"Меч сам по себе подстрекает к насилию" - Гомер
''А кто будет воевать, если враги нападут?'' или ''А что, другие должны за вас воевать'', или ''Кто будет защищать Родину?''.
Эти и подобные вопросы о войне часто возникают у людей, называющих
себя христианами. Почему вообще они возникают, ведь существовала
Заповедь (Моисеев Закон) ''не убей'', которая и запрещала любые виды
лишения жизни? Казалось бы, все ''ясно как божий день'', не убей, значит — убивать нельзя.
Эта одна из Десяти Заповедей, однако, как мы знаем, ''Моисеев Закон''
был дан израильтянам, а значит, в основном он касался взаимоотношений
именно среди народа, избранного Богом. ''…Ибо они Твой народ и Твой
удел, который Ты вывел из Египта, из железной печи.'' (3 Царств 8:51 ПАМ).
Хотя в нем были положения об убийстве раба и иноплеменника, но за их
убийство кара была существенно меньше.
Каково было наказание того, кто убил человека по Моисееву Закону?
''Кто убьет скотину, должен заплатить за нее; а кто убьет человека, того
должно предать смерти'' (Левит 24:21 ПАМ).
Но как же тогда относиться к тому, что израильтяне воевали с другими
народами? Надо рассмотреть, чья это была война ''…И узнает все,
собравшееся здесь, что не мечем и копьем спасает Господь: ибо это война
Господня, и Он предает вас в руки наши.'' (1 Царств 17:47 ПАМ).
Итак, войны, которые вели израильтяне — это были войны их Создателя.
Он мог дать своему народу право с оружием в руках сражаться. Почему? По той причине, что только Создатель Вселенной мог вернуть жизнь людям в будущем, в том числе и тем, кто погиб от рук израильтян.
Это основополагающий принцип: Бог мог дать право воевать и
убивать по той причине, что мог воскресить любого умершего, в том числе и убитого человека, то есть полностью покрыть причиненный ущерб.
Ведь мы с вами так же делаем разделение, когда кого-то лишают жизни.
Одно дело убийцу, педофила казнят (лишают жизни) по суду и другое дело,
когда без суда человек убивает другого. Бог судит и выносит свой приговор, израильтяне были лишь орудием суда. Так же, как и сейчас люди, которые приводят приговор в действие, технически — лишь исполнители закона.
Что изменилось с приходом Иисуса Христа на землю?
''Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе''(Галатам 3:26-28).
''Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так:
если один умер за всех…'' (2 Коринфянам 5:14). ''По сей-то воле освящены
мы единократным принесением тела Иисуса Христа'' (Евреям 10:10).
То есть, все люди теперь являются теми, ради кого Бог пожертвовал
Своим Сыном, нет разницы какой ты национальности и расы. Поэтому Закон ''не убий'' распространяется теперь на всех людей. Это отчетливо видно из следующего стиха, который знает практически каждый христианин – ''Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную'' (Иоанна 3:16). В данном стихе слово ''мир'' подразумевает абсолютно всех людей, то есть Отец отдал своего Сына за каждого человека, независимо, верит тот в Создателя или нет.
''Он (Иисус) есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши
(прим. христиан), но и за грехи всего мира (прим. за всех верующих и
неверующих)'' (1 Иоанна 2:2).
Отменил ли Иисус заповедь ''не убей''? Нет, но даже ужесточил: не
только несет ответственность, тот кто убивает, но и тот, кто даже гневается -''Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит
суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно,
подлежит суду; кто же скажет брату своему: ''рака'', подлежит синедриону; а кто скажет: ''безумный'', подлежит геенне огненной'' (Матфея 5:21,22).
Кому теперь принадлежит любая человеческая жизнь? Ответ один:
Всемогущему Отцу и Иисусу Христу. ''А Христос за всех умер, чтобы
живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего'' (2
Коринфянам 5:15). Тогда вопрос, если человек отбирает у другого человека
жизнь, которая ему не принадлежит, у кого он ее отбирает? Получается, что он ворует у Бога и Его Сына право распоряжаться жизнями людей и
становится вором и, что еще хуже, богопротивником.
Странное и ужасное лицемерие некоторых религий, которые всячески
клеймят самоубийц и тут же оправдывают (и освящают) убийство других
людей. Казалось бы, очевидно (с человеческой точки зрения), что жизнь
человека самому этому человеку больше принадлежит, чем другому.
Действительно, с точки зрения Всемогущего, самоубийство — большой грех, но если кто-то из людей клеймит самоубийц, то, как кажется, тем паче нужно клеймить убийц, которые забирают жизнь у других, независимо какими лозунгами это прикрывается.
Историки о ранних христианах.
''Первые христиане не служили в армии …с конца новозаветного периода до десятилетия с 170–180 годов после Р. Хр. нет ни малейшего доказательства, что христиане служили в армии'' (Christian Attitudes Toward War and Peace [О христианском отношении к войне и миру] [Abingdon, 1960 г.], стр. 67, 68.
О ранних христианах и военной службе немецкий богослов Петер Майнхольд сказал: ''Считалось, что быть христианином и солдатом несовместимо''. В своем труде ''Исследование о несовместимости войны с принципами христианства'' Джонатан Даймонд писал о том, что некоторое время после смерти Иисуса его ученики ''отказывались участвовать в [войнах], какими бы ни были последствия, будь то поношение, тюремное заключение или смерть'' (An Inquiry Into the Accordancy of War With the Principles of Christianity). Даймонд добавил: ''Все эти факты неоспоримы''. В книге ''Отношение ранних христиан к войнам'' говорится: ''Поскольку согласно [учениям Иисуса] любая форма насилия и причинение кому-либо увечья отвергались как недопустимые, запрет на участие в войнах воспринимался как само собой разумеющееся. … Ранние христиане в точности соблюдали слова Иисуса, понимая буквально увещание быть мягкими и не отвечать насилием на насилие. Их религия означала для них мир; они решительно осуждали войны за их кровопролитие'' (''The Early Christian Attitude to War'').
В журнале ''Христианский Век'' тоже обращается внимание на позицию, которой придерживались ранние христиане: ''Первые христиане не служили в армии'' (''The Christian Century''). Согласно замечанию, которое сделал историк Э. У. Барнз в книге ''Подъём христианства'', ''тщательное рассмотрение всей доступной информации показывает, что до времени Марка Авреля [императора, правившего с 161 до 180 гг. н.э.] никакой христианин не становился солдатом, и никакой солдат, ставший христианином, не оставался в военной службе'' (The Rise of Christianity).
Ту же информацию в книге ''О христианском отношении к войне и миру'' предоставляет и Роланд Бейнтон, который пишет, что ''с конца новозаветного периода до десятилетия с 170-180 годов после Р. Хр. нет ни малейшего доказательства, что христиане служили в армии'' (''Christian Attitudes Toward Warand Peace'', [Abingdon, 1960 г., стр. 67, 68]). И снова эта мысль встречается в книге ''Ранняя церковь и мир'': ''Христиане, крестившись, не становились воинами, по крайней мере, до времени правления Марка Аврелия'' (''The Early Church and the World'').
В книге Н. Платта и М. Драммонда ''Наш мир в веках'' говорится: ''Христиане вели себя совсем не так, как римляне... Поскольку Христос проповедовал мир, они отказывались становиться солдатами'' (''Our World Through the Ages''). А в книге Эдварда Гиббона ''Упадок и крах Римской империи'' замечается: ''[Первые христиане] отказывались занимать какую бы то ни было руководящую должность или защищать империю... Христианин не мог стать солдатом, не отказавшись при этом от более священной обязанности'' (''The Decline and Fall of the Roman Empire'', том II, с. 37.). ''Первые христиане считали, что сражаться неправильно, и отказывались служить в армии даже тогда, когда империи требовались воины'' (''Основания Нового Света, заложенные в Старом''; ''The New World’s Foundations in the Old'').
Совершенно ясно на эту тему высказался И.И. Лещук: ''Несмотря на то, что Иисус жил в стране, занятой врагом, Он никогда не проповедовал восстание против римлян или ведение войны против захватчиков. Вместо этого Он учил, что христиане должны быть миротворцами и не должны сражаться (Иоан.18.36). Христиане призваны отложить мечи и ножны и стараться провозглашать духовное царство Господа с помощью ''меча духовного'' - Слова Божьего. Когда иудейский народ восстал в 66-ом году нашей эры против римской оккупационной армии, ранние христиане отказались участвовать в войне и покинули страну как беженцы. Вместо того чтобы присоединиться к военной партии зелотов, христиане заняли нейтральную позицию'' (''Церковь и политика'').
Цитирование Библии из Синодального перевода и перевода Архимандрита Макария(ПАМ)
Продолжение следует...