18 век - не самое благоприятное время для женщин-художниц. Хотя уже начали признавать, что и женщина способна создавать прекрасные полотна, но приоритет мужчин оставался неизменным.
Примером того, что и женщина может занимать достойное место в списке художников, стали жизнь и творчество Аделаиды Лабиль-Гиар, французской художницы - портретистки 18 века.
Можно сказать, что Аделаида Лабиль-Гиар успеха и признания добилась сама. Ведь она родилась в 1749 году в семье, не имеющей никакого отношения к искусству.
Обычно художницы того периода, как, например Элизабет Виже-Лебрен, учились живописи у своих отцов или ближайших родственников. Отец же Аделаиды был торговцем, владел галантерейным магазином. К тому же, в семье было восемь детей, и Аделаида рано начала помогать отцу в его бизнесе.
Но в четырнадцать лет девочка решила стать художником. Училась рисовать у своего соседа, живописца швейцарского происхождения Франсуа-Эли Венсана
Уроки проходили в мастерской художника, где вместе с Аделаидой учился живописи и сын художника Франсуа-Андре Венсан, впоследствии профессор Королевской академии живописи и скульптуры.
Франсуа-Андре Венсан был старше Аделаиды на три года, и они стали хорошими друзьями. Возможно, уже тогда между ними зародились определенные чувства.
Но Франсуа-Андре Венсан в 1768 году уехал учиться живописи в Италию на пять лет, а Аделаида через год выходит замуж за финансового чиновника Николя Гиара.
Но все равно она продолжает заниматься живописью, беря уроки у крупнейшего пастелиста того времени Мориса Кантена де Латура.
Полотна-портреты Аделаиды Лабиль-Гиар имели большой успех, в том числе в высших кругах французского общества. Художнице позировали министры, принцессы крови, представители титулованной аристократии.
После возвращения Франсуа-Андре Венсана из Италии, Аделаида разводится со своим мужем и переселяется к другу детства. Но официальной его женой становится лишь через шесть лет.
В это же время художница подает заявку на принятие её в члены Королевской академии. С этим были тоже определенные сложности. По законам того времени в Королевскую академию принимали лишь четыре женщины в год.
Для оценки своего мастерства Аделаиды Лабиль-Гиар предоставила картину "Автопортрет с двумя ученицами".
Кроме себя художница на картине изобразила своих учениц - Мари-Габриэль Капет и Мари-Маргарита Карро де Розмонд, будущих художниц, добившихся определенной славы.
Считается, что эта картина была призвана заставить Академию принимать больше женщин. Ведь среди них много талантливых.
Аделаида была принята в Королевскую академию живописи. Но испытав на себе все трудности этого мероприятия, Аделаида Лабиль году открывает в Париже свою Женскую школу живописи.
В то же время Аделаида успешно продолжала работать как художница. В это время она много писала портретов членов королевской семьи.
После победы Французской Революции жизнь художницы не претерпела серьёзных изменений. Вместо портретов аристократов она теперь пишет с революционеров.
Хотя Аделаида с семьей вынуждена была на некоторое время покинуть Париж, вскоре они возвращаются. После возвращения в столицу она становится первой женщиной, получившей разрешение иметь своё художественное ателье в Лувре, где работает затем со своими ученицами.
Умерла Аделаида Лабиль-Гиар в 1804 году, в возрасте 54 лет в Париже.
Франсуа-Андре Венсан пережил супругу на двенадцать лет. Но в старости художник часто болел, и поэтому едва был способен рисовать.