Что может объединить классику мирового кино и эталон американской литературы XX века? Конечно же, блистательный роман Кена Кизи и его слабейшая, на мой взгляд, экранизация. Наверное, многие посчитают меня идиотом, ведь картина Милоша Формана очень неплохая. Да и вообще она собрала 9 номинаций на премию "Оскар", из которых ПЯТЬ выиграла.
Что же, это правда потрясающий результат. Только, правда, мне кажется, что те, кто восхищается этим фильмом, никогда не читал роман Кизи. Сейчас я постараюсь вам доказать, почему "Пролетая над гнездом кукушки" - ярчайшее произведение битников и одна самых переоценённых лент в истории кино.
Материал содержит спойлеры как книги, так и фильма!
Немного истории
Вику Ловеллу,
который сказал мне,
что драконов не бывает,
а потом привёл в их логово.
...Кто из дома, кто в дом, кто над кукушкиным гнездом.
Считалка
(Эпиграф к книге)
Как я уже сказал выше: это произведение принадлежит некоему Кену Кизи. Родился 17 сентября 1935 года в штате Колорадо, окончил факультет журналистики. Состоял и был одной из центральной фигурой движения битников и хиппи.
Идея своего главного произведения пришла, когда он работал в госпитале ветеранов, которых там держали как "ненормальных". Кен этому не верил. Он считал, что общество отвергло их, ведь они не совсем вписывались в общепринятые нормы поведения человека. Эта мысль и залегла в основу книги.
Отклик у читателей нашёлся сразу. Роман вышел в 1962 году. В 1963 уже была постановка в театре, имевшая успех, и в 1975 году вышел фильм Милоша Формана.
Сравнение персонажей
Основу сюжета, передачу главной идеи - всё это передаётся через персонажей. Давайте сравним, как один и тот же человек показан в книге и фильме.
Милдред Рэтчед. Старшая сестра отделения.
- В книге: главный антагонист, охранник тишины и порядка; строгая, не любит уступать просто так; полная женщина средних лет; описана её предыстория; показаны действия до и во время приезда Макмёрфи, раскрывающую её жестокость.
- В фильме: худая женщина средних лет; предыстория никак не раскрыта; с виду не понятно, что в ней такого особенно ненавистного и жестокого; конфликтует с Макмёрфи, обвиняет его в смерти Билли Биббита.
Я не хочу сказать, что нужно было рассказать полную историю старшей сестры, но, как минимум, что-нибудь упомянуть точно стоило. У неё слишком мало экранного времени для такого важного персонажа в книги. Она - вторая по значимости после Макмёрфи.
Но даже внешний вид актрисы: такой аккуратный, стройный - не показывает нам сильную женщину, которая держит в своих руках весь персонал и всех пациентов.
Доктор Джон Спайви. Врач-психотерапевт.
- В книге: добродушный мужчина; присутствует на собраниях; сотрудничает c Макмёрфи по различным мероприятиям для пациентов.
- В фильме: клерк, не выходящий из своего кабинета; не контактирует с пациентами и сестрой.
Один из самых криво переработанных персонажей. В книге он имеет свой вес : подталкивает старшую сестру к сотрудничеству с Макмёрфи, участвует в организации рыбалки, и это именно доктор ловит огромную рыбу! Кен Кизи на его примере показывает, что доктор точно такой же, как и пациенты больницы, точно так же зависит от сестры, как и другие. Но фильм этого, к сожалению, не передал.
Вождь. Пациент больницы.
У человека, который так долго молчал, наверняка найдётся о чем поговорить.
- В книге: высокий грозный индеец; рассказчик, от чьего лица нам и показана история; все его считаю за глухого, кроме Макмёрфи; есть своя предыстория.
- В фильме: такой же высокий индеец, но без предыстории; Макмёрфи так же не в курсе его здорового слуха и речи, как и все.
Персонаж, который пострадал больше, чем кто-либо. Бедняга, что является ключевым персонажем, руками Кизи и глазами читателя, в фильме его, можно сказать нет. Он выполняет свои действия концовки, всё как по канону, но.. что было до этого? Тренировки в баскетбол. В общем-то и всё. Вождя просто мало и зрителю он запоминается тем, что душит Макмёрфи.
Примеры именно этих трёх персонажей показывают, как странно переработан сценарий. Вместо того, чтобы выполнить не пыльную работку ( например, просто поставить стул для доктора на собрании!!!), зачем-то нам показывают убитых, не запоминающихся героев. И даже на годы выхода фильма не спишешь - это просто недоработка.
Что же касается самой центральной фигуры - Рэндела Патрика Макмёрфи - то он показан довольно-таки неплохо. Сохранены основные черты персонажа: наглость, отсутствие страха, контролируемое сумасшествие, борьба против сестры и прочее. Видимо, все силы ушли на него. Ну и, конечно же, бесподобно отыграл Джек Николсон.
Ключевые сцены
Но беда не только с главными действующими лицами. Основные сюжетные сцены в том числе переданы не самым лучшим образом. Остановлюсь на двух, самым запоминающихся.
Момент с рыбалкой.
Начну с самого "любимого". Сцена с рыбалкой является одной из ключевых в романе. Он показывает какие проблемы возникли у пациентов за приделами клиники, на что готов Макмёрфи, а также развитие любовной и жизненной линии Билли Биббита. Ещё это момент, когда сестра уже всерьёз уступает Рэнделу, поездка санкционирована и одобрена.
Что же в фильме? Сам момент соглашения между старшей сестрой и Макмёрфи не показан, но по всей видимости, оно было. Почему-то поехали без доктора, хотя.. это само по себе странно.
Схождение Кэнди и Билли Биббита опущено вовсе. Хотя именно это знакомство и приведёт последнего к гибели.
Но самое, как по мне, странное - это перенос этого момента с середины-ближе к концу хода действий в начало. Я могу быть дураком и чего-то не понимать, но неужели это только ради сокращения времени? Многие события предшествовали рыбалке и многие вытекли из неё. Но в фильме же - это просто очередная выходка главного соперника системы. Убитый момент? Не скажу, но сильно раненый уж точно.
Из положительного: опять же деятельность и поведение Макмёрфи переданы превосходно. Удивительно, как можно делать огромные запущения в одном месте и при этом прекрасно отрабатывать в другом.
Момент с попаданием на шоковую терапию.
Фильм показывает нам в одной сцене, как Макмёрфи понимает, что многие пациенты содержатся там добровольно ( в отличие от него самого ), со злости он разбивает стекло и нападает на охранника. Три важных момента, которые в книге находятся в разных местах и каждый имеет свой вес.
И я не хочу подробно разбирать, как и где показана каждая эта сцена. Понимаю, что фильм не мог идти тогда три часа, его никто не стал бы смотреть и не вручил бы пять премий "Оскар". Но всё же.. мне больно смотреть, как из разумного бунтаря, противника системы, Макмёрфи сделали психопата, что готов начать громить всё и вся только лишь потому, что узнал грустную для него новость...
Итоги. Плюсы и минусы
Теперь чётко и кратко распишу положительные и отрицательные стороны фильма в сравнении с книгой на основе вышесказанного. Ну и добавим ещё новых фактов.
Плюсы:
- Актёрская игра. Всем пациентам я аплодирую стоя! Они просто герои, вывезли фильм на своей спине. К ним у меня нет никаких претензий. Расписывать особо больше нечего - это нужно видеть.
- Обстановка, антураж. Психбольница передана, как надо. "Дух сумасшествия" не покидает и заставляет проникнутся. За это большой респект Милошу Форману.
- Финальная сцена. Если не брать предшествующих событий, а просто остановится на концовке - то всё более чем хорошо! Всё важное передано: погром, желание сбежать, подкуп охранника, судьба Биббита. Ну и, конечно же, Вождь и Макмёрфи.. концовка.. кто понял, тот понял. Здесь обойдусь без спойлера.
Минусы:
- "Убийство" некоторых центральных персонажей: доктора, старшей сестры и Вождя.
- Крупные нарушения ключевых сцен.
- Неоправданное нарушение хронологии. Если, конечно, во всём не тыкать длительность кинокартины.
- Скрытие изначального посыла произведения. Честно, мне показалось, что показана победа системы и бессмысленность бунтарства. Иными словами, обратный посыл книги.
- Что означает название "Пролетая над гнездом кукушки"? Небольшой вопрос всем, кто смотрел этот фильм: а почему он так называется-то? В книге это занимает буквально страницу, но в фильме решили этому время не уделять вообще.
Заключение
Что же, стоит заканчивать. Если вы дочитали до этого момента, то, надеюсь, вам было интересно! Я ни в коем случае не призываю отказываться от любви к этому фильму или просто не смотреть его. Это стоящая картина, но со множеством недостатков именно в сюжете. Самые крупные из них я сегодня разобрал.
Пять "Оскаров" - для меня перебор, конечно. Особенно за "лучший адаптированный сценарий". Даже смешно.
Но вот Джек Николсон - это уровень. Его статуэтка неоспорима, как великолепная игра каждого из актёров-пациентов. Их персонажи - основа книги, они - главная заслуга успеха кино.
Если вы по какой-то причине до сих пор не посмотрели и не прочитали одно из главных произведений ХХ века, то сейчас же выделите себе время! Это классика мировой культуры, которая так или иначе откликнется в вашем сердце.
А если вам понравился этот материал, то подпишитесь, поставьте лайк и прокомментируйте. Вам легко - мне приятно.
Но если у вас есть множество аргументов "за" фильм, и вы хотите высказаться, то также приглашаю в комментарии.
Спасибо за внимание! Любите кино и литературу!
Другой материал по книге: "Сговор остолопов".
#литература #кино #фильмы #пролетаянадгнездомкукушки #сговоростолопов #оскар