Найти тему

Уникальная коллекция князей Юсуповых: экипажи с удобствами и карета Екатерины Великой. Остальное пoгибло

Оглавление

Масштаб и блеск усадьбы Архангельское, а главное – художественные и книжные коллекции уже в 1820-е годы позволяли говорить о ней как о частном музее. В это же время предметом собирательства становятся и мемориальные экипажи.

Согласно архивным документам, старинные экипажи хранили в семье Юсуповых на протяжении двух столетий. Начало традиции было положено Николаем Борисовичем Юсуповым, для которого кареты, унаследованные от родителей, имели особенное значение.

Г. Новиков, портрет князя Н.Б. Юсупова, 1833 г., фото автора
Г. Новиков, портрет князя Н.Б. Юсупова, 1833 г., фото автора

Уже в конце 18 века эти экипажи были описаны как «старинные» и находились в московском доме Юсуповых в Огородной слободе. Примерно в 1803 году кареты перевезли в родовое поместье Спасское тут же, под Москвой, а после отправили в Архангельское.

Именно они положили начало коллекции исторических экипажей Юсуповых, в которую еще входили пролетка Н.Б. Юсупова «времени царствования императора Александра Павловича»; карета Н.Б. Юсупова, «употреблявшаяся во время коронования императора Павла Петрович»; портшез, «подаренный королем Сардинским в 1781 году в пору пребывания Юсупова при сардинском дворе в качестве чрезвычайного посланника; а также трое дрожек, которые «употреблялись для разъезда Высочайшей фамилии по селу Архангельскому в 1816, 1817 и 1826 годах».

Свое место на первом этаже западного флигеля Дворца экипажи получили в 1840-е годы при сыне Н.Б. – Борисе Николаевиче.

герб князей Юсуповых, 1832 г., фото автора
герб князей Юсуповых, 1832 г., фото автора

В зале, где до этого располагалась картинная галерея, помимо экипажей, были собраны редкие комплекты турецкой сбруи, упряжь, седельные снасти и попоны, пушки. Все экспонаты снабдили пояснительными табличками.

Уже в начале ХХ века стало понятно, что коллекция Юсуповых представляет особую ценность. Так, в 1903 году о карете Б.Г. Юсупова рассказали в журнале «Художественные сокровища России», а через год Александр Бенуа продолжил рассказ о «редчайшем собрании экипажей в Архангельском» в журнале «Мир искусства».

Каретная галерея просуществовала более восьмидесяти лет, и лишь при советской власти, когда во флигелях дворца решили устроить дом отдыха, ее расформировали. Поскольку в Каретном сарае усадьбы нашлось место лишь для трех экипажей, остальные семь были в 1934 году переданы в Истринский краеведческий музей, где и погибли во время немецкой оккупации.

В Архангельском же осталось три кареты,

которые и были тщательно отреставрированы в начале текущего века.

Помимо них, сохранилась коллекция старинных предметов конского убранства, насчитывающая более ста предметов 17-19 веков, выполненных в России, Турции и на Кавказе.

1. Самый ранний экспонат

Листайте галерею:

– карета-купе И.М. Юсуповой, изготовленная в Германии в 1720-1725 годах и позднее привезенная в Россию. Качество изготовления и богатство отделки делает ее жемчужиной музейного собрания.

Неизвестный художник, портрет И.М. Юсуповой, фото автора
Неизвестный художник, портрет И.М. Юсуповой, фото автора

То, что карета принадлежала Ирине Михайловне, доказывает картуш с заглавной латинской «I» на кузове и герб Юсуповых.

Листайте галерею:

Дорожная карета-купе предусматривала различные приспособления для удобства в пути. Это

  • опускающиеся с помощью ремней боковые стекла со специальными фанерными «шторками»,
  • деревянная филенчатая перегородка-жалюзи, опускаемая перед лобовым стеклом,
  • а также круглое отверстие с вмонтированным жестяным ведром без дна – дорожный туалет, скрытый под подушкой сидения.

Почетное место в каретной галерее занимала и

2. парадная карета-купе,

изготовленная в 1770-е годы в России по проекту французского мастера И.К. Букендаля для Екатерины II и в 1826 году подаренная императором Николаем I князю Н.Б. Юсупову в награду за организацию коронации.

Листайте галерею:

Карета Букендаля принимала участие в торжественных выездах и коронациях, о чем напоминают овальные медальоны и корона на крыше кузова кареты.

Листайте галерею:

Поскольку князь Юсупов был верховным маршалом коронации Павла I и Александра I, то в 1826 году он вновь возглавил комиссию, ведавшую коронационным регламентом. Имеющий все существующие гражданские ордена Российской империи, князь на этот раз он был удостоен необычного подарка - экипажа.

Сохранился и дорожный экипаж 1820-г, аналоги которого редко встречаются в европейских собраниях.

3. Дорожная карета-дормез

была предназначена для дальних путешествий, в первой половине 19 века дормезы были широко распространены, но до наших дней сохранились очень немногие.

Листайте галерею:

Дорожная карета князя Н.Б. Юсупова имела целый ряд приспособлений, призванных обеспечить удобство пассажира во время дальних переездов.

  • Во-первых, сидение в кузове может трансформироваться в спальные места, именно поэтому такой тип кареты и стал называться «дормез» от французского слова «dormir» - спать.
  • Во-вторых, вертикальные S-образные рессоры дормеза обеспечивают жесткую подвеску кузова, на ней кузов меньше раскачивается во время движения по грунтовым дорогам.
  • До 1840-х характерной деталью на задней стенке кузова дорожных карет был полукруглый выступ – футляр для хранения клинкового оружия, которое могло понадобиться во время дальних поездок для защиты от лихих людей. Со временем этот футляр стали использовать для хранения одежды.

Свечные фонари дормеза расположены на передних стенках кузова. Каждый фонарь оборудован на две свечи и снабжен зеркальными отражателями. Свечи вставляются в колбы, сжимая помещенную в них пружину, а по мере прогорания свечи пружина разжимается.

Заказ на дормез для Юсуповых был получен московским купеческим сыном Григорием Евдокимовым в 1825 году и через три года отправлен в Архангельское, за что мастер получил 2,656 рублей.

В музее Архангельское сохранились все три дорожных чемодана от дормеза князя Юсупова: два из них крепились на крыше, в точности повторяя ее форму.

Дормез позволял продолжать движение круглосуточно при условии, если возничий и слуга могли сменять друг друга в дороге.

В 1850-х годах, когда коллекция экипажей только зарождалась, в Каретной галерее усадьбы хранились только раритетные экипажи, которые представляли художественную и историческую ценность, тогда как для действующих экипажей и первых автомобилей был отведен Каретный сарай, располагавшийся в восточном флигеле Лавровой оранжереи.

Воссоздание в 2019 году первоначальной планировки Западного флигеля дало возможность частично реконструировать «Каретную галерею». Значимость проекта трудно переоценить, ведь, даже несмотря на утраты,

это – единственное уцелевшее в России собрание экипажей знатной дворянской семьи, к тому же первоклассных с точки зрения отделки и конструкторских решений.

Аналогичные по времени создания и мастерству исполнения экипажи можно увидеть лишь в крупнейших собраниях Европы.

🚩Что сейчас делается в Архангельском, куда пускают и стоит ли вообще туда ехать

🚩Архангельское в зимнем убранстве: большой дворец и парк

🚩Парадный зал и бильярдная в Кусковском дворце графа Шереметева