"В Витебск я приехал к вечеру. Вечер был морозный, светлый. Всюду было очень снежно, глухо и чисто, девственно, город показался мне древним и нерусским…" - так описывал Витебск Иван Бунин в автобиографической повести "Жизнь Арсеньева"
Древний Витебск…
Город, действительно, с сединами, через год он будет отмечать юбилей - 1050-летие.
По легенде Витебск был основан в 974 году княгиней Ольгой. Именно эта дата была упомянута в "Витебской летописи" Стефана Аверки, созданной в 18 веке. Аверка, в свою очередь, опирался на утраченную рукопись другого летописца, М. Панцырного.
Есть здесь, правда, загвоздка – княгиня Ольга умерла в 969 году. Дореволюционные ученые, отвергая 974 год, ссылались на древнерусские летописи, в которых город "Витбеск" впервые упоминается в 1021 году.
974 г. или же 1021 г.- история в любом случае многовековая.
От тех стародавних времен в Витебске сохранилась только Благовещенская церковь, построенная то ли в 10, то ли в 12 веке. Данные вновь разнятся.
Хотя в Витебске глагол «сохраниться» всегда с подтекстом. Благовещенская церковь, ценнейший памятник домонгольской Руси, пережила и наполеоновское нашествие, и революцию, и даже Великую Отечественную войну, потеряв лишь главу и часть кровли, но в 1961 году была взорвана. Опомнились через 16 лет – уцелевшие фрагменты фундамента и кладки храма законсервировали, а еще через 20 лет на этих остатках возвели церковь заново.
Великолепная Воскресенская церковь, построенная в стиле виленского барокко, тронувшая своей красотой самого Наполеона, была взорвана во времена СССР и восстановлена в 2009 года.
Похожая судьба у Свято-Успенского кафедрального собора: взорван в 1936 году, воссоздан в начале 21 века.
Тем ценнее, что Ратуша, средневековый символ независимости и свободы, сохранилась почти в неизменном виде с 18 века.
Витебск, как и многие другие города, находившиеся на пограничных землях, постоянно менял «государственную принадлежность» и неоднократно разрушался.
В начале 18 века по приказу Петра I он был сожжен. В годы Отечественной войны 1812 года его оккупировали войска Наполеона, нанеся ему значительный урон. Но все эти разрушения меркнут по сравнению с тем, что город пережил во Вторую мировую войну. Неудивительно, что целостной исторической застройки в Витебске почти не осталось.
Увидеть, как выглядел город в 19 – начале 20 вв мы можем лишь на старых черно-белых фотографиях и картинах.
Это, конечно, повод взгрустнуть, но с другой стороны, дух старого города не исчез, его и сейчас можно ощутить на улицах Суворова, Толстого, Крылова и Путна.
Когда изучаешь историю Витебска, начинает казаться, что он, как магнит, притягивает к себе выдающихся людей. Многих дороги судьбы привели в этот город, для некоторых он стал знаковым.
Взять, к примеру, Наполеона. 16 июля 1812 года он въехал в Витебск, сделав своей резиденцией губернаторский дворец. Здесь он принял судьбоносное для себя решение идти на Москву.
Губернаторский дворец помнит также брата императора Николая I, великого князя Константина Павловича. В нем он умер в 1831 г. во время эпидемии холеры.
Кстати, в этом же дворце провел год (1853-1854 гг) известный русский писатель Иван Лажечников в качестве витебского вице-губернатора.
Витебск, правда, на Лажечникова впечатления не произвел.
Витебск… весь крыт деревянной черепицей, проросшей мхом, и вдобавок со смешными досками на крышах, на которых стоит бочка с протухшей, замерзлой водой, и в ней помело. На главной улице есть домишки, которые так ветхи, что два наших ярославских мужичка свалят сразу, - так он описывал город
Зато он произвел впечатление на художника Илья Репина, который писал:
Это прекрасный городок, на Толедо похож…
Почему на Толедо? Все просто - беспорядочный силуэт Витебска, как и воспетого Эль Греко испанского города, характеризовался смесью христианских и иудейских шпилей, башен, куполов и колоколен.
Христианских храмов в Витебске было много: уже упомянутые Благовещенская и Воскресенская церкви, Успенский собор, а также деревянная Свято-Троицкая церковь, в народе называемая «Черной церковью», каменный Спасо-Преображенский храм, католический храм святой Варвары и др.
Но еще больше было в Витебске синагог. Половину населения города, находящегося в черте оседлости, составляли евреи.
…с первых же дней я почувствовал, что все здесь какое-то другое, особенное: больше старых домов, много узких, кривых, горбатых улиц и совсем тесных переулков. Кое-где высятся старинные башни и церкви. В каждом закоулке ютятся жалкие лавчонки и убогие, полутемные мастерские жестяников, лудильщиков, портных, сапожников, шорников. И всюду слышится торопливая и в то же время певучая еврейская речь, которой на воронежских улицах мы почти никогда не слыхали/// С. Маршак, «В начале жизни»
Из 64 синагог Витебска осталась лишь одна, Большая Любавичская синагога, да и то она пока стоит в руинах. И еще одна появилась совсем недавно – «Шатер Давида», первая за сто лет синагога, построенная в Витебске.
Однако бывшие еврейские кварталы с их малоэтажными краснокирпичными домами уцелели. И даже дом Марка Шагала на Покровской улице, в котором прошли его детские и юношеские годы, который так часто появлялся на его картинах, до сих живет полноценной жизнью– сейчас в нем открыт дом-музей художника.
Марк Шагал, родившийся в Витебске, пронес любовь к своему родному городу через всю жизнь. Образы провинциального Витебска с его жителями, домами, храмами, курами и коровами, с его местечковостью – основа его творчества.
Даже живя сначала в Париже, потом в Нью-Йорке, а затем обратно вернувшись в Париж, он думал о Витебске.
Вы собираетесь в Россию,- писал он в начале 1931 года своему другу Иосифу Опатошу. - Хочу попросить вас спрятать меня у себя в кармане... и выбросить в Витебске... Я люблю Россию. Неважно, что там происходит, и что бы вы ни говорили, кровь моя кипит при мыслях о ней
Витебск несомненно обладал особой творческой аурой, у него есть свой «гений места». Для кого-то этот город определил творческий путь, помог в становлении уникального стиля, другим дал новый импульс, третьим предоставил стартовую площадку.
В начале 20 века Витебск стал ареной деятельности выдающихся людей – Малевича, Шагала, Цадкина, Эль Лисицкого и многих других. Волею судьбы блистательные умы и таланты собрались в это время именно в небольшом провинциальном городе.
Когда Марк Шагал после пяти десятилетий в изгнании приехал в СССР, он отказался навестить Витебск.
Вы знаете, в мои 86 лет некоторые воспоминания нельзя ни тревожить, ни обновлять. То, что я увижу, скорее всего, окажется для меня чужим и непонятным. И то, что живой частью входит во множество моих картин и рисунков, окажется несуществующим. Мне будет больно видеть, я просто заболею.
Да, Шагал был прав, его старинный уютный город сильно изменился. Однако Витебск вопреки всему сохранил свои чары – все так же течет Двина, все так же с высоких ее берегов видны силуэты церквей и домов, и все так же, как и герои с шагаловских картин, хочется воспарить и пролететь над этим замечательным городом
Спасибо за внимание!
Если вам понравилась эта статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал "Зачем я там была?" 😊