Проблема формирования хронологических представлений у обучающихся
Большинству учителей истории очевидна проблема формирования хронологических представлений у обучающихся, которые не могут: соотнести события с веком (частью века); соотнести события Всемирной и Отечественной истории; соотнести даты правления государственных деятелей разных стран; выстроить верную хронологию событий и т.д. В помощь учителю приходит замечательный наглядный инструмент - линия времени (таймлайн).
Линия времени (таймлайн) - это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события.
Линия времени нужна учителю истории для:
- формирования у учащихся системного взгляда на исторические процессы;
- проработки фундаментальных событий мировой истории;
- выработки целостного интегрированного взгляда на развитие общества.
Преимущества
Преимуществ в работе с линией времени очень много:
- чёткая наглядная периодизация;
- при работе со Всемирной/Отечественной историей делать синхронистические линии времени;
- делает учебный процесс творческим, развивает фантазию;
- использование разных цветов и картинок помогает лучше запоминать события и легче их воспринимать;
- ребёнок, работая самостоятельно, повторяет материал, закрепляет его перерабатывая
- развивает логическое мышление, эмоциональную, образную и зрительную память, моторику рук, что и является основой формирования памяти долговременной;
- при работе, биографией личности отобразить её в системе событий в стране и в мире.
Проблемы
Инструмент для формирования хронологических представлений у обучающихся просто замечательный, однако у него есть и свои минусы. Вот какие я нашёл в своей работе:
Самая главная проблема, которую я никак на данный момент не могу решить без усложнения, это как отмечать год окончания события. Сейчас поясню о чём я. Если событие заканчивается 1812 г. (допустим, Отечественная война), а следующее начинается 1813 г. (Заграничные походы), то получается разрыв в 1 год на линии времени. Да, это мы знаем, что конец войны приходится на конец года и можем перенести окончание события к концу 1812 г., но что делать с другими событиями, для которых не так принципиальны месяцы? Сейчас я пробую отмечать окончание началом следующего года, но тогда получается путаница (но это если не знать, как это работает).
Следующая проблема — это выбор правильного масштаба. То есть необходимо предварительно линию времени сделать самому и выбрать оптимальный масштаб, чтобы не было нагромождения событий. Если для Александра I спокойно подходит горизонтальное использование листа А4, то для 1917 г. нужно брать масштаб с февраля по октябрь и не больше.
Сначала в своей работе я просил детей разворачивать горизонтально тетрадь и расчерчивать линию самостоятельно. Но быстро столкнулся с тем, что на это уходит слишком много времени и абсолютно непродуктивно, как и попытки выдавать листы А4 и расчерчивать их самостоятельно. Я долго думал, как быстро наладить работу с шаблонированием линии времени и нашёл замечательный инструмент - Excel. В нём получается быстро расчертить нужный масштаб, подписать и сделать основную работу для шаблона. Я распечатываю на черновиках А4 шаблоны и получается не очень затратно по чернилам, но немного существенно по бумаге, особенно когда сразу несколько классов в параллели.
И кажется, что это прекрасный вариант для работы, но как вы все знаете, большинство этих листочков не доживают и до следующего урока.
Правила оформления
Теперь перейдём к правилам оформления, которые я использую в своей работе.
1. У каждой линии времени есть название/заголовок. Это может быть что угодно, период правления (Александр I), развитие общественных движений и т.д.
2. Событие, которое имеет одну конкретную дату отмечаем точкой. Сверху, сокращая апострофом повторяющиеся цифры, записываем дату в нужном формате (только год, год и месяц или полная дата). Снизу подписываем максимально кратко и понятно название события.
3. Событие, которое имеет продолжительность отмечаем отрезком. Сверху, на концах отрезка, так же записываем дату в нужном формате (только год, год и месяц или полная дата). Если отрезок позволяет, помещаем сверху на самом отрезке название события, если нет - снизу.
4. Разграничение внутренней и внешней политики (при необходимости). Верхнюю часть использую для внешней политики, а нижнюю для внутренней. И, как уже говорилось, предусматриваю передвижение горизонтали выше, если внешнеполитические события не в таком большом количестве.
5. Отмечаю правления личностей вертикальными линиями во весь лист и на самом верху на горизонтальной планке подписываю личность, а по краям даты начала и конца правления. Горизонтальные планки от личности к личности я располагаю не в одну горизонталь, чтобы это всё не смешивать, а на разных высотах. Так добиваюсь большей наглядности. Так же можно использовать цвет и закрашивать периоды правления (но к этому я ещё не подошёл).
Мои особенности в работе с линией времени
В работе с линией времени я выработал определённые особенности её оформления.
В обязательном порядке линия времени разбивается на внутреннюю и внешнюю политику (если рассматривается история в рамках одного государства). Как правило, внешнеполитических событий для большинства линий времени не очень много, поэтому горизонталь линии переносится выше середины листа, чтобы было больше простора для работы с внутриполитическими процессами.
Если рассматривается большой отрезок времени, в который помещаются несколько правителей периода, обязательно наверху отмечаются периоды их правления.
Если необходимо отметить деятельность каких-либо значимых личностей (кроме правителей), так же стараюсь отметить их на линии времени.
В чём организовать работу с линией времени?
Как уже говорилось выше, линии времени можно делать по-разному:
- самостоятельно в тетради;
- распечатывать шаблонами;
- использовать интерактивные сервисы.
Интерактивных сервисов для создания линии времени сейчас достаточно. Зачем они нужны? Я считаю здесь есть 2 причины: сэкономить время и предоставить очень важный функционал - возможность добавления медиа (фото, видео).
https://time.graphics/ru/ - богатый функционал, красивый и удобный интерфейс. Есть русский язык. В бесплатной версии можно создать только 2 линии времени, 18 событий и добавить 7 медиа.
https://www.tiki-toki.com - интерфейс менее дружелюбный. Как я понял только на английском языке. Можно переключать режим с 2D на 3D, когда читатель двигается по хронологии в глубь экрана, настраивать внешний вид всей ленты и отдельных таймпоинтов. Все прелести доступны в бесплатной версии с одним ограничением — создать можно только одну ленту времени.
Вот вам несколько очень полезных уже готовых линий времени по истории России:
https://time.graphics/ru/line/136
https://arzamas.academy/university/timeline
Как использовать линию времени
Таким образом для учителя истории использование линии времени будет полезным в формировании хронологических представлений обучающихся следующим образом:
- провести итоговое обобщение по теме на уроке;
- выдать домашнее задание на заполнение линии времени по теме;
- обобщать и наглядно представлять хронологию для повторения к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.
На сегодняшний день для меня это самый лучший инструмент в любой момент. От личного использования и понимания сложных периодов истории до сдачи экзаменов.
Какие принципы работы с линией времени используете вы? Как организуете работу?
Для меня сейчас важным пунктом стоит систематическое использование линий времени в работе. На данный момент работа с ней носит эпизодический характер. Ещё я очень люблю использовать этот инструмент в личных целях, разбирая интересующие меня сложные периоды истории (использовал для изучения истории Ирака XX в.).