Найти в Дзене

7 секретов написания хорошей детской книги

Оглавление
Создание детской книги - это интересное, но очень кропотливое и нелегкое занятие. Мало того, что в книге должно быть много красочных иллюстраций, но и сам текст должен быть понятен для малышей.
Давайте с вами подробнее узнаем о детской литературе и изучим секреты написания детских книг.

Что такое детская литература?

Детская литература рассчитана на детей от 0 до 16 лет. Эти книги выполняют несколько функций: с одной стороны, развлекают юных читателей, а с другой — воспитывают и обучают новому и полезному.

Изображение взято из интернета
Изображение взято из интернета

По жанру в детской литературе выделяют следующие направления:

  • Художественная литература. Сюда относятся сказки и былины, стихи, рассказы, повести, романы и комиксы.
  • Научно-популярная литература: справочники, энциклопедии и монографии.
  • Развивающая и обучающая литература

Что важно для детской книги?

1. Темы должны быть интересны детям и понятны родителям.

2. Разговор на равных.

Как правило, от детской литературы требуют, чтобы она была написана простым и понятным языком. Однако ребёнок разберётся в нескольких непонятных словах (в конце концов, познание нового — это одна из основных функций книг для детей), а вот сюсюканий и снисходительности он может и не простить. Поучительного тона ему хватит в разговорах с родителями, учителями и воспитателями, но если написанная взрослым интересная книга обратится к нему на равных — вы станете его лучшим другом на долгие годы.

Изображение взято из интернета
Изображение взято из интернета

3. Герой должен быть своим.

Если вы пишете художественную литературу для детей, то главный герой должен быть близок своей аудитории, желательно, одного с ней возраста или чуть старше, чтобы читатель мог идентифицировать себя с ним. У него есть характерная черта, выделяющая его на общем фоне. Цели протагониста понятны аудитории, а сам он — положительный персонаж, но обладает рядом недостатков, с которыми ему и предстоит бороться.

4. Счастливый конец.

Оставьте плохие концовки для взрослой литературы и реальной жизни, в детских книгах в конце добро должно побеждать зло, а хорошие герои — торжествовать. Плохие пираты потерпят поражение и останутся на острове, Люк Скайуокер взорвёт «Звезду Смерти», а Том Сойер докрасит забор. Только так, и никак иначе.

Изображение взято из интернета
Изображение взято из интернета

Секреты написания хорошей детской книги

1. Текст и иллюстрации

Во взрослой литературе текст — основа. В детской — это часть произведения искусства под названием «книга», но именно с текста чаще всего начинается детское произведение. Существует много случаев, когда детская книга начиналась с иллюстраций, и под иллюстрации писался текст.

У Маршака был такой опыт, когда он увидел какие-то чудесные иллюстрации и под них написал целое произведение. Но все-таки чаще всего именно с текста начинается книга, и только потом к нему подбираются иллюстрации.

2. Композиция

При нарушении логики повествования читателю будет сложно понять, о чем произведение, в чем его смысл. Он скажет: «Очень сложно». Если композиция нуждается в перестройке, то стиль текста не нужно анализировать, так как после изменения последовательности текста появятся новые связи и не исключена и новая корректировка текста.

Изображение взято из интернета
Изображение взято из интернета

Смысл, факты не имеют смысла, если не выстроена композиция, потому что после ее изменения всё остальное потянется за ней. На первом месте всегда должна быть логики произведения, а все остальное подтянется за ней. Что делает текст цельным, а не набором слов? Части текста, которые соединены в логичную историю.

3. Стиль

Вот стандартные мерки, которые используют для оценки стиля:

  • Согласование между частями предложения (Крокодил лежали на берегу)
  • Смешение лексики разных стилей (Александр Пушкин — гений русской литературы, был башковитым)
  • Избыточность (Главная суть, промышленная индустрия)
  • Однокоренные повторы (Население области радовалось строительству нового театра области)
  • Канцелярит (Производит ремонт и оказывает помощь)
  • Использование штампов (Красной нитью проходит тема)
  • Рифмование (Он увидал то, что искал) Лучше избегать случайных рифмований, они сбивают читателя с толку.
Изображение взято из интернета
Изображение взято из интернета

4. Оценка

Свой текст редактировать всегда сложно, ведь для этого нужно как бы «подняться» над ним. Самому автору это сделать бывает непросто. Прежде чем начинать работу над языком и стилем произведения, важно определить, что объединяет авторский текст, делает его единообразным, какие есть типичные стилистические ошибки, а в чем достоинства стиля.

Полезно посмотреть книжки по редактированию, в которых есть информация о том, как работали Маршак, Горький и другие редакторы. Чтобы набраться опыта, можно изучить, как они работали, как они правили тексты. Это такие специальные пособия, там текст дается в две колонки: «было — стало».

5. Фатчекинг

Проверка фактов и фактического материала — задача автора. В детской литературе важно находить баланс между фактчеком и адаптацией (иногда нужно упростить для детей).

Изображение взято из интернета
Изображение взято из интернета

В детской литературе проверяются:

  • Термины и определения
  • Числа и вычисления
  • Даты
  • Фамилии, имена
  • Географические сведения
  • Исторические события

6. Иллюстрации

Иллюстрация — обязательная часть детской книги. Она наглядно показывает и объясняет текст.

Изображение взято из интернета
Изображение взято из интернета

Важно, чтобы она:

  • соответствовала тексту
  • не содержала фактических ошибок
  • легко воспринималась

Важно, чтобы иллюстрация находилась рядом с текстом. На иллюстрациях заметить ошибки гораздо сложнее, чем в тексте.

7. Редактирование

Редактировать свой текст сложно. Когда «живешь» в произведении, то уже не воспринимаешь его целостно, не понимаешь, что там внутри так, а что не так. И в сотый раз перечитываешь и думаешь, что тут написано, что тут не написано. Очень многие авторы (и это нормально) устают от своих произведений.

Изображение взято из интернета
Изображение взято из интернета

Они не хотят их больше перечитывать. Говорят: «Я больше не могу». Кто-то вообще высказывает нелюбовь к своему произведению. Говорят: «Что за ужас я написал?» Сомневаются в себе. И это нормально.

Если к вам придут такие эмоции, и вы почувствуете себя плохо, несостоятельно, имейте в виду: значит, вы сделали уже очень много, и всё хорошо. Вы написали текст. Для автора готовый текст — завершение работы, а для редактора — это начало.

А вы писали детские книги?