Торфяные болота — странные и страшные места, пользующиеся недоброй славой. На них происходят таинственные события, появляются неведомые существа, которым нигде нет места. Болота стойко хранят свои тайны от чужаков: не каждый сможет узнать их. А, узнав, вернуться назад.
Большинство людей, как известно, остерегается выходить на болота ночью, когда силы зла властвуют безраздельно. Да и днём охотников появляться там немного. Что же в действительности происходит на торфяных болотах ? Каких созданий скрывает трясина ? Какие опасности подстерегают одинокого странника, и есть ли они на самом деле ?
С вами Антон Владимиров — писатель, композитор, кинематографист. Рассказываю о проекте «Торфяные болота», созданном группой немецких киноэнтузиастов.
Пролог
Современная российская киношкола имеет много нелепых ограничений. Продиктованы они своеобразным складом системы хозяйствования нашей страны в синематографе (приватизация, государственное субсидирование, неофициальная цензура, коррупция, феноменальная бюрократия, малая финансовая ёмкость, и многое другое). Поэтому производство документальных фильмов очень сильно отстаёт от заокеанских и европейских конкурентов. «Там» снимают документальное кино обо всём и везде. У нас это на 9/10 криминал, политические интриги, разбор давно расследованных событий без существенных дополнений.
Мало студий могут похвастаться чем-то оригинальным. А фильмы о природе и вовсе отданы на откуп любителям с телефонами. Которые, быть может, и хотели бы сделать что-то достойное, но нет у них на это ни денег, ни ресурсов. Да и телеканалам проще прокатить готовую картину, купив её на начальном этапе, потому что кому нужен проект безвестного любителя ?
Картина «Торфяные болота» вышла в 2013 году. Некоторые источники утверждают, что этот фильм снимался восемь лет. Так это или нет, неизвестно. Во-всяком случае, сделать все материалы в рамках одного сезона точно невозможно.
Режиссёр, а также монтажёр, и один из операторов «Болот» — немецкий кинематографист Ян Хафт. В России он не очень известен, что неудивительно. Однако Хафт является режиссёром, продюсером, оператором, сценаристом более 40 фильмов. И многие из них получили международные награды. Хафт — биолог, геолог, эколог, общественный деятель, и основатель телестудии Nautilusfilm, которая снимает фильмы о природе.
Обитатели болот
«Торфяные болота» (в русском переводе «Обитатели болот») рассказывает о животном мире верховых и низовых торфяных болот. О самых удивительных и таинственных существах, которые скрываются в их тёмных водах и буйной растительности. Это совершенно уникальная картина, которую непременно стоит посмотреть.
Наземные, воздушные и подводные съёмки, уникальные наблюдения за самыми невероятными животными, птицами и рептилиями. Высочайший уровень постановки, наравне с самыми известными сериалами типа BBC «Живая природа». Очень интересная музыкальная работа, шумовое окружение, созданием которых занимались аж два композитора — Зигги Мюллер и Йорг Пфайль. В русском переводе озвучка одноголосая, производство студии «СВ-Дубль».
Я не знаю, снимался ли этот фильм восемь лет. Но для создания такого проекта действительно требуется очень много времени. Нужно найти болота, где не бывает людей. Нужно выстроить специальные укрытия, видеоловушки, наблюдательные пункты. Создать специфический программно-аппаратный комплекс, ибо кино есть сложное пространственно-временное искусство технического комплекса аудиовизуальной сферы. И от всей этой техники сильно зависит то, что получится в итоге.
В России, где в некоторых регионах до 80% площади занимают торфяные болота, никто не снял такой фильм. Именно по перечисленным в самом начале причинам. Просто он не нужен никому в сфере культуры, где львиную долю занимают дурно переведённые американские сериалы. Да и Минкульт рекомендаций снимать природу не давал. Им подавай про колониальное прошлое Европы и классовую борьбу.
А в школе, когда потребуется показать ученикам животный мир торфяных болот, учитель достанет флешку с пиратской копией импортной картины. Потому что это уже сделано, и другого не требуется.