Хоррор-панк является одним из наиболее известных поджанров панк-рока в нашей стране благодаря культовой группе Король и Шут, в том числе благодаря футболке с логотипом хоррор-панк-бэнда Misfits, в которой частенько выступал фронтмен КиШа Горшок. Тем не менее рассматривать творчество группы Король и Шут в рамках данной статьи мы не будем, поскольку она посвящена буржуйским, а не русскоязычным бэндам.
Особенности жанра
Хоррор-панк (бурж. horror punk) представляет собой микс из прото-готик-рока и панк-рока, с нетипичной для последнего текстовой составляющей, в которой вместо социального и других видов протеста слушатель сталкивается с разного рода страшилками, мистикой, зомби, мертвецами, маньяками, упырями, чёрным юмором, сценами насилия, садизма, расчлененки и прочим трэшаком, который хоррор-панк-группы черпают в фильмах ужасов и научной фантастике. Поначалу, когда жанр только зарождался, хоррор-панк-бэнды наиболее активно черпали своё вдохновение в B-фильмах (бурж. B-movies), то есть в малобюджетных фильмах категории Б. В стилистике данного кинематографа часто снимали свои клипы культовые Misfits, о которых более подробно будет сказано чуть ниже. Всё вышеперечисленное не могло не отразиться на имидже групп и внешней атрибутике: на участниках хоррор-панк-бэндов можно нередко встретить тонны гримма, который придает им сходство с мертвецами, вампирам, зомби и прочей нечистью. Среди внешней атрибутики также нередко встречаются изображения черепушек, скелетов, костей и т. д.
Специфичность тематики текстов и внешней атрибутики хоррор-панка в какой-то степени предопределила судьбу жанра в качестве андеграундного явления, хотя, конечно же, фэны хоррор-панка есть в разных уголках мира - имеются даже свои музыкальные фестивали, например, Fiend Fest.
Но мы немного ушли в сторону от музыки, поэтому вернёмся непосредственно к ней. Хоррор-панк в музыкальном плане достаточно близок к дэт-року (бурж. deathrock), но отличия заключаются в том, что последний ближе к атмосферному готическому року, тогда как в хоррор-панке прослеживается влияние ду-вопа и рокабилли 1950-х, плюс хоррор-панк более агрессивный, тяжёлый, скоростной и более мелодичный по сравнению с дэт-роком.
Очень краткая история. Бэнды
Моментом зарождения хоррор-панка, по сути, можно считать начало творческой деятельности американской группы Misfits, которые начали рубить панкуху в конце 1970-х годов. Так получилось, что в то время почти любая молодая и уважающая себя группа должна была играть панк-рок, поскольку он был очень популярен, поэтому стилистически всё было предопределено духом времени. Возможно, если бы в то время был популярен рэпчик, то данный текст был бы про хоррор-рэп, точнее хорроркор (бурж. horrorcore), который появился позднее. Таким образом, сочетание панк-рока и специфической тематики текстов про разного рода нечисть выделило группу из панк-обоймы того времени и положило начало хоррор-панку. Стоит отметить, что вышеупомянутая хоррор-тематика в творчестве группы появилась благодаря основателю группы и её вокалисту Гленну Данцигу, который начал черпать своё вдохновение из ранее упоминавшихся низкобюджетных фильмов ужасов категории B, а также из научной фантастики.
Но есть и другая версия, приведённая в Википедии и других источниках, согласно которой хоррор-панк оформился как самостоятельный полноценный поджанр панк-рока только в конце 1990-х - начале 2000-х в Европе, прежде всего в Германии, где обрел особую популярность. Но мы не стали проводить научных исследований на эту тему и нам по большому счету пох#й, поэтому тем, кому ближе данная версия, мы не собираемся доказывать обратное, поскольку у нас пока что демократия и плюрализм мнений.
Собственно, помимо Misfits достаточно сложно выделить большое количество культовых бэндов, сопоставимых по масштабу с данной группой и оказавших на развитие стайла такое же огромное влияние. Тем не менее такие группы, как The Undead (основанная экс-гитаристом Misfits Бобби Стилом), Screaming Dead, 45 Grave, Samhain (основана вокалистом Misfits Гленном Данцигом), The Cramps, T.S.O.L, The Damned, Rosemary's Babies и т.д., можно отнести к первопроходцам стайла, а также к разряду бэндов, оказавших влияние на формирование хоррор-панка.
Вообще весь хоррор-панк, по нашему мнению, можно условно разделить на 2 типа. К первому можно отнести группы, играющие классический олдскул-хоррор-панк с музыкой и манерой исполнения а-ля Misfits. Ко второму типу принадлежат те бэнды, которые играют более современные формы панк-рока, нередко с примесями других стилей, совершенно не похожие на Misfits, но у которых тематика песен соответствует всем канонам жанра. В качестве примеров первой плеяды групп могут выступать как вышеперечисленные олдскульные хоррор-панк-бэнды по типу The Undead, Samhain, Mourning Noise, Serpenteens, так и более свежие по типу Blitzkid, Mister Monster, Calabrese, местами Tiger Army. Представителями второго типа бэндов можно считать группы совершенно разного музыкального спектра, например, Frankenstein Drag Queens from Planet 13, популярная в Европе японская группа Balzac, а также немалое количество групп из 2000-х и 2010-х: Murderdolls (панк-рок, глэм-рок, хеви-метал), Wednesday 13 (панк-рок, хеви-метал, готик-метал, хардкор-панк), Aiden (панк-рок, пост-хардкор, эмо), One-Eyed Doll (готик-панк, хеви-метал, экспериментальная музыка), Ashestoangels (панк-рок, пост-хардкор, эмо), Miss Vincent (панк-рок, поп-панк), Creeper (панк-рок, готик-рок, эмо), австрийская Bloodsucking Zombies From Outer Space (сайкобилли, панк-рок) и т. д.
Стоит также отметить, что периодически к хоррор-панку относят группу AFI, видимо, из-за наличия в текстах песен некоторого количества хоррор-примесей, что не может не радовать, поскольку тогда получается стайлу, являющемуся преимущественно андеграундным, в лице данной группы всё-таки удалось ненадолго прорваться в мейнстрим в середине 2000-х.
Таким образом, если первый тип групп, помимо текстовой составляющей, объединяет музыкальное сходство и манера исполнения, то второй настолько разнообразен в музыкальном плане, что только тематика песен и тонны грима нередко остаются единственными общими чертами данных бэндов. То есть для второго типа групп применима аналогия с христианским панк-роком, который может быть как поп-панком, так и хардкором, но становится он христианским только по причине "христианского" содержания текстов песен.
Хоррор-хардкор
Хоррор-хардкор (бурж. horror hardcore), как и в случае с классическим хардкор-панком, представляет собой более скоростную и утяжелённую версию хоррор-панка. Первопроходцами данного поджанра стали тоже Misfits. Вызвано это, скорее всего, тем, что набиравший в начале 1980-х обороты хардкор оказал заметное влияние на панк-музыку, в том числе и на творчество Misfits. В качестве примеров хоррор-хардкора можно привести следующие группы: Septic Death, Voice of Doom, The Frankenburies (эту группу хрен найдешь), The Banner, Balzac, Energy и т. д.
На этом, пожалуй, всё)
Автор статьи: Игорь Сергеич