— Гляди! — сказала она, раздергивая занавески.
Я увидел золотую раму. В нее был вправлен чудесно изготовленный ночной зимний ландшафт. Голубое молоко луны заливало панораму. Отлично были скопированы покровские амбары. Стройная водокачка стояла посреди пустынной площади. В крохотных домах горели красные огоньки.
— Похоже? — спросила Клавдя. — Очень! — сказал я. — Только красивее гораздо, чем в действительности. Кто это сделал?
— Дина это сделала, — смеялась Клавдя, — и тебе обязательно показать велела. Гляди, гляди!
Вдруг я увидел, что через панораму движется миниатюрный извозчик. В ту же минуту игрушечная ночь отпрыгнула назад. Перспектива углубилась. Амбары обрели нормальные масштабы, и я понял, что никакой панорамы нет. Рама была вставлена в большом окне. Окно выходило на площадь. Я смотрел на обыкновенную ночь в настоящем Покровске.
Цитата выше - из книги Л.Н.Кассиля "Кондуит и Швамбрания", написанной почти 100 лет назад.
Конечно, эффект кадрирования, возникновения нового восприятия выделенного фрагмента был придуман отнюдь не тогда. Тысячелетиями его использовали и художники, создавая свои произведения, и архитекторы, удачно обыгрывая расположением окон открывающийся вид.
Но долгое время это был узкий прикладной эффект. Умению "создавать рамочку" специально учили тех, кто использовал потом это умение в искусстве или ремесле. Подавляющее же большинство людей пользовалось данным природой панорамным стереоскопическим восприятием действительности. Разве что очкарикам приходилось слегка страдать от среза боковых секторов зрения. Раздражает, пока не привыкнешь.
Все изменилось с массовым распространением портативной техники, фиксирующей и передающей видеоизображение, и развитием соцсетей, создающих широкую аудиторию просмотров.
Появилось огромное множество людей, плохо воспринимающих естественную панорамную картинку. При физиологически нормальном зрении они реально не видят пейзаж, ландшафт, не замечают даже крупных его элементов.
Кстати, был и в моей жизни смешной эпизод. Пытаюсь со смотровой площадки заснять вид - кадр пересекает какая-то темная полоса. Отвожу взгляд от камеры - пространство впереди чисто. Еще раз снимаю - полоса. Техника дурит? Снимаю с другой точки - нет полосы. В общем, здоровенную опору освещения я в реале разглядела захода с пятого, четко поставив целью разобраться в странном феномене.
Прошло несколько лет - эффект кадрирования действительности углУбился. Многие перестали воспринимать реальный облик людей. Общение с образами мешает опознать живого, объемного, физически достоверного человека. С его реальным ростом, габаритами, положением в пространстве, пластикой движений. Раньше такое относилось только к киноактерам (ой, а он/она вне экрана совсем как мы! Да еще и роста маленького, да еще и моргает странно, да еще и прыгать через заборы не умеет...). Теперь же неспособность общаться с живыми людьми, в том числе коллегами, соседями, одноклассниками и однокурсниками без посредства видеотехники приобретает пугающий размах.
--------------------------------------------------------------------
Казалось бы, в чем проблема? Проблема в колоссальном сужении поля восприятия!
Не только визуального, сводящего внимание со всего поля зрения к маленькой, четко ограниченной и плоской картинке. Аудиоканал тоже сводится к звукам в наушниках, "растренировывая" заложенный долгой эволюцией механизм разделения окружающих шумов на фон и сигнал, вылавливания сигнала, его анализа и формирования быстрой реакции.
Прочие каналы получения информации часто отсекаются напрочь: обонятельный, тактильный, двигательно-моторный. Ушла "бессмысленная" запись лекций вручную - резко упали успеваемость, способность формулировать мысли. Благословенные времена, когда дети сами, собственноручно писали шпаргалки! Уже в этот момент они осваивали предмет на твердую тройку, а то и выше.
А дальше - кадрирование самого внимания, разбивка непрерывного информационного поля на кусочки, клипы, видосики, мемчики. Сознание не тренировано работать в объеме, массиве, континиууме, где все со всем взаимосвязано и не имеет четких границ. Все, что находится за пределами рамочки - не существует. Все, что находится внутри рамочки - самодостаточно и не связано ни с чем другим.
Недавно я представляла чудесную книгу Н.А.Баевой о детском чтении. Но очень боюсь, что эта книга, выстроенная именно НА ПРИНЦИПЕ ВЗАИМОСВЯЗИ всего и вся "не зайдет" поколениям с клипово-рамочным сознанием. Просто не пробьется через их каналы восприятия.
Подобную озабоченность проблемой я встречаю у специалистов, особенно сталкивающихся с ростом патологий умственного развития у дошкольников. Главный совет - создавать для детей максимально естественную среду, дающую возможность естественного формирования.
В книге, цитатой из которой начата статья, проводившая эксперимент с картинкой в рамочке вожатая Дина все свела к зацикленности ребят на фантазиях. Мол, вам золотая рамочка нужна, вы реальной грязью брезгуете, сытенькие обыватели! Давайте, вылезайте из своей зоны комфорта, включайтесь в настоящие дела.
Тогда такой подход сработал. Теперь, в большинстве случаев, нет. Фарш невозможно провернуть назад. Вся наша среда коммуникации изменилась настолько, что "безрамочную" зону можно создавать только искусственно и локально. Большинство видов общественного взаимодействия становятся электронными, и чаще всего безальтернативными.
Как в таких условиях разблокировать мышление подрастающего поколения, как вывести его за узкие рамочки? Или механизмы адаптации психики безграничны, и еще в пределах жизни каждого человека наработаются новые компенсаторные механизмы? Собирающие воедино кусочки клипов, как фасеточные глаза насекомых?
Что вы об этом думаете?
Еще на канале по теме:
Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба