Пронзительное солнце вспыхнуло на морском горизонте, отразилось в бирюзовой поверхности и выкатилось на небосвод.
Усталые руки, покрытые нежной сеточкой морщинок, дотянулись до столика и приподняли крышку старинной шкатулки.
Гора больших и малых пуговиц, лежащих в ней, открылась слегка замутненному взгляду синих, некогда чарующих красотой глаз. Печальный вздох затерялся в шуме прибоя доносящегося через распахнутые окна.
Больная поправила седые локоны, выбившиеся из-под накрахмаленного чепца, скорее по привычке, чем необходимости.
Перебирая пуговицы одну за другой, изредка задерживая на них взгляд, вспоминала особо яркие моменты жизни.
Окружающих и близких не удивляли её непонятные причуды.
Иногда замирала, уходила в себя и дремала с нежной улыбкой на лице. Слышалось спокойное дыхание.…Через некоторое время, вздрагивала, просыпалась и принималась вновь за оставленное занятие.
Прожила отмеренное Господом время в согласии с окружающим миром. Перенесла на себе и горести, и радости, доживала последние минуты в окружении любящих, близких сердцу, людей.
«Эту овальную малахитовую, прекрасно помню. Бальное платье принцессы де Конти сияло зеленоватыми пуговицами ярче, чем иные драгоценными камнями…. С каким удовольствием шила из лёгкой сверкающей материи по заказу самого принца!... Удалось на славу. Молодая принцесса смотрелась первой красавицей, что изменило её судьбу…. И мою тоже» - вспоминала с удовлетворением мадам Роза.
«А эта маленькая, невзрачная на вид, от детского жакета. Старого, рваного, с дырами под рукавами. Штопаного - перештопанного на сто рядов бедной мамочкой…».
Выступили слёзы…Рука потянулась к платку….
«Мадам, Вам плохо? Может, капельку вина?» - отвлёк вопрос миловидной горничной, участливо смотревшей на неё.
Роза улыбнулась и отмахнулась в ответ.
« А эта – самая дорогая для моего сердца!»- В руке сияла, переливаясь на солнце и очаровывая сиянием перламутровая пуговица.
Вспомнила далёкое детство.
Мари – так звали - восьмилетнюю девчонку, счастливую в потрёпанном жакете беззаботно греющуюся под лучами весеннего солнца. На коленях нежно мурлыкал рыжий котёнок. Весь мир тёплый, добрый и беззаботно- радостный…
- Это тебе дитя моё на счастье от Господа. Она принесёт успех и удачу. Только береги!»- промолвил монах в старой, потёртой временем рясе с капюшоном и положил в детскую ладошку сияющую пуговку...
Чуть позже проходящая мимо цыганка в благодарность матери за оказанную услугу нагадала, что Мари в скором будущем суждено попасть ко двору, «где за ней будут носить шлейф».
Как ей - курносой девчонке, такой юной, но обладавшей безграничным честолюбием, не поверить в волшебную сказку?
С этого момента и закружилось:- подмастерье по плетению кружев в стиле шантильи и классических алансонских, маркитантка торгующая лентами, ученица модистки мадмуазели Паганель.
В шестнадцать рванула в Париж, сломя голову. Как оказалось не напрасно. Судьба свела с принцессами де Конти и де Ламбаль, а затем и с Марией-Антуанеттой.…А если добавить светлый ум, немалое честолюбие и безграничное трудолюбие, то в результате…
Нескончаемая очередь из клиентов-аристократов, влиятельных дам Версаля, престижный магазин, дом в окрестностях Парижа,…блистательный успех и новое имя – Роза Бертен. Первый известный на весь мир Кутюрье того времени - влиятельная фигура при французском дворе…
Подспудно, верила в удачу, не выпускала из рук изящную пуговицу, какой в далёком детстве одарил старый монах-отшельник.
Умная и цепкая Роза поддерживала Марию-Антуанетту на протяжении долгих лет - от её появления во Франции до гильо_тины. Со сме_ртью королевы потеряла всё, но уже через два года с помощью Жозефины Богарне вернула и приумножила французское «швейное королевство».
Но время неумолимо движется вперёд, вбирая в себя молодость, уверенность и радость. Силы покидали, а вместе с ними пропадал интерес к любимому делу. Поневоле пришлось отойти в сторону и возложить заботы на плечи племянников.
Ах, как хотелось узнать историю той волшебной пуговицы, что наделила её такой судьбой. Больная дремала в кресле-качалке, держа в кулачке подарок монаха.
То ли во сне, то ли наяву в её сознании возникали яркие не виденные ранее картины.
… Мальчишка-мулат нырял упорно – раз за разом с но_жом в руке. Бирюзовая вода обнимала смуглое тело. Достигнув дна, складывал раковины в мешочек, и стремительно летел к поверхности.
Как сказочно красивы коралловые рифы, но в тоже время и опасны. Любое прикосновение к этим ярким волшебным ветвям несет нестерпимую боль и тра_вму. Кро_воточ_ащая рана моментально привлекает внимание акул.
Потому ныряльщики за жемчугом предельно аккуратны и осторожны.
Сверкающая жемчужина выскользнула из рук пловца и медленно стала падать на дно, сплошь покрытое разноцветными сплетениями кораллов…. Мальчишка заметил промашку поздно, но решил исправить, извернулся и снова нырнул. Теряя силы, схватил раковину, в которую случайно попала жемчужина. Оттолкнулся, от кораллового рифа и рванул наверх.
Розовая, яркая жемчужина попалась впервые, но таких раковин …
Голубая с синими прожилками, отполированная морем, сияла перламутром под лучами ласкового солнца так, что приходилось щуриться.
Острый глаз мастера заприметил сразу. Из тысячи тысяч раковин, удивляющих красотой на необъятном восточном базаре она - единственная. Именно такая и должна служить украшением короля.
Так и появилась на свет дюжина ярких перламутровых пуговиц сияющих звёздами на камзоле короля Франции.
Луи -младший сын Марии Жозефины Саксонской, который день метался в горячечном бреду. Лекарства помочь не смогли, и все усилия были напрасны. Оставалось только уповать на Господа. Королева-мать безудержно рыдала, видя, как угасает жизнь ребенка, но сделать ничего не могла.
Но провидение случайно привело во дворец старца- монаха. Ему – отшельнику с помощью молитв к Господу и настойкой трав в течение трёх дней удалось спасти младенца. В награду старцу за спасение наследника радостная мать высыпала на стол горсть золотых монет и брильянтов. Из всего, что лежало на столе он забрал лишь сияющую голубым цветом перламутровую пуговицу, каким – то чудом оказавшуюся среди них.
На вопрос королевы по поводу своего выбора монах с улыбкой ответил, что иногда пуговицы в своём сиянии превосходят яркий свет дюжины бриллиантов.
После его ухода королева промолвила: « Как мудр и одновременно глуп! Сколько мог приобрести! А выбрал пуговицу! Но я безмерно благодарна – он сделал для меня то, что никакими драгоценностями никогда не восполнить!».
«Иногда маленькая пуговка может принести столько тепла и света, что ей могут позавидовать даже звезды! А может и обычная пуговка когда-нибудь за свою доброту станет яркой звездой» - бормотал монах, переставляя босые ноги по пыльной дороге.
Через несколько дней добравшись до Пикардии, наткнулся взглядом на девчонку в старом штопаном жакете с рыжим котёнком на коленях. Ноги сами несли его к ней…
Больная ушла в мир иной с нежной, спокойной улыбкой, оставшись навечно в дивном, сладком сне.
Перламутровая пуговица удивительным образом бесследно исчезла. Но с её потерей на небе появилась восхитительно сияющая и притягательная звезда. Одна из ярчайших в северном полушарии отчётливо голубого цвета.
..
Автор: Андрей Эйсмонт
https://proza.ru/avtor/aaysmont
Рассказы для публикаций принимаем на почту Lakutin200@mail.ru
Наши каналы на Дзене:
От Сердца и Души. Онлайн театр https://dzen.ru/theatre
Фото и видео https://dzen.ru/photo_lakutenok
Николай Лакутин и компания https://dzen.ru/lakutin
Тёплые комментарии, лайки и подписки приветствуются, даже очень!!!