы получаем возможность синхронизировать и согласовывать фазы разучиваемых движений с естественными фоновыми движениями и выполнять их одновременно. В противном случае мы наблюдаем стрелка в виде «пьяного осьминога», запутавшегося в собственных руках и ногах, или вынужденного выполнять все необходимые движения последовательно и терять при этом время...

Таким образом, в «животе» появляется ещё один важнейший центр — «центр дыхания», задающий ритм и согласованность движений. Но и это не всё! Здесь локализован также «центр напряжения», отвечающий на чувственном уровне за дозировку и направления физических усилий.

Поскольку мышечный пояс «живот-поясница» соединяет туловище и ноги, он служит и важным звеном при управлении телом. А оружие наводится в цель именно телом — и по горизонтали, и по вертикали — что, однако, не лишает свободы рук, но это уже нужно нарабатывать на продвинутом уровне освоения интуитивной стрельбы.

На продвинутом уровне освоения интуитивная стрельба даёт возможность вести огонь, используя любой распространённый или нестандартный хват, поскольку выработанные ощущения позволяют управлять оружием в любой плоскости, осуществляя достаточно точный выстрел. Выражение «достаточно точный» неслучайно. Поскольку для интуитивной стрельбы не требуются «десятки» и «альфы» в спортивном понимании, достаточно поражать цель с той точностью, которая обеспечит выживание самого стрелка и выполнение служебной задачи...

Часть обучаемых остаётся на базовом уровне приобретённых автоматизмов, стандартного набора положений и приёмов стрельбы, а часть выходит на свободный импровизационный уровень. Первые работают, в основном, в «видимом спектре», вторые — могут и в «запредельном», благодаря «сформировавшейся на основе предшествующего опыта субъективной способности выходить за его (опыта) пределы путём мысленного схватывания («озарения»)»...

Всё зависит от глубины учебного процесса, а во многом от личных способностей стрелка (как и в любом деле). Поэтому для точности
подкорректируем определение интуитивной стрельбы.

Интуитивная стрельба — способность стрелка произвести точный выстрел (серию выстрелов) без визуального контроля оружия, на основе предшествующих накопленных знаний (умений), чувственного опыта и врождённых способностей.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

КНИГА "НАСТАВЛЕНИЯ ПО БОЕВОЙ ИНТУИТИВНОЙ СТРЕЛЬБЕ" интуитивнаястрельба.рф