Никлас Луман — немецкий социолог и философ, роботоспособность которого не переставала удивлять современников. Он выпускал по две книги в год, написал около 500 статей. Именно он предложил принципы «цеттелькастен» для разработки идей, а картотека, созданная им в 1950—1960-е годы, включала 90 тысяч наименований.
Zettelkästen: одна идея — одна карточка
Продуктивность Лумана стала легендарной уже при жизни ученого. Картотека насчитывала 90 тысяч наименований, связанных между собой причинно-следственными связями.
Так каждой карточке-заметке он присваивал порядковый номер, а когда ему нужно было развить идею, то добавлял "дочернюю заметку". Например, идея 1 могла соотноситься с карточками 1.1, 1.2, 1.3, а заметки к ним имели буквенное обозначение — 1.3a и т.д. Когда подобных карточек стало много, пришлось вводить дополнительные обозначения, которые обозначали пересечения по смыслу или цели.
Конечно, это очень образно, потому что ученый использовал внутренние системы ссылок и ключевых слов и нумеровал карточки не по содержанию, а месту в картотеке.
Сам Луман называл картотеку «паутинообразной системой», что напоминает нам понятие «всемирная паутина», а система предвосхитила технологию гиперссылок привычного интернета.
Как навести порядок?
Zettelkästen понравится творческим ребятам. Благодаря методу можно просто структурировать рабочий процесс.
Во время коллективного мозгового штурма попробуйте составить укрупненный список предложенных идей, разделите их по тематикам, создайте в каждом из блоков заметки, характеризующие часть одной большой идеи.
Это напоминает подход проектной деятельности, когда более крупные задачи делят на более мелкие, чтобы короткими спринтами добиваться поставленных задач быстрее.
Разделять сложную задачу можно на много маленьких идей: каждую записываем на отдельную карточку, что поможет не только не забыть ничего важного, но и лучше понимать целостную картину проекта или глобальной задачи.
Создавайте персональную картотеку!
Заметки-карточки могут быть визуально разделены на категории, сгруппированные по теме, цели или смыслу. Можно даже разложить по разным ящикам, по разным углам.
Различные системы обозначений, ссылок и ключевых слов помогут быстро находить нужную информацию и связывать ее между собой.
Конечно, такая система может показаться непрактичной для многих, однако для тех, кто сталкивается с большим потоком информации и нуждается в ее организации, использование заметок-карточек может стать эффективным инструментом для повышения продуктивности и достижения успехов в работе и учебе.
Zettelkästen полезен для саморазвития и помогает систематизировать знания, создавая новые связи между фактами, позволит глубже понимать тему и находить ценные идеи для дальнейшего изучения.
Также использование практики способствует развитию памяти, аналитических и творческих способностей.