Найти тему
Ковалёв Валерий

Линия времени (таймлайн) на уроках истории

Оглавление

Проблема формирования хронологических представлений у обучающихся

Большинству учителей истории очевидна проблема формирования хронологических представлений у обучающихся, которые не могут: соотнести события с веком (частью века); соотнести события Всемирной и Отечественной истории; соотнести даты правления государственных деятелей разных стран; выстроить верную хронологию событий и т.д. В помощь учителю приходит замечательный наглядный инструмент - линия времени (таймлайн).

Линия времени (таймлайн) - это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события.

Линия времени нужна учителю истории для:

  • формирования у учащихся системного взгляда на исторические процессы;
  • проработки фундаментальных событий мировой истории;
  • выработки целостного интегрированного взгляда на развитие общества.

Преимущества

Преимуществ в работе с линией времени очень много:

- чёткая наглядная периодизация;

- при работе со Всемирной/Отечественной историей делать синхронистические линии времени;

- делает учебный процесс творческим, развивает фантазию;

- использование разных цветов и картинок помогает лучше запоминать события и легче их воспринимать;

- ребёнок, работая самостоятельно, повторяет материал, закрепляет его перерабатывая

- развивает логическое мышление, эмоциональную, образную и зрительную память, моторику рук, что и является основой формирования памяти долговременной;

- при работе, биографией личности отобразить её в системе событий в стране и в мире.

Линия времени "Правление Ивана IV"
Линия времени "Правление Ивана IV"

Проблемы

Инструмент для формирования хронологических представлений у обучающихся просто замечательный, однако у него есть и свои минусы. Вот какие я нашёл в своей работе:

Самая главная проблема, которую я никак на данный момент не могу решить без усложнения, это как отмечать год окончания события. Сейчас поясню о чём я. Если событие заканчивается 1812 г. (допустим, Отечественная война), а следующее начинается 1813 г. (Заграничные походы), то получается разрыв в 1 год на линии времени. Да, это мы знаем, что конец войны приходится на конец года и можем перенести окончание события к концу 1812 г., но что делать с другими событиями, для которых не так принципиальны месяцы? Сейчас я пробую отмечать окончание началом следующего года, но тогда получается путаница (но это если не знать, как это работает).

Вот пример проблемы окончания события. Заканчивается 1937 годом, но по линии времени 1938 год отмечен
Вот пример проблемы окончания события. Заканчивается 1937 годом, но по линии времени 1938 год отмечен

Следующая проблема — это выбор правильного масштаба. То есть необходимо предварительно линию времени сделать самому и выбрать оптимальный масштаб, чтобы не было нагромождения событий. Если для Александра I спокойно подходит горизонтальное использование листа А4, то для 1917 г. нужно брать масштаб с февраля по октябрь и не больше.

Сначала в своей работе я просил детей разворачивать горизонтально тетрадь и расчерчивать линию самостоятельно. Но быстро столкнулся с тем, что на это уходит слишком много времени и абсолютно непродуктивно, как и попытки выдавать листы А4 и расчерчивать их самостоятельно. Я долго думал, как быстро наладить работу с шаблонированием линии времени и нашёл замечательный инструмент - Excel. В нём получается быстро расчертить нужный масштаб, подписать и сделать основную работу для шаблона. Я распечатываю на черновиках А4 шаблоны и получается не очень затратно по чернилам, но немного существенно по бумаге, особенно когда сразу несколько классов в параллели.

И кажется, что это прекрасный вариант для работы, но как вы все знаете, большинство этих листочков не доживают и до следующего урока.

Правила оформления

Теперь перейдём к правилам оформления, которые я использую в своей работе.

1. У каждой линии времени есть название/заголовок. Это может быть что угодно, период правления (Александр I), развитие общественных движений и т.д.

Пример заголовка линии времени
Пример заголовка линии времени

2. Событие, которое имеет одну конкретную дату отмечаем точкой. Сверху, сокращая апострофом повторяющиеся цифры, записываем дату в нужном формате (только год, год и месяц или полная дата). Снизу подписываем максимально кратко и понятно название события.

Пример оформления точки события
Пример оформления точки события

3. Событие, которое имеет продолжительность отмечаем отрезком. Сверху, на концах отрезка, так же записываем дату в нужном формате (только год, год и месяц или полная дата). Если отрезок позволяет, помещаем сверху на самом отрезке название события, если нет - снизу.

Пример оформления отрезка
Пример оформления отрезка

4. Разграничение внутренней и внешней политики (при необходимости). Верхнюю часть использую для внешней политики, а нижнюю для внутренней. И, как уже говорилось, предусматриваю передвижение горизонтали выше, если внешнеполитические события не в таком большом количестве.

Слева обозначаю уровни внешней и внутренней политики
Слева обозначаю уровни внешней и внутренней политики

5. Отмечаю правления личностей вертикальными линиями во весь лист и на самом верху на горизонтальной планке подписываю личность, а по краям даты начала и конца правления. Горизонтальные планки от личности к личности я располагаю не в одну горизонталь, чтобы это всё не смешивать, а на разных высотах. Так добиваюсь большей наглядности. Так же можно использовать цвет и закрашивать периоды правления (но к этому я ещё не подошёл).

Сверху можете видеть оформленных и подписанных правителей Ирака
Сверху можете видеть оформленных и подписанных правителей Ирака

Мои особенности в работе с линией времени

В работе с линией времени я выработал определённые особенности её оформления.

В обязательном порядке линия времени разбивается на внутреннюю и внешнюю политику (если рассматривается история в рамках одного государства). Как правило, внешнеполитических событий для большинства линий времени не очень много, поэтому горизонталь линии переносится выше середины листа, чтобы было больше простора для работы с внутриполитическими процессами.

Если рассматривается большой отрезок времени, в который помещаются несколько правителей периода, обязательно наверху отмечаются периоды их правления.

Если необходимо отметить деятельность каких-либо значимых личностей (кроме правителей), так же стараюсь отметить их на линии времени.

В чём организовать работу с линией времени?

Как уже говорилось выше, линии времени можно делать по-разному:

- самостоятельно в тетради;

- распечатывать шаблонами;

- использовать интерактивные сервисы.

Интерактивных сервисов для создания линии времени сейчас достаточно. Зачем они нужны? Я считаю здесь есть 2 причины: сэкономить время и предоставить очень важный функционал - возможность добавления медиа (фото, видео).

Линия времени по периоду Древнерусское государство
Линия времени по периоду Древнерусское государство

https://time.graphics/ru/ - богатый функционал, красивый и удобный интерфейс. Есть русский язык. В бесплатной версии можно создать только 2 линии времени, 18 событий и добавить 7 медиа.

https://www.tiki-toki.com - интерфейс менее дружелюбный. Как я понял только на английском языке. Можно переключать режим с 2D на 3D, когда читатель двигается по хронологии в глубь экрана, настраивать внешний вид всей ленты и отдельных таймпоинтов. Все прелести доступны в бесплатной версии с одним ограничением — создать можно только одну ленту времени.

Вот вам несколько очень полезных уже готовых линий времени по истории России:

https://time.graphics/ru/line/136

https://runivers.ru/timeline/

https://arzamas.academy/university/timeline

https://histrf.ru/timeline

Как использовать линию времени

Таким образом для учителя истории использование линии времени будет полезным в формировании хронологических представлений обучающихся следующим образом:

- провести итоговое обобщение по теме на уроке;

- выдать домашнее задание на заполнение линии времени по теме;

- обобщать и наглядно представлять хронологию для повторения к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.

На сегодняшний день для меня это самый лучший инструмент в любой момент. От личного использования и понимания сложных периодов истории до сдачи экзаменов.

Какие принципы работы с линией времени используете вы? Как организуете работу?

Для меня сейчас важным пунктом стоит систематическое использование линий времени в работе. На данный момент работа с ней носит эпизодический характер. Ещё я очень люблю использовать этот инструмент в личных целях, разбирая интересующие меня сложные периоды истории (использовал для изучения истории Ирака XX в.).