Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Сладкая жизнь (1960, Италия, трагикомедия): Умереть от счастья, восторга и инфаркта

Нужно прожить несколько дней с журналистом Марчелло Рубини, героем киноленты, чтобы в финале фильма понять: ничего не меняется в жизни. Этот опыт открывает дверь к пониманию фразы Экклезиаста "Суета сует, все - суета".

"Сладкая жизнь" - хитрый фильм, фильм-оборотень, который поворачивается к зрителю то одной стороной, то противоположно другой, и в равной степени обе личины выглядят убедительно. Иначе говоря, Феллини призывает идти вверх по лестнице, ведущей вниз.

С одной стороны, Феллини осуждает стрекозиное, бездумное, богемное бытие, наступившее во время экономического бума, с другой стороны - упивается нагрянувшей легкостью, восхитительным чувством свободы. Сам по себе фильм сделан очень легко, подвижно, динамично (неслучайно Ф. Янковский назвал свой фильм, который является римейком "Сладкой жизни", - "В движении").

Кадр из фильма "Сладкая жизнь" (1960)
Кадр из фильма "Сладкая жизнь" (1960)

"Сладкая жизнь" снята на рубеже 60-х, накануне психоделической и сексуальной революции. В кинематографе тоже случилась революция, пришла французская новая волна, да и не только: повсеместно, как будто не сговариваясь, "сломался" традиционный кинематограф. Миром овладел большой движняк. "Брызги шампанского" коснулись даже Советского Союза, – вспомним фильм Марлена Хуциева "Застава Ильича", в котором молодой герой настороженно, растерянно реагирует на внезапно нахлынувшее на него ощущение свободы, широких и неприятно пугающих возможностей, открывшихся перед ним.

Герой феллиниевского фильма, журналист Марчелло Рубини, – ролевая модель, на которую впоследствии будут равняться все уважающие себя журналисты (а фамилия Папарацци, – так зовут фоторепортера, коллегу Марчелло, – и вовсе станет нарицательной).

Кадр из фильма "Сладкая жизнь" (1960)
Кадр из фильма "Сладкая жизнь" (1960)

Марчелло – журналист, который ничего не пишет. Мы практически не видим его за работой. Он не взрывает мозг обывателю, он не занимается расследованиями и разоблачениями, он не проникает с риском для жизни в запретные зоны. Словом, он является антиподом героико-романтического образа журналиста.

Марчелло просто тусуется. Это и есть сладкая жизнь. Подержать за ручку экзальтированную американскую звезду, прыгнувшую в фонтан, с грустной, снисходительной улыбкой попытаться ее поцеловать, — вот новый образ "прожженного", но в душе сентиментального журналюги, понимающего, что почём в этой жизни, и оттого смотрящего на жизнь снисходительно. Жизнь сладка, оттого что быстротечна. Нет времени объяснять, нет времени на рефлексии. Увидеть всё, что красиво и блестит, с блеском переливается из одного в другое, — и умереть от сладкой горечи, восторга и инфаркта.

Кадр из фильма "Сладкая жизнь" (1960)
Кадр из фильма "Сладкая жизнь" (1960)

Марчелло влился в движ, лихо плывет по течению и уверенно подгребает веслами, он стал плотью от плоти суеты. Но все же находит в себе силы ненадолго оставить мгновение, остановить мир и оглянуться по сторонам. Для того только, чтобы снова рухнуть в круговерть.

"Сладкая жизнь" стала визитной карточкой Федерико Феллини, вершиной его творчества. Трогательные, забавные, сентиментальные и чрезвычайно популярные его картины "Дорога", "Маменькины сынки", "Ночи Кабирии", снятые ранее, по сравнению со "Сладкой жизнью" кажутся гостями из другого (старого) мира.

Кадр из фильма "Сладкая жизнь" (1960)
Кадр из фильма "Сладкая жизнь" (1960)

Оценка: 9,5 из 10.

Режиссер: Федерико Феллини
Сценарий: Федерико Феллини, Эннио Флайяно, Туллио Пинелли,
Оператор: Отелло Мартелли,
Композитор: Нино Рота.

В главной роли: Марчелло Мастроянни.
В ролях: Анита Экберг, Анук Эме, Ивонн Фюрно, Магали Ноэль, Ален Кюни.

Кадр из фильма "Сладкая жизнь" (1960)
Кадр из фильма "Сладкая жизнь" (1960)

Интересные факты о фильме:

  • В год выпуска фильма в прокат Католическая церковь восприняла соответствующий эпизод как пародию на идею Второго пришествия Христа; эта сцена и весь фильм в целом были осуждены газетным органом Ватикана "L`Osservatore Romano" в 1960 году. В Испании в 1975 году этот фильм был вообще запрещен к показу вплоть до смерти Франко в 1975 году.
  • Благодаря этому фильму появился термин "папарацци", производная от Папараццо, имени друга Марчелло. Причем в итальянском языке "папарацци" — форма множественного числа. Термин "папарацци" был придуман самим Федерико Феллини. "Paparazzo" означает "воробей" в одном итальянском диалекте (в нормальном варианте "воробей" звучит как "passero"). Феллини объяснил, что прыжки фотографов и их суета вокруг знаменитостей напоминают ему повадки воробьев.
  • На эту роль продюсеры активно навязывали известного американского актера Пола Ньюмена, но Феллини не мог пригласить на эту роль артиста с международной известностью. Поэтому он и сказал Мастрояни: "Ты нужен мне, потому что у тебя обычное, ничем не примечательное лицо". Это объяснение повергло в шок Марчелло, но тем не менее, пораженный отказом от Ньюмена, а также зарисовкой, сделанной режиссером о герое Марчелло, он согласился. Другим кандидатом, которого навязывал режиссеру продюсер Дино де Лаурентис, был Жерар Филип.
  • В роли Штайнера Феллини видел Генри Фонду, но в данном случае отказался уже американец. Двумя другими претендентами стали Ален Кюни и Энрико Мария Салерно. Пьер Паоло Пазолини посоветовал взять Кюни.
  • Знаменитая сцена в фонтане Треви была снята в марте. По словам Федерико Феллини, скандинавская актриса Анита Экберг стояла в холодном фонтане по нескольку часов безо всяких проблем.
  • На вопрос, откуда взялась идея фильма, Феллини ответил, что всего за год мода сделала римских женщин похожими на "огромные цветы". Это его и вдохновило (по-крайней мере, на создание увеличенных костюмов).

Читайте также на моем канале:

Федерико Феллини
Владимир Гордеев30 мая 2023
Режиссеры мирового кино
Владимир Гордеев25 июня 2022
Кадр из фильма "Сладкая жизнь" (1960)
Кадр из фильма "Сладкая жизнь" (1960)