Среди «иероглифических фигур» Фламеля можно встретить одну, приводящую читателя-профана в ужас. На ней изображены рыцари, убивающие и потрошащие младенцев, кровь которых они собирают и выливают в бочку. В ней весело плещутся Король и Королева. Подобные же рисунки после Фламеля появлялись и в других трактатах. Фламель поясняет:
«На второй стороне пятого листа был изображен король с коротким и мощным мечом в руках; по приказу этого короля и в его присутствии солдаты умерщвляли множество грудных младенцев; матери их рыдали тут же, у ног неумолимых палачей. Кровь убитых детей другие солдаты собирали и помещали в большой сосуд, в который спустились светила небесные, солнце и луна, чтобы принять ванну. Поскольку эта сцена в большой мере отражает избиение невинных младенцев царем Иродом, а я узнал искусство по большей части благодаря этой книге, я решил поместить иероглифические символы тайной науки именно на Кладбище Невинных» [Фламель, 2001, с. 42].
Также в книге Авраама Елеазара есть подобный рисунок, подпись к которому гласит: «В этих Красных детях раствори кровь Короля и Королевы, тогда Солнце и Луна пребудут в подобной ванне, и этот источник будет неисчерпаем» [Елеазар, 2006, с. 77]. Автор трактата отмечает: «Итак вы видите, что на ней изображен стоящим Король с обнаженным мечом, а его воины держат невинных детей, которых они убивают и собирают кровь; при этом приносят их к имеющемуся колодцу, который и без того уже наполнен кровью, чтобы еще больше его окрасить. Купаясь в подобной ванне, в ней возрастают (солнце) и (луна)» [Елеазар, 2006, с. 76]. Туранжо в «Ключе к Великому Деланию» описывает этот же рисунок. Там был «нарисован Король с большим тесакам, он заставлял своих Солдат убивать им в своем присутствии множество маленьких Детей, матери которых плакали у ног безжалостных Жандармов, а потом эта кровь была собрана другими Солдатами и помещена в большой сосуд, в котором Солнце и Луна Неба собирались искупаться. Этот отрывок поражал меня все больше и больше. И как только я уставал от своего чтения, то охотно читал его, и он мне никогда не надоедал. И с каждым разам он наполнял меня новыми идеями без понимания его истинного смысла» [Сокровищни ца, Т. 1, 2014, с. 45].
Лиможон де Сен-Дидье также пишет: «Lunaria - Белый Меркурий, самый острый Уксус - это красный Меркурий; но лучше ограничиться этими двумя Меркуриями; накормите их плотью их собственного вида, кровью Невинных, которым перерезаны горла, то есть Духами Тел, что и есть Купальня, в которой Солнце и Луна моют друг друга» [Limojon, 1723, с. 136]. Далее он рекомендует «подготовить купальню Короля кровью Невинных, и тогда у вас будет оживленный Меркурий Мудрых, который никогда не потеряет своих достоинств, если сохранять его в плотно закрытом сосуде» [Limojon, 1723, с. 138]. Как видно, подобное действие - самая обычная практика в алхимии. Одна из загадок алхимической символики заключается в том, зачем для передачи довольно распространенной практики использовались столь устрашающие и даже отталкивающие образы и мотивы. Целью алхимика при создании подобных символов, вероятно, и было стремление вызвать у читателя определенную психическую реакцию. Здесь важным оказывается не сам опыт, а способ его описания и форма передачи.
Фламель указывает, что имеется особый «первичный агент», «белая тяжелая вода», которую не смогли зафиксировать, но «только при помощи долгой варки в чистейшей крови младенцев можно заставить это быстрое серебро соединиться с золотом и серебром», чтобы затем получить порошок, который и есть Камень. Кровью же алхимики «называли... минеральный дух, присутствующий в металлах, в основном в солнце, луне и Меркурии...» [Фламель, 2001, с. 45-46]. Авраам Елеазар поясняет, что «источник здесь, в этой Меди, бьющей ключом кроваво-красной (воды) и означающей нашу Кровь из древнего Albaon, являющейся чистой летучей TR, в которой купаются или омолаживаются (солнце) и (луна)» [Елеазар, 2006, с. 78]. Пернети также пытается оправдать содержание странного рисунка: «Так, кровь младенцев, которых приказал вырезать Ирод, в “Иероглифах” Авраама Еврея представляет аллегорию изначальной влажности металлов, извлеченной из руды Философов, представленной под видом младенцев, поскольку эта материя еще сырая, и природа оставила ей время на достижение совершенства. Солнце и Луна купаются в этой крови, поскольку она - источник Философов, в котором купаются их Король и Королева. Фламель предвидел, что многие будут воспринимать эту аллегорию буквально, и предусмотрительно предупреждал читателя, что следует остерегаться принимать человеческую кровь за материю делания, что это было бы безумием и мерзостью» [Пернети, 2012, с. 152].
Кровь детей действительно часто использовалась некоторыми алхимиками и медиками. Например, маршал Франции Жиль де Рэ, увлекшись алхимией, замучил и расчленил то ли 140 (доказано в открытом судебном процессе), то ли 400 (по слухам) мальчиков и подростков. В СССР с конца 70-х годов ходили слухи, что престарелому вождю Леониду Брежневу переливают кровь детей, дабы омолодить его дряхлеющий организм. Детей, якобы, специально отправляли на лето в пионерские лагеря, подкармливали там и забирали кровь под видом медицинской помощи. Подобные практики, якобы, существовали в СССР и ранее, и даже Институт Переливания Крови был специально создан для этих целей.
Фламель оправдывается: «Теперь относительно третьей, четвертой и пятой картин, к которым относится надпись: “Так младенцы были избиты по приказу царя Ирода”. Теологический смысл ее достаточно ясен...» [Фламель, 2001, с. 59]. Однако же религиозный смысл ее не так уж и очевиден. Как известно, детей убили по приказу Ирода, который надеялся, что среди них окажется и младенец Иисус, но тому удалось скрыться в Египте. Мы видим, что избиение младенцев сопутствует рождению Христа. Это два противонаправленных, но взаимосвязанных действия. При рождении Спасителя массово погибают те, кого он и должен был спасти. Убийство детей оказывается условием рождения и явления Спасителя. Это кровавая жертва, которая вводит в наш мир Сына Бога. Спаситель выходит из крови младенцев, убитых ради его собственного спасения. Но при этом нигде не говорится, что Христос поблагодарил их или хотя бы благословил. Младенцы, умершие некрещеными, попадают в лимб. Нигде не говорится, что они стали почитаться как святые мученики или что кто-то молится за спасение их невинных душ. В то же время бандит, подлизавшийся к Иисусу за несколько минут до смерти на кресте, отправился вместе с ним прямо в рай. Это считается очень справедливым делом. Кровь невинных младенцев - это та купель, из которой вышло христианство.
Иисус крестился не в воде Иордана, а в крови детей, погибших за него, принесенных ему в жертву при рождении. Это кровавое насилие над детьми является первородным грехом христианства, на который даже сам Иисус предпочел просто закрыть глаза и не вспоминать.
Проблема детоубийства получала в алхимии свое развитие и благодаря мифу о Сатурне, пожирающем своих детей [Cowlan, 2015, с. 18-19]. Томас Воган упоминал, что «Мудрые поэты» «на своем мистическом языке называли землю Сатурном, сообщая нам к тому же, что она питалась своими детьми» [Vaughan, 1888, с. 129]. Сатурн выступает в алхимии как всеобщий растворитель, способный «редуцировать тела в их первоматерию». «И если утверждалось, - как замечает Пернети, - что Сатурн съел собственных детей, то это значит, что, будучи первоначалом и первоматерией металлов, он единственный имеет способность и свойство полностью растворять их и обращать их в свою собственную природу» (Пернети, 2006, с. 286].
Гравюра № 7 в «Mutus Liber» показывает нам мужчину, охваченного пламенем в момент пожирания младенца [Principios, 2011, с. 69]. Сатурн здесь олицетворяет Свинец, способный претерпевать превращения в момент обжига и под воздействием Крови Младенца - Минерального Духа Металлов. Сатурн пожирает Юпитера, то есть Свинец растворяет Олово. Это соединение создает новый продукт, который содержит в себе два исходных. В этой операции огонь играет главную роль, поэтому Сатурн и пожирает младенца в огне.
Это жидкий огонь, то есть жидкость, которая впитывает огонь небес, роса, содержащая в себе кислоту растворитель. На картине Франциско Гойи «Сатурн, пожирающий одного из своих детей» изображены боль и страдание материи во время огненной трансформации. Пожирание Сатурном своего ребенка - это разрывание тела на части, расчленение, стадия nigredo, за которой должно последовать возрождение материи.
Однако известно, что вместо Юпитера Сатурн проглотил Камень. В этом смысле Сатурн есть могила Камня, он несет в себе тайну Философского Камня, являясь его началом. Сатурн содержит в себе Камень скрыто, и его следует добыть при помощи Великого Делания. Эмблема XII из «Убегающей Аталанты» Майера изображает Сатурна, изрыгающего Камень. Эпиграмма к рисунку связывает этот камень Сатурна с алхимическим Камнем: «Камень химический произошел от Сатурна» [Майер, 2004, с. 102]. В Рассуждении к этой эмблеме Майер отмечает, что для Философов «Сатурн является первым в их работе», так как их Делание происходит из черного, «ибо чернота - это облако, скрывающее Камень вначале - так, что его нельзя увидеть» [Майер, 2004, с. 104]. После того как Сатурн отрыгивает Камень, тот делается белым, поскольку белизна происходит из черноты - из чрева Сатурна.
Поедание Сатурном своих детей - это жертва, которая должна успокоить Другую Сторону, ту противоположную реальность, повелителем которой и был этот бог. Зло (детоу бийство, сыноубийство, массовый инфантицид) должно стать частью трансмутации - начальной стадией nigredo. Поэтому Король и Королева принимают ванну в крови невинных детей, а Сатурн поедает своих собственных детей. Зло свято, зло есть начало добра, зло открывает путь к совершенству.
Сын умирает, чтобы Отец смог преобразовать мир и воскресить материю. Именно поэтому Сатурн был богом Золотого века человечества. Его зло, его чернота несут в себе золото.
Зло превращается в добро при условии, что совершается с целью восхождения в высший план бытия или для переворачивания реальности. Массовый инфантицид вызывает в алхимике не психическую травму, а восторг.
Загадка Сатурна - превращение, а его цель - совершенство. В мистерии пожирания Сатурном своих детей открывается истина о том, что алхимия - это не псевдонаука, не «преднаука», а высокая герметическая традиция, непосредственно связанная с ритуалом посвящения и тайной преображения. Пожирание Сатурном детей - это поглощение несовершенной материи и её превращение в золото, в алхимический Камень. Это также и образ преодоления человеком своей несовершенной телесной природы ради восстановления духа, без чего алхимический процесс вообще не состоится.
Через поглощение «сын» становится единым с «отцом», человек сливается с богом и обретает совершенство Золотого века. Алхимик должен ощущать себя Сатурном. Сатурн - это главное связующее звено в алхимическом Делании. Его энергия разрушает низшее, неразвитое (своих детей) и создает высшее (Камень, Золотой век).
Алхимики во всем стремятся к гармонии, поэтому инфантицид уравновешивается патрицидом: Сын убивает своего Отца. В трактате Петра Бонуса «Margarita Pretiosa Novella» есть картинка, где изображено, как молодой принц убивает своего престарелого отца-Короля, сидящего на троне. Затем он собирает кровь своего отца. [Sonus, 1894, с. 39 J. Этот эпизод обозначает, что золото, которое и символизирует Король, должно умереть и передать свой принцип (семя, тинктуру) следующему после него персонажу, который затем и подвергнется трансмутации. Семя или тинктура золота передается новой материи так же, как в древности корона царя передавалась новому правителю по праву меча (через убийство старого короля). Духовное достоинство и материальная субстанция золота должна быть завоевана.
Руландус объясняет этот принцип так: «Сын убивает отца; отец должен умереть; сын должен родиться: уми рает с другим и рождается заново», поскольку, как говорит Отец, «Кто умирает во мне, живет во мне» [Rulandus, 2001, с. 121]. В алхимии «родители суть пища для сына» [Юнг, 2003, с. 36]. Дряхлого слабого Короля убивают, что бы затем возродить его в преображенном теле с новыми силами. Об этом и говорит Бонус, у которого тело убитого сыном Короля укладывают в саркофаг и затем он появляется оттуда воскресший и вновь усаживается на свой престол [Bonus, 1894, с. 47]. При этом Сын исчезает. Он соединяется с Отцом [Roob, 2006, с. 192]. Руландус пишет, что Filius - это «Камень, сначала старик; затем - молодой» [Rulandus, 2001, с. 121]. В этом смысле он оказывается по добен птице Феникс.
В алхимии, однако, устанавливается тождество между отцом и сыном. Бонус говорит, что в последний день Магистерия «Старик и дитя, отец и сын представляют не расторжимое единство» [Bonus, 1894, с. 126]. Отец становится сыном, объединяется с ним, возрождается в сыне. Эта идея прекрасно выражена на одной из гравюр в «Splendor Solis» Трисмозина. На заднем плане мы видим тонущего в море престарелого Короля. На переднем плане в лучах солнца предстает молодой Король. Он в той же одежде, что и старик, но она ему явно велика. Текст гласит: «Король Земли был освобожден и обновлен, прекрасно одет и довольно красив, поражая Солнце и Луну своей красотой. Он был увенчан тремя драгоценными коронами, одна была железной, другая серебряная и третья из золота». Трисмозин поясняет этот процесс так: «Уничтожение одной вещи приводит к рождению другой», лишив ее «разрушительной влаги» и сделав ее жизнь «совершенной» [Trismosin, 1920, с. 30]. В «Splendor Solis» Отец тонет, то есть возвращается в первичные воды или внутриутробные воды, в которых плавает зародыш. Он должен выйти из этих вод обновленным, омоложенным - в облике своего сына. В основе этого процесса лежит жажда познания механизмов рождения нового существа. Также именно эти идеи появляются и в ритуалах посвящения.
В результате в алхимии действует принцип «Мой Отец и Я - одно». Отец превращается в сына, а сын оказывается собственным отцом. Неслучайно в Библии постоянно подчеркивается, что сына рождает отец, а не мать: Адам родил Сифа, Сиф родил Еноса, Енос родил Каинана и т. д. (Быт, 5: 3-10).
Сын - это последующее состояние отца, даже и более совершенное. Он есть то, что рождается из предыдущего и несет в себе новое. Поэтому и в Изумрудной Скрижали сказано, что «Ветер (Отец) носил его (Сына) в чреве своем». Рождает отец, а мать лишь вскармливает дитя.
Парадоксальным образом именно это физиологическое единство с отцом и становится причиной, по которой сын обязан убить своего отца, чтобы тот смог возродиться в нем. В этой группе алхимических символов главным оказывается не соперничество с отцом, а примирение и мистическое соединение с ним в процессе обновления и совершенствования материи. Поэтому такое убийство не становится родовой травмой и не вызывает чувства вины. Напротив, отцеубийство в алхимии вызывает состояние восторга и дарит надежду на чудесное превращение и явление Камня. Не вина, а экстаз - вот что вызывает патрицид в алхимике.
Сексуальная проблематика широко проникает в алхимическую символику с темой инцеста. Нил Пауэлл пишет, что в тантрической алхимии многие обряды «включают групповой секс, прелюбодеяние и инцест, которые призваны вывести своих последователей на новый уровень сознания, выходящий за пределы семейных и общественных ограничений» [Powell, 1976, с. 124]. Следовало не контролировать сексуальные влечения, но, напротив, освободиться от них и высвободить сексуальную энергию, которую и использовали для внутренней телесно-духовной трансмутации самого алхимика. Психоаналитики же XX века (прежде всего, Зилберер) ошибочно интерпретируют алхимические видения как пережиток инфантильных фантазий и желания «кастрировать собственного отца, чтобы занять его место в постели матери» [Powell, 1976, с. 129]. Как и в случае с «убийством отца», инцест в алхимии не воспринимается как что-то греховное и не влечет чувства вины или неврозы.
Интенсивность и экстраординарность алхимических процессов трансмутации материи вызывали столь же интенсивные эмоциональные переживания, которые и могли быть выражены только средствами самой экстравагантной и шокирующей символики. Противоестественность инфантицида, патрицида и инцеста должны были лишь подчеркнуть сверхъестественность алхимического Великого Делания. Нарушение моральных норм в алхимии указывает на нарушение границ самой реальности и на выход в иные состояния бытия, где подобное поведение оказывается нормой и влечет достижение требуемого результата.
Алхимия понимает инцест как дело благородное и необходимое. «Собрание Философов» на этот счет однозначно: «Имейте в виду, что если вы не возьмете природы и не соедините родственников со своими близкими родственниками, которые с ними одной крови, то вы ничего не сделаете, так как природы встречаются и следуют друг за другом...» [Сокровищница, Т. 1, 2014, с. 12]. Юнг справедливо замечает, что «отец, мать и сын обладают одной и той же субстанцией» [Юнг, 2003, с. 285]. Таким образом, инцест - это соединение противоположных, но родственных и даже тождественных начал. Алхимия знает три вида инцеста: матери с сыном, отца с дочерью (встречается редко) и брата с сестрой (предпочтительно близнецов). Пернети говорит, что в «союзе мужа и жены заключается кровосмешение отца и дочери, матери и сына, потому что при этой операции тела возвращаются к своей первой материи, состоящей из элементов и начал Природы, которые в ней как бы смешиваются» [Пер нети, 2012, с. 152].
Инцест был священным браком у богов и среди фараонов. Для алхимиков это было не только признаком объединения противоположностей, но и возвращением в Золотой век, в эру богов. Инцест рассматривался как возвращение к первоистоку - к изначальным мифическим временам и к состоянию prima materia. Если, как мы увидели ранее, убитый отец возрождается в сыне, а сын превращается в отца, то в таком случае вполне «естественно», что сын, замещающий отца, становится мужем собственной матери. Сын символизирует возрожденного отца, и в инцестуальном браке с матерью он замещает отца целиком.
Поскольку алхимики считали, что их Искусство пришло из Египта, то и в этом вопросе они обращались к египетской мифологии. Майер замечает, что «Осирис и Исида могут интерпретироваться по-разному: как муж и жена, как брат и сестра или как мать и сын» [Майер, 2015, с. 41]. В Египетской Книге Мертвых и в самом деле Исида «узнает в (Осирисе) своего сына» и «открывает ему свои объятия» [El libro de los muertos, 1979, с. 27, 29]. Так же и Гор выступает то как брат Осириса и Исиды, то как их сын. «Король - брат своей жены, а она - его мать», - кратко замечает Этвуд [Atwood, 1918, с. 406]. «Безусловно, - поясняет Майер, - всё вышеописанное относится к Истинной Химии. Ибо начало активное (воздействующее) и начало претерпевающее вместе образуют гомогенность, или однородность. Это правило справедливо для отца и матери, сына и дочери, старика и старухи, внука и внучки, брата и сестры, мужа и жены, и именно в нем заключено своеобразие, присущее Химической Науке» [Майер, 2015, с. 43].
Чтобы получить Философское Дитя, пишет Майер, следует «вновь соединить мать с сыном, связав их брачными узами. То есть объединить вареное с сырым, чтобы потом опять заняться варкой, пока из двух субстанций не образуется однородное неделимое единство, совершенный дух» [Майер, 2015, с. 44]. Самым парадоксальным образом «здесь речь идет о матери, которая одновременно является сестрой, что кажется нам противоестественным», но у алхи миков вызывает радость и дарует «вечное Богатство» [Май ер, 2015, с. 45]. В «Убегающей Аталанте» он поясняет, что в таком браке нет ничего противозаконного, но он даже совершенно необходим. «Ибо в нашем Искусстве ничего нельзя довести до совершенства, если только оно не рождено в результате совокупления Матери с Сыном и Отца с Дочерью. Сие так, ибо чем ближе по крови пара, в первой или второй степени родства, тем более она плодовита; и, напротив, чем более далеки друг от друга ее участники, тем больше вероятность бесплодия» [Майер, 2004, с. 232-233J.
Психологически инцест указывает на сложную природу взаимоотношений Эго с его источником - с бессознательным, его психологической матерью. Табу на инцест означает, что влечение Эго к бессознательному остается сильным.
Однако разрешение и даже прямое допущение инцеста с матерью в алхимии указывает на необходимость погружения в бессознательное, растворение в нем. Это алхимический этап mortificatio - смерть, погружение в материнское лоно и растворение в нем ради очищения и возрождения. Погружение в бессознательное всегда несет в себе признаки инцеста, а в алхимии это погружение превращается в одну из магических формул: Vitriol. Это совершенно ясное указание на переход в более низкие состояния бытия.
Инцест - это отказ от Эго ради растворения в бессознательном (в утробе матери, как в могиле). Бессознательное при этом стремится реализовать себя через инцест. Эго вступает в интимные отношения со своим источником - бессознательным. Эго рождается из бессознательного, преодолевает его, но и возвращается в него, растворяется. Об этом процессе в ясных словах говорит Пернети: «Нужно поженить мать с сыном; то есть после первой варки нужно смешать его с сырой материей, из которой он вышел, и варить его до тех пор, пока они не соединятся и не станут одним целым. В течение этой операции сырая материя растворяет и разлагает дигерирующую материю: это мать, убивающая свое дитя и помещающая его в свою утробу, чтобы возродить снова» [Пернети, 2006, с. 157]. Но как мать поглощает сына, убивает его, так и сын убивает свою мать. Только с позиций алхимического Искусства, оправдывается Пернети, «убийства отца или матери станут понятными и раскрытыми аллегориями, а не вселяющими в людей ужас преступлений, которым не должно быть места в истории» [Пернети, 2006, с. 158]. Он обращается к классическим мифам: «Никакая другая аллегория не присутствует в них так часто, как эта, в которой сын убивает мать. Мы читаем, как мать убивает сына, сын убивает отца, брат разрывает на части сестру, а затем воскрешает ее... и много других вымыслов и метафор об убийствах, отцеубийствах и пр.» [Пернети, 2006. с. 363]. Мать убивает сына и поглощает его. Это какой-то каннибалистический инцест или инцестуальный каннибализм. Для алхимика, однако, это, прежде всего, описание процессов растворения и после дующего закрепления летучих субстанций.
В алхимии действует принцип: «То, что вызвало тебя к жизни, станет причиной твоей смерти», поэтому «когда Сын впервые ложится со своей Матерью, она убивает его змеиным укусом» [Klossowski de Rola, 2004, с. 158]. В трактате Гуссена ван Вресвика «Зеленый Лев» отмечается, что Сын испытывает отвращение к Матери, но именно на ней ему и придется жениться. Эрот поражает его стрелой, чтобы усмирить его дух, и тогда «умирающего сына укладывают в постель матери, и там он остается, соединившись с ней (Растворение), пока она отдает собственную плоть и кровь, чтобы снова оживить его. Так мы получаем философскую или двойную Ртуть», - поясняет Клоссовски де Рола [Klossowski de Rola, 2004, с. 257]. Фламель, комментируя завет «Поместить Мать во чрево Ребенка, которого она родила», замечает, что «Матерью... именуют Меркурий философов, с помощью которого осуществляются увлажнения и ферментации; под Ребенком же подразумевается тело, в результате тинктурирования которого получается этот Меркурий» [Фламель, 2001, с. 99].
Пернети пишет: «В операциях делания необходимо соединить сына с матерью, и тогда сын, бывший фиксированным и обозначаемый бескрылым драконом, делает фиксированной и свою мать, и из этого союза рождается третье фиксированное, или бык. Так дракон становится отцом быка. Если теперь соединить новорожденного с женщиной или с летучей частью, из которой он был извлечен, то получится бескрылый дракон - сын породившего его; потому что сырая материя именуется драконом до подготовки и во время каждого этапа или операции делания» [Пернети, 2006, с. 391]. Пернети при этом ссылается на трактат «Собрание Философов», в котором Ариелей говорит: «Камень - это мать, которая зарождает свое дитя, убивает его и кладет в свою утробу. Тогда он более совершенен, чем был прежде. И он вскармливается в ней. Затем он убивает свою мать, помещает ее в свою утробу и вскармливает ее. Сын - гонитель своей собственной матери, они оба в разное время испытывают терзания. И это одно из величайших чудес, о которых когда-либо слышали. И это правда, так как мать рождает сына, а сын рождает мать и убивает ее» [Сокровищница, Т. 1, 2014, с. 17].
«Это означает, - комментирует Пернети, - что золото растворяется в летучем растворителе Философов, из которого оно извлечено, и тогда оно становится матерью, убивающей свое дитя. Фиксируясь, золото фиксирует вместе с собой и свою мать, и таким образом дитя рождает свою мать и одновременно убивает, так как дитя рождает ее из летучего в фиксированном состоянии, а зафиксировать летучее это и значит его убить. Вот и вся тайна раскрытого нами парадокса» [Пернети, 2006, с. 392].
Для алхимиков здесь речь идет о гниении и очищении материи. Ириней Филалет говорит, что «мать, запечатанная в чреве своего ребенка, появляется и очищается, и эта чистота, в которой купается смесь, такова, что она изгоняет из смеси гниль» [Сокровищница, Т. 1, 2014, с. 366]. Артефий в «Тайной Книге» говорит о Воде, которая растворяет, очищает и отбеливает: «Она есть источник, в котором купаются Король и Королева, она мать, которая содержит и заключает в своем чреве свое дитя, являющееся Золотом, от нее происходящее и ею порождаемое. Поэтому они любят друг друга, как мать и сын и одновременно соединены вместе, так как происходят от одного корня и единообразной субстанции и природы» [Герметический венок, 2008, с. 41-43]. То есть брак сына с матерью понимается как возвращение сына в утробу и последующее растворение тела.
«Теперь, - говорит Артефий, - нужно растворить Золото и Серебро в нашей Воде, которая дружественна и пребывает в союзе с ними, и нравится им своим близким качеством, и является как бы чревом, материнской утробой, источником, началом и концом жизни. Поэтому они улучшаются в этой Воде, ибо одна природа радуется подобной ей природе, и одна природа охватывает другую. И таким образом, одно с другим связывается истинным браком, они будут одной природы, новым воскресшим телом. <...> Потому также Золото и Серебро, как произошедшие от этой Воды, как их матери, должны снова войти в материнское лоно, чтобы вновь родиться новыми и стать сильнее, благороднее и могущественнее. Поэтому, где они не умрут и не превратятся в воду, то останутся самими собой и бесплодными, но если они умрут и растворятся в нашей Воде, то принесут многие сотни плодов» [Герметический венок, 2008, с. 77-79]. И далее содержится важное с точки зрения психологии замечание:
«Мать, - говорит корпус, - меня породила, и снова через меня рождается. Но после того как я из нее вышел, чтобы я мог лететь, она получила любовь, заботу, уход и питание в той великой мере, на какую всегда способен любящий сын, которого она породила, пока не достигнет совершенного состояния» [Герметический венок, 2008, с. 95].
Психологи считают, что инцест означает проникновение в свою мать, соединение с ней и, как одновременный процесс, - погружение в бессознательное. Инцестуальное удовольствие и любовь соотносятся с блаженством растворения во тьме бессознательного и с возвращением благодаря этому в дорожденное состояние. Бессознательное поглощает человека подобно тому, как если бы мать забирала его обратно в себя. Схождение в бессознательное понимается как слияние с матерью и растворение в ней ради нового рождения. В силу этого в инцесте обнаруживается отказ от себя и регрессия. Инфантильное Эго все еще находится в эмоциональной связи с материнским принципом, не совершило отрыв от него и не обрело самое себя. Таким образом, в психологии инцест понимается как стремление опустошенного или недовоплощенного Эго вернуться в материнские объятия [Эдингер, 2011, с. 68-69].
Юнг писал по этому поводу: «Так же, как aqua permanens, влажная душа - субстанция, происходит из тела, которое стремится растворить, так и мать, растворяющая своего сына в себе, представляет собой женский аспект отца-сына. Этот взгляд, распространенный среди алхимиков, может базироваться только на существенном сходстве субстанций, причем не химических, а психических, и принадлежащих не сознанию, где они были бы дифференцированны ми концептами, а бессознательному, в чьем нарастающем сумраке они сливаются все сильнее и сильнее» [Юнг, 2003, с. 285]. Действительно, возникает закономерный вопрос: если в алхимическом трактате описаны самые обычные операции по растворению и последующей фиксации, то зачем используется столь шокирующая символика.
Это вновь приводит нас к мысли, что для алхимиков важным было не содержание, а способ его передачи, форма текста, а не его внешний смысл. Для психологов это - глубины бессознательного. Для традиционалистов и посвященных - это указание на иные состояния реальности, более высокие или низкие, чем наша. Такое «возвращение в материнское чрево» понимается как возвращение к Началу Мира, как повторение космогонического процесса, рождение заново, обновление нашей Вселенной. Это выход за пределы существующего пространственно-временного континуума и всех материально-телесных ограничений, погружение в ту докосмическую изначальность, где prima materia вновь обретает свою девственность.
Неслучайно зачастую сын оказывается рожден Девой. Арнольд де Вилланова говорит, что та самая Белая Вода «назы вается Alphida или Дева, или Девица с черным лицом» [Герметический венок, 2008, с. 191]. Бонус говорит о Камне, что «его мать является девой, а отец никогда не знал женщин» [Bonus, 1894, с. 126]. От этой Девы, замечает Авраам Елеазар, получишь «кровавый пот и белые молочные слезы» [Елеазар, 2006, с. 111]. Артефий говорит о необходимости появления после воскресения Сына Девы [Герметический венок, 2008, с. 89]. Божественный Сын, по словам Монте-Снидерса, «обнял за шею эту ласковую Деву, свою истинную Мать, и, наполненная его желанием, она была с ним ласкова, и оба, совершив спонсию, пребывали в любви» [Монте-Снидерс, 2012, с. 61]. Этот Сын Девы есть Меркурий Мудрецов, поскольку «он извлечен из девственной адамовой земли, которая до сих пор не плодоносила» [Fargas, 2008, с. 103]. Пернети уточняет, что «когда Герметические Философы говорят о земле, то не следует думать, что они имеют в виду землю, по которой мы ходим, хотя они и замечают, что мы часто попираем ее ногами» [Пернети, 2012, с. 314]. Речь идет об Изначальной Земле, почве иного состояния Бытия.
«Колыбель Камня Мудрых» сообщает, что «Сия дево-матеры.. дитя свое не так рождает, как обыкновенные жены мира сего, кои когда зачинают, и когда рождают, погубляют девство свое, и паки погубляют. Сия Матеродева становится в рождании своем еще более девою, нежели прежде. Она рождает мозгом, ногами, руками, и всеми частями тела своего; дитя ее так велико, так изрядно, что не может произойти от единой части. Итак, рождает она так, как приняла [зачала]. Зачала она всеми частями тела своего, и все ее части делают каждое свое, и служат к прохождению рождения сына ее. Сего довольно к показанию начального правила, что места рождения суть одинаковы с местами восприятия [зачатия]. Девическое тело сей целомудренной матери умножает ее девство...» [Колыбель Камня, 1783, с. 37-38].
Мать, однако, «в болезненнейших и смертных родинах своих предается смерти, и доя жизнь сыну своему, который от того рождение свое во всех частях своей матери берет» [Ко лыбель Камня, 1783, с. 44]. Умирающая Дева-Мать передает Сыну собственную чистоту и совершенство. Прекрасная Дева «по чрезмерной любви к детям своим предается смерти, давая им жизнь, то и возбуждают ее паки отец и мать ее так же легко и любообилъно чудесною и небесною их силою, дабы она, предавши себя смерти, родила Божественных детей своих» [Колыбель Камня, 1783, с. 52]. Лишь девственное порождает чистое и приносит себя ему в жертву.
Но и сын должен умереть, чтобы слиться со своей матерью в оргийном экстазе. «Ныне же, - сообщает “Колыбель Камня Мудрых”, - чтобы дитя сие сделать мощным в царствии его, то должно оно само возбудить паки матерь свою, которая предала себя смерти, давши ему жизнь; но в сей операции должен сын по порядку предать себя смерти, возбудить паки матерь свою, и сие в наказание невинного и неестественного кровонеистовства, чинимого им целованием и обмыванием матери его, соединением с нею, влиянием, и от всех частей детского семени в девственное тело реченной матери своей ввержением, по пропорции разума и натуры, которое весом ее регулируется, которые весы благоразумный художник держит между руками рассудка и познания своего». Для этого сын должен возлечь со своей мертвой девственной матерью. «Хладная и замерзлая мать ощущает в собственной своей утробе внутреннюю и живую силу и теплоту сына своего, отца и супруга своего, и бывает без потеряния девства своего одушевленною, паки оживляется...
<...> ...сия Девоматеръ зачинает собственного своего сына, собственным своим семенем; в сем другом зачатии и возрождении увидите вы все чудеса и редчайшие вещи, случающиеся во всем мире сем, ни единые не исключая». Сын умирает, «когда дает жизнь матери своей, и мать его умирает вторично в порядке своем, гораздо благороднейшим и совершеннейшим образом, нежели в первый раз, и отделяет дух свой навсегда, дабы доставить и после себя оставить сыну своему, всегда царствующему, царство, исполненное возраста, совершенства, богатства и блаженства» [Колыбель Камня, 1783, с. 53-55]. Здесь важна последняя мысль: она указывает, что происходит переход от бессознательного к Сверхсознанию, от низших состояний бытия к высшей реальности божественного мира.
У Эволы находим взгляд Высокой Традиции на этот феномен: «Необходимо восстановить героикомагический смысл, заключенный в символизме, согласно которому божественная Вода представляется в виде Девы, играющей роль Матери по отношению к вновь рожденному, выходящему из нее в результате "непорочного зачатия" (самопорождение, духовный эндогенез), и в то же время Супруги своего собственного сына, каковой становится мужчиной, овладевает ей и оплодотворяет ее. В соответствии с другой аллегорией, приводимой в литературе, тогда как Мать порождает Сына, Сын порождает Мать, то есть его творческое действие скрупулезно сопровождает весь процесс, обеспечивая постоянное соответствие оного “правилам Искусства ”.
Это порождение Матери является ее очищением, - когда очищаемое и очищающее сливаются в едином действии, - и она, соответственно, превращается из “Вавилонской Блудницы" в Деву» [Эвола, 2010, с. 199]. Этим высшим духовным итогом снимается этическая проблема инцеста.
Таким же распространенным мотивом в алхимии является брак брата и сестры. «Философы утверждают, - пишет Пернети, - что великое делание происходит от кровосмешения брата и сестры» [Пернети, 2012, с. 152].
Также он замечает, что «Свадьба брата и сестры - означает, согласно Герметической Науке, смешивание серы и Меркурия в философском яйце. Они называют это также соитием мужа и жены» [Пернети, 2012, с. 290]. В этом случае Осирис и Исида рассматриваются как брат и сестра.
Причем Исида предстает в качестве «Матери всех явлений», поскольку, «объединившись с Осирисом, создает светящийся флюид, который дает жизнь всем существам» [Concordancia, 2007, с. 49]. При этом происходит соединение горячего и сухого с холодным и влажным, что и называлось Философами браком брата и сестры [Concordancia, 2007, с. 63].
Главным на эту тему рассуждением в алхимии считаются слова Арислея в «Собрании Философов»: «“Приведите мне вашего сына Габриция и его сестру Бейу. <...> ...невозможно зародить настоящее потомство без нее, и не сможет приумножиться ни одно дерево. <...> Я соединяю Габриция и Бейу... Брат ведет свою сестру, а не муж свою жену. <...> Так же поступил Адам, поэтому и теперь у нас множество детей. Ибо Ева была из той же материи, что и Адам. И также Бейа сотворена из той же вещественной материи, что и красивый сияющий Габриций. Но он - совершенный мужчина, а она - незрелая женщина, холодная и несовершенная. <...> Благодаря свадьбе Габриция и Бейи мы забудем о печали, так как мы ничего не сможем сделать, когда они станут одной (материей) природы”. <...> И как только Бейа сопроводила своего мужа и брата Габриция, и как только он лег с ней спать, он умер и потерял весь свой живой цвет и стал мертвым и бледным, цвета своей жены. <...> “Отдайте нам вашу дочь, и, может быть, Бог нас пожалеет и сделает так, что ваша дочь с нашей помощью за короткое время вернет сына, которого она держит мертвым в своей утробе, и она все оживит, молодая, сильная, способная очень сильно приумножить потомство так, как вы еще никогда не делали’’» [Сокровищница, Т. 1, 2014, с. 29-30J.
Пернети, комментируя этот отрывок, замечает, что брат - это «магистерий, доведенный до красноты», в то время как сестра - это «магистерий, достигший белизны» [Перне ти, 2012, с. 56, 297]. Михаил Майер, обращаясь к проблеме инцеста между братом и сестрой говорил, что подобные «личности, о коих говорят Философы, так же свободны, как сыновья и дочери Адама, женившиеся между собой, не совершая при том никакого преступления. <...> У Философов же существуют свои аргументы в пользу того, почему брат должен жениться на сестре: это сходство их субстанций - подобное должно соединяться с подобным. К этой категории относятся двое, сходные по виду, но различающиеся полом. Один из них называется Братом, другой - Сестрой. Эти двое, будучи по своей свободе и об стоятельствам подобны первым людям, неизбежно, и не в противоречии с законом, должны соединиться узами брака. <...> Таким же образом Металлическое Естество, кое превыше всех других обладает внутренним сродством или гомогенностью субстанции, желает подобное себе всякий раз, когда к нему пытаются нечто присоединить. Но Брат и Сестра, соединенные в браке, не будут плодовиты или долговременны в любви, если только Филотезия, или чаша любви, не будет выпита ими в качестве фильтра. С помощью последнего их ум соединяется и составляется, они пьянеют и (как Лот) теряют стыд; они совокупляются и производят потомство - незаконное, но все же истинное» [Майер, 2004, с. 66-67]. Таким образом, в подобном инцестуальном браке алхимики на первое место ставили соединение подобных природ с последующим усилением их качеств в новом веществе [Roob, 2006, с. 356]. Камала-Джнана показывает, что алхимики понимали под инцестом брата и сестры соединение серы и Меркурия мудрецов. При этом герметические Философы намекали «на союз двух первичных материй, которые были единосущностны между собой» [Kamala-Jnana, 1961, с. 55]. Инцест в алхимии - это символическая попытка соединения с себе подобным и восхищение собственной сущностью [Alonso Fernandez- Checa, 1995, с. 218]. Фулканелли говорил, что соединение Серы и Ртути проще всего назвать «браком брата и сестры», «что точнее всего, ведь они действительно брат и сестра, раз у них одна мать, а противоположность их характеров объясняется разницей в возрасте и развитии, а не отсутствием сродности» [Фулканелли, 2003, с. 207]. Также и Клоссовски де Рола неоднократно отмечает, что в алхимической литературе постоянно встречается описание кровосмесительного брака между братом и сестрой, и этим «подчеркивается близкое родство двух противоположных, но взаимодополняющих принципов», причем Сера и Ртуть «имеют общее про исхождение» [Klossowski de Rola, 2004, с. 100, 269]. Голланд, утверждая что алхимия представляет собой «один вид, одну материю и одно Делание», говорит о необходимости соединения Брата и Сестры, ибо «тогда они достигли бы всяческого исполнения в этом Искусстве, и все их Делание завершилось бы успешно», причем их «необходимо обратить в один чистый корпус, подобный кристаллу» [Голланд, 2012, с. 279, 280].
Светоч нашего Искусства Василий Валентин в комментарии к Одиннадцатому Ключу напоминает, что Орфей и Эвридика были не просто муж и жена, но также брат и сестра.
Чтобы получить множество детей, он, по приказу Всевышне го, «должен взять кровь от твоей правой стороны и кровь от левой стороны твоей жены, затем также кровь твоего отца и матери, находящейся в их сердцах, являющейся от Природы двоякой и все же только одной кровью соединенной вместе» [Василий Валентин, 2008, с. 96]. Никто ни ранее, ни впредь не смог бы открыть эту тайну в более простых и ясных словах, чем наш Мастер. Объясняя брак между Марсом и Венерой, братом и сестрой, он также говорит о единстве природ, так как они «обладают одним духом и тинктурой, как и золото» [Василий Валентин, 2008, с. 186].
Важным дополнением к этому можно считать строки в «Пире Мудрецов», где сказано, что «дева, выйдя замуж за супруга, являющегося ее собственным братом, с которым она была создана и образована, не запачкавшись этим первым союзом, почти полностью духовным, вступает во второй брак, чтобы иметь телесное потомство, которое духовный супруг не может ей дать». Здесь повторяется драма Орфея и Эвридики, которые тоже не сразу смогли завести детей. Телесный супруг не лишает деву ее невинности и «вы держит общество и союз с духовным супругом, который, со своей стороны, обрадуется этому, поскольку духовное и телесное имеют начало и происхождение от одной крови» [Со кровищница, Т. 2, 2014, с. 147-148].
Во всех случаях инцест важен не сам по себе, а как средство для рождения нового совершенного Ребенка. Вейденфилд, например, поясняет, что «ни у кого и в мыслях нет соединить двух мужчин, так как это отвратительно и противоречит Природе», ибо не приводит к появлению потомства. Но зато обязательным и самым прекрасным он считает брак между родными братом и сестрой, поскольку они тогда, «словно гомогенные друг другу», соединились бы в единое тело, «наслаждаясь неразрывностью качеств друг друга», благодаря чему «в дальнейшем был рожден благородный сын Солнца» [Вейденфилд, 2013, с. 18-19]. В трактате Лиможона Евдокс настаивает на том, что Камень «следует сочетать браком с Супругой его же собственной крови; таким образом, всегда две Вещи порождают из себя одну (Вещь)». Пирофил же добавляет, что «Камень, рожденный от двух Субстанций единого Рода, оказывается одной целой гомогенностью и третьей Сущностью, наделенной двумя природами, которые делают ее одну саму по себе достаточной для по рождения Сына Солнца» [Limojon, 1723, с. 99-100]. Также и на гравюре к книге Афоризмов барона Урбигера инцестуозное влечение брата и сестры (Аполлона к Диане) приводит к появлению Ребиса - совершенного Ребенка, Нашего Камня [Klossowski de Rola, 2004, с. 311].
Как пишет Фулканелли, второе правило Делания заклю чалось в том, чтобы «соединить одну жизнь с другой, то есть соединить перворожденный естественный Меркурий с активной Серой, получая в результате Меркурий Философов - вещество чистое, летучее, восприимчивое, живое» [Фулканелли, 2003, с. 382]. Ириней Филалет в «Фонтане Алхимической Мудрости» добавляет, что тяга брата к сестре (или матери к сыну) необходима, «чтобы усовершенствовать друг друга, подведя к телу духовную и тонкую природу» [Сокровищница, Т. 1, 2014, с. 509]. Наконец, у Пернети читаем, что «когда Философы говорят, что от этого брака рождается гораздо более красивое дитя, чем его отец и мать, то они подразумевают под этим золото или золотоносный порошок, превращающий несовершенные металлы в совершенные, то есть в золото или в серебро» [Пернети, 2012, с. 290].
Этот итог Великого Делания показывает, что алхимики рассматривали инцестуальный брак брата и сестры или матери и сына в качестве переходного этапа на пути реализации.
Как мы видим, инцест - это весьма распространенный в алхимии символ развития и преображения материи. Он подразумевает слияние близких, родственных элементов с целью их очищения и преображения. Сам инцест, строго табуированный в нашей современной дегенеративной культуре, должен был указывать на полное преодоление материей в своем преображении всех прежних форм и ограничений. В результате появляется Философское Дитя, или Камень, что и является высшим завершением Великого Делания. Как в результате брака Осириса и Исиды рождается Гор - божественный Птицечеловек, так и в результате алхимического инцеста появляется Философский Камень, Ребис, совершенный Сын Девы.
Психологи считают, что терапевтический эффект алхимического языка и образной системы заключается в их метафоричности. Этот непонятный, затемненный символический язык алхимических трактатов есть яркий признак затемненное™ самой человеческой души и неясности процессов, протекающих в ней. Алхимический язык пробуждает в человеке способность к метафорическому мышлению и создает в его бессознательном цепочку причудливых символических форм, через совокупность которых душа человека и пытается осознать и раскрыть собственные тайны. Возникает парадоксальная двойная ситуация: с одной стороны, алхимические символы должны скрыть подлинное значение и смысл проводимых операций, с другой стороны, именно эти символы имеют терапевтический эффект - через них раскрываются внутренние комплексы и душевные порывы алхимика.
Алхимический символизм, таким образом, имеет своим истоком желание бессознательных комплексов реализоваться, оформиться. Алхимический Opus позволяет этим комплексам осуществиться, развиваясь в требуемом направлении. Однако сама природа этих комплексов такова, что они в своей реали зации восстают против этического подавления и моральные нормы оказываются неприменимы к ним. Алхимический язык и образность выходят за рамки этического контроля. Они происходят из той области души, где моральные оценки неуместны и даже ошибочны. Процессы духовного освобождения и самопознания используют зачастую ужасающие образы, непристойные и неприемлемые с точки зрения профанной морали. Именно поэтому алхимия - «священная наука», чистое Искусство «по ту сторону морали».
Трудно представить, что алхимики выбрали бы для описания этапов Великого Делания такие откровенно шокирующие образы и мотивы (инфантицид, патрицид, инцест, кан нибализм и т. д.), если бы они не имели для них особой психической значимости. Действительно, какой смысл описывать процесс соединения серы и ртути в терминах кровосмесительной связи матери и сына или брата и сестры, в то время как подобные отношения считались недопустимыми? Такое возможно лишь при условии, что за этим описанием якобы химического процесса скрывается нечто, что действительно волнует души людей. Причем речь идет, конечно, не о вседозволенности, не о половой распущенности, не о допустимости преступлений на сексуальной почве. Речь, как ни странно, идет о самопознании, о проникновении в самые глубинные, ранее недопустимые и, как казалось прежде, запретные об ласти души. Допуская или даже «разрешая» запретные формы взаимоотношений между людьми, алхимик на самом деле озабочен снятием запрета на погружение в темные стороны собственной души, где он и пытается обрести свой огненный Камень (Vitriol). Это, по сути, нарушение извечного запрета на «познание добра и зла», обретение права на «запретный плод», который мистиками также часто интерпретируется как сексуальный акт между братом и сестрой или отцом и доче рью (Адамом и Евой).
Как мы видим, мотивы и образы Эдипова комплекса, инцеста, детоубийства на самом деле позволяют алхимику выйти «за рамки» человеческих устоев и «законов». Однако, погружаясь в темные области бессознательного, алхимик на самом деле искал выход в Сверхсознание. В темных глубинах подземного мира он искал свое Истинное Сокровище. На самом деле здесь происходит «абсолютное преодоление» всего человеческого и выход за его пределы не в низшие, а в высшие сферы сознания и состояния Бытия. Эти весьма экстра вагантные алхимические образы имеют не субличностный, а сверхличностный смысл. Пережитый опыт открывает для сознания возможность трансформации в Сверхсознание. Эти образы, наконец, имеют отношение не к подавленным сексуальным комплексам, а к опыту инициации.
Именно в этой точке происходит экзистенциальный разрыв уровней и изменение состояния Бытия и полярностей с низшего на высшее, с субчеловеческого на инфрачеловеческое. Алхимический опыт, основанный на пережитой инициации и изменении состояния Бытия и восприятия реальности, освобождает от психоаналитических трактовок, моралистической озабоченности. Алхимик утверждает экспериментальный принцип, позволяющий трансмутировать человеческую личность и физическую материю в высшие состояния, в Философское Дитя или Философский Камень постфизической реальности.
Переживание алхимиком «шокирующего» опыта дето убийства и инцеста, хотя бы и в образной форме, в сфере воображения, и есть путь инициации, при котором происходит радикальный разрыв с «человеческим» измерением ради обретения сверхчеловеческих способностей метафизического мира и обожения. Это не нисходящее движение к подсознанию, а восходящее - к Сверхсознанию. В этом смысле алхимический опыт шокирует, пугает профана именно потому, что он открывает ему высшие области сверхсознания, сверхбытия и сверхреальности, закрытые для массового человека и открытые лишь немногочисленным и поистине избранным, пережившим во всей полноте опыт инициации или алхимического преображения, то есть перехода на иной, высший уровень Бытия.
Сергей Телегин "Алхимия магического слова".