Найти тему
Картины рассказывают...

Аделаида Лабиль-Гиар. Художница, жена художника

18 век - не самое благоприятное время для женщин-художниц. Хотя уже начали признавать, что и женщина способна создавать прекрасные полотна, но приоритет мужчин оставался неизменным.

Примером того, что и женщина может занимать достойное место в списке художников, стали жизнь и творчество Аделаиды Лабиль-Гиар, французской художницы - портретистки 18 века.

Аделаида Лабиль-Гиар. Автопортрет, ок. 1774
Аделаида Лабиль-Гиар. Автопортрет, ок. 1774

Можно сказать, что Аделаида Лабиль-Гиар успеха и признания добилась сама. Ведь она родилась в 1749 году в семье, не имеющей никакого отношения к искусству.

Обычно художницы того периода, как, например Элизабет Виже-Лебрен, учились живописи у своих отцов или ближайших родственников. Отец же Аделаиды был торговцем, владел галантерейным магазином. К тому же, в семье было восемь детей, и Аделаида рано начала помогать отцу в его бизнесе.

Но в четырнадцать лет девочка решила стать художником. Училась рисовать у своего соседа, живописца швейцарского происхождения Франсуа-Эли Венсана

Уроки проходили в мастерской художника, где вместе с Аделаидой учился живописи и сын художника Франсуа-Андре Венсан, впоследствии профессор Королевской академии живописи и скульптуры.

Аделаида Лабиль-Гиар. Портрет Франсуа-Андре Венсана, ок. 1783
Аделаида Лабиль-Гиар. Портрет Франсуа-Андре Венсана, ок. 1783

Франсуа-Андре Венсан был старше Аделаиды на три года, и они стали хорошими друзьями. Возможно, уже тогда между ними зародились определенные чувства.

Но Франсуа-Андре Венсан в 1768 году уехал учиться живописи в Италию на пять лет, а Аделаида через год выходит замуж за финансового чиновника Николя Гиара.

Но все равно она продолжает заниматься живописью, беря уроки у крупнейшего пастелиста того времени Мориса Кантена де Латура.

Портрет Елизаветы Французской, принцессы, ок. 1787
Портрет Елизаветы Французской, принцессы, ок. 1787
Портрет дамы в розовом платье, ок. 1786
Портрет дамы в розовом платье, ок. 1786

Полотна-портреты Аделаиды Лабиль-Гиар имели большой успех, в том числе в высших кругах французского общества. Художнице позировали министры, принцессы крови, представители титулованной аристократии.

Графиня де Селве, 1787
Графиня де Селве, 1787

После возвращения Франсуа-Андре Венсана из Италии, Аделаида разводится со своим мужем и переселяется к другу детства. Но официальной его женой становится лишь через шесть лет.

В это же время художница подает заявку на принятие её в члены Королевской академии. С этим были тоже определенные сложности. По законам того времени в Королевскую академию принимали лишь четыре женщины в год.

Для оценки своего мастерства Аделаиды Лабиль-Гиар предоставила картину "Автопортрет с двумя ученицами".

Автопортрет с двумя ученицами, 1785
Автопортрет с двумя ученицами, 1785

Кроме себя художница на картине изобразила своих учениц - Мари-Габриэль Капет и Мари-Маргарита Карро де Розмонд, будущих художниц, добившихся определенной славы.

Считается, что эта картина была призвана заставить Академию принимать больше женщин. Ведь среди них много талантливых.

Аделаида была принята в Королевскую академию живописи. Но испытав на себе все трудности этого мероприятия, Аделаида Лабиль году открывает в Париже свою Женскую школу живописи.

В то же время Аделаида успешно продолжала работать как художница. В это время она много писала портретов членов королевской семьи.

Портрет Марии-Антуанетты в образе Дианы, ок. 1777
Портрет Марии-Антуанетты в образе Дианы, ок. 1777
Портрет Шарля-Роже, принц де Бофремона, 1791
Портрет Шарля-Роже, принц де Бофремона, 1791

После победы Французской Революции жизнь художницы не претерпела серьёзных изменений. Вместо портретов аристократов она теперь пишет с революционеров.

Портрет Робеспьера, 1792
Портрет Робеспьера, 1792

Хотя Аделаида с семьей вынуждена была на некоторое время покинуть Париж, вскоре они возвращаются. После возвращения в столицу она становится первой женщиной, получившей разрешение иметь своё художественное ателье в Лувре, где работает затем со своими ученицами.

Портрет Жака Шарля, ученого и изобретателя, 1798
Портрет Жака Шарля, ученого и изобретателя, 1798
Бабетта, ок. 1791
Бабетта, ок. 1791

Умерла Аделаида Лабиль-Гиар в 1804 году, в возрасте 54 лет в Париже.

Франсуа-Андре Венсан пережил супругу на двенадцать лет. Но в старости художник часто болел, и поэтому едва был способен рисовать.