Найти тему
Михаил Александров

Сможет ли выход из ДСНВ обеспечить России решающее военное превосходство над США? Часть 1.

Россия не вышла, а только приостановила участие в ДСНВ. И правильно сделала, ведь выход предусматривает предварительное уведомление американцев за три месяца. Все это время договор продолжал бы действовать. А вот после приостановки он прекратил свое действие немедленно. На мой взгляд, сейчас у России появился хороший шанс достигнуть военного превосходства над США и заставить их капитулировать на наших условиях.

В связи с этим я начинаю публиковать цикл статей, в которых рассмотрю гипотезу о возможности для России за 10 лет существенно обогнать США в области стратегических вооружений и достигнуть над ними такого превосходства, которое позволит нам победить в стратегической ядерной войне. Ниже следует первая статья цикла, посвященная состоянию стратегических ядерных сил (СЯС) США и программам их модернизации.

Вторая статья цикла будет посвящена состоянию и перспективам стратегической противоракетной обороны США. Третья – оценке возможностей США быстро нарастить количественный состав своих СЯС и стратегической ПРО в ближайшие 10 лет. Четвертая статья будет посвящена состоянию российских стратегических вооружений и возможности их быстрого количественного наращивания после выхода из ДСНВ. И наконец, в последней, заключительной статье будет рассмотрен сценарий стратегической ядерной войны России и США, в которой мы смогли бы одержать победу.

Американские программы модернизации стратегических ядерных сил

Начнем рассмотрение состояния американских СЯС с межконтинентальных баллистических ракет (МБР) наземного базирования. В США имеется 450 таких ракет. Это – «Минитмен-3» (Minuteman III). Сейчас они оснащены 550 боеголовками W78 (335-350 кт) или W87 (300 кт). Но поскольку каждый «Минитмен-3» может быть теоретически оснащен тремя боеголовками, их общее число может увеличиться до 1350 единиц.

Главная проблема США состоит в том, что эти МБР были развернуты в 1970-1978 годах и к настоящему времени изрядно устарели не только морально, но и физически. Есть сведения, что шахты для этих ракет находятся в плачевном состоянии. Многие шахты были построены еще в 1950-х годах. В некоторых из них начало ржаветь оборудование из-за просачивания воды через ослабевший бетон. Между тем, заменить оборудование шахт, построенных в прошлую эпоху, является очень сложным делом, так как производители такого оборудования уже не существуют.[1]

С 2002 по 2012 год США истратили в обшей сложности 7 млрд долларов на усовершенствование и продление срока всех 450 ракет «Минитмен-3», чтобы они могли служить до 2030 года.[2] А в июле 2016 года ВВС США объявили конкурс на разработку новой МБР. Программа получила название «Стратегическое сдерживание наземного базирования» (Ground Based Strategic Deterrent) или сокращенно GBSD. В конкурсе приняли участие три крупнейшие аэрокосмические компании США – Lockheed Martin, Northrop Grumman и Boeing. В итоге контракт был отдан Northrop Grumman, а программа поменяла название на LGM-35 Sentinel, что означает шахтная наземная управляемая ракета версии 35 «Часовой».

Предполагается, что новая ракета должна начать поступать на вооружение в 2028-2029 годах. Однако осуществимость этой программы в указанные сроки вызывает большие сомнения. Пока нет признаков какого-то прогресса в разработке новой ракеты. К тому же, на замену всех 450 МБР «Минитмен-3» уйдут десятилетия. Не случайно, программа LGM-35 Sentinel рассчитана на 50 лет. Так что с 2030 года наземный компонент американской ядерной триады вступает в период уязвимости, когда надежность большинства МБР резко снизится. А нарастить свой ударный потенциал наземных МБР США просто нечем – ни сейчас, ни в 2030-ом году, поскольку еще больше продлить сроки жизни «Минитмен-3» уже не реально.

Поэтому наиболее мощной составляющей американских ядерных сил будут оставаться баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ). Трайдент-2. Срок их эксплуатации рассчитан до 2040-х годов. Однако и в этой области у американцев далеко не все хорошо. Проблема – в носителях для этих ракет. Срок жизни стратегических подлодок «Огайо» подходит к концу. Эти лодки были построены в 1984-1997 годах. К 2030-му году возраст самой старой «Огайо» с БРПЛ составит 46 лет, а самой молодой – 33 года. По этой причине Пентагон запустил программу проектирования и разработки новой стратегической подлодки, получившей название Программа по замене «Огайо» (Ohio Replacement Program). Программа стартовала в 2010 году.[3] В дальнейшем новая подлодка получила название «Колумбия».

В 2012 году ВМФ США передал судостроительной компании «Электрические суда» (Electric Boat)[4] контракт на сумму 2 млрд долларов, предусматривающий проектирование самого судна и его отсеков. Строительство первой подлодки началось 1 октября 2020 года. Предполагается, что она войдет в строй в 2031 году. Всего планируется построить 12 подлодок, каждая из которых будет нести по 16 ракет Трайдент-2 (Trident II D5LE).[5]

Для сравнения нынешние стратегические подлодки «Огайо» могут нести по 24 ракеты Трайдент-2. То есть при замене каждой подлодки США будут терять по 8 БРПЛ. Здесь надо однако учитывать, что в целях выполнения ДСНВ четыре пусковые шахты в каждой подлодке «Огайо» были деактивированы. То есть фактическое количество активных ракетных шахт на каждой лодке – 20 единиц. И терять они будут по 4 БРПЛ, если конечно не решат до этого восстановить деактивированные шахты.

Состояние стратегических бомбардировщиков США тоже вызывает ряд вопросов. На 2013 год США располагали парком стратегических бомбардировщиков, общей численностью 158 машин, который включал 72 B-52H, 66 более современных B-1B и 20 относительно новых B-2A.[6] В принципе это был внушительный арсенал. Для сравнения авиация России располагала в тот период всего 114 стратегическими бомбардировщиками – 98 ТУ-95МС (включая 60 единиц на хранении) и 16 ТУ-160.[7]

Главной проблемой B-1B и B-2A является то, что они разрабатывались как носители бомб, а не крылатых ракет (КР).Предполагалось, что они смогут преодолеть ПВО противника за счет своих летных качеств и технологии «Стелс». Однако, развитие современных радаров и систем ПВО привело к утрате этих преимуществ и эффективность данных бомбардировщиков в потенциальном конфликте с Россией представляется сомнительной.

Поэтому основной ударной силой стратегической авиации США до сих пор является старичок B-52, способный нести КР большой дальности AGM-86. Он вошел в состав американских ВВС в 1955 году. А самые последние экземпляры B-52H были произведены в начале 1960-х годов. И хотя эти бомбардировщики с тех пор модернизировались в плане совершенствования двигателей, авионики, электрооборудования и автоматики, они являются морально устаревшей моделью, а старение металла этих бомбардировщиков все более понижает их надежность. Тем не менее ВВС США планируют использовать B-52 до 2040 года, B-1 тоже до 2040 года, а B-2 до 2058 года.[8]

Однако замену для B-52 надо было готовить заблаговременно. Пентагону нужен новый стратегический бомбардировщик – недорогой, но достаточно эффективный и к тому же способный решать широкий спектр задач, но главное, способный нести современные КР большой дальности. Программа по разработке и созданию нового бомбардировщика стартовала в 2011 году. Она получила название Программа дальнего ударного бомбардировщика (Long-Range Strike-Bomber). Предполагалось, что этот бомбардировщик будет носителем стратегического неядерного оружия. Однако, он должен был иметь потенциал для применения ядерного оружия в случае необходимости.

В 2015 году контракт на разработку бомбардировщика был передан компании Northrop Grumman. В 2016 году ему было официально присвоено название B-21, что означало «самолет 21-ого века». Ожидается, что его производство будет осуществляться на авиационном заводе No.42 рядом с городом Памдэйл (Palmdale) в Калифорнии, там же где выпускались бомбардировщики B-2. Его предполагаемая стоимость должна быть в районе 550 млн долларов за штуку. Он должен получить свойства малозаметности и иметь возможность нести крылатые ракеты большой дальности нового поколения.[9]

К настоящему времени построен один прототип самолета, а второй находится в стадии строительства. В декабре 2022 года прошла церемония выкатки готового экземпляра самолета. Предполагается, что первый полет B-21 будет совершен в 2023 году. Ожидается, что он будет принят на вооружение в 2027 году. Однако, этот срок выглядит не слишком реалистично с учетом постоянных задержек в осуществлении программы. Более того, даже если самолет и вступит в строй вовремя, то вооружение для него все-равно еще не будет готово. Это связано с задержкой программы производства стратегической крылатой ракеты нового поколения.

Эти новые КР должны заменить авиационные КР большой дальности AGM-86 (которые, как можно понять, на B-21 устанавливаться не могут). Соответствующая программа получила название Long-Range Standoff Weapon (LRSO), которое условно можно перевести как «оружие большой дальности, запускаемое вне пределов зоны досягаемости средств поражения противника». LRSO должна была отличаться от имеющихся КР по следующим параметрам: обладать большей малозаметностью, быть более устойчивой к средствам РЭБ и способностью нести разные типы боеголовок.[10] Предполагаемая дальность ракеты должна составить 2400 км. Еще одной особенностью LRSO должна стать возможность ее запуска с различных стратегических бомбардировщиков, не только с перспективного B-21, но также B-2 и B-52.[11]

Предполагалось, что LRSO должна быть принята на вооружение к 2030-ому году.[12] Однако из-за бюджетных ограничений в 2013 году программа была приостановлена на 2 года, а затем еще раз до 2018 года.[13] В апреле 2020 ВВС США решили отдать контракт на разработку ракеты компании Рэйтеон. В том же году Конгресс США снял требование о том, чтобы ракета имела два варианта исполнения: ядерное и обычное, оставив только ядерный вариант. Тем не менее, ожидать быстрого вступления в строй нового авиационного ударного комплекса «самолет-крылатая ракета» не приходится. Самое раннее, когда это может произойти – это начало 2030-х годов.

[1] Watkins, Thomas. US Air Force set to replace intercontinental nuke arsenal. Space Daily. Sept 25, 2016. https://www.spacedaily.com/reports/US_Air_Force_set_to_replace_intercontinental_nuke_arsenal_ 999. html

[2] Missile Defense Project, "Minuteman III," Missile Threat, Center for Strategic and International Studies, September 19, 2016, last modified June 15, 2018, https://missilethreat.csis.org/missile/minuteman-iii/

[3]https://www.globalsecurity.org/wmd/systems/ssbn-x.htm

[4] Является филиалом корпорации General Dynamics

[5] Nuclear Posture Review February 2018. Office of the Secretary of Defense. Washington, 2018. – p. 49.

[6] International Institute for Strategic Studies. The Military Balance, 2013. – p. 80

[7] Авиационная техника Военно-воздушных сил Российской Федерации / «Арсенал Отечества» № 4(18) за 2015 г.

[8] Tirpak John A. USAF to Retire B-1, B-2 in Early 2030s as B-21 Comes On-Line // Air Force Magazine. Feb. 9, 2018. https://www.airforcemag.com/USAF-to-Retire-B-1-B-2-in-Early-2030s-as-B-21-Comes-On-Line/

[9] International Institute for Strategic Studies. The Military Balance, 2013. – p. 57

[10] Majumdar, Dave. USAF to develop new cruise missile. 8 December 2012. https://www.flightglobal.com/usaf-to-develop-new-cruise-missile/108127.article

[11] International Institute for Strategic Studies. The Military Balance, 2017. – p. 33

[12] International Institute for Strategic Studies. The Military Balance, 2017. – p. 33

[13] Hemmerdinger, Jon. USAF delays LRSO again, this time by three years. 13 March 2014. https://www.flightglobal.com/usaf-delays-lrso-again-this-time-by-three-years/112653.article