Нужно прожить несколько дней с журналистом Марчелло Рубини, героем киноленты, чтобы в финале фильма понять: ничего не меняется в жизни. Этот опыт открывает дверь к пониманию фразы Экклезиаста "Суета сует, все - суета".
"Сладкая жизнь" - хитрый фильм, фильм-оборотень, который поворачивается к зрителю то одной стороной, то противоположно другой, и в равной степени обе личины выглядят убедительно. Иначе говоря, Феллини призывает идти вверх по лестнице, ведущей вниз.
С одной стороны, Феллини осуждает стрекозиное, бездумное, богемное бытие, наступившее во время экономического бума, с другой стороны - упивается нагрянувшей легкостью, восхитительным чувством свободы. Сам по себе фильм сделан очень легко, подвижно, динамично (неслучайно Ф. Янковский назвал свой фильм, который является римейком "Сладкой жизни", - "В движении").
"Сладкая жизнь" снята на рубеже 60-х, накануне психоделической и сексуальной революции. В кинематографе тоже случилась революция, пришла французская новая волна, да и не только: повсеместно, как будто не сговариваясь, "сломался" традиционный кинематограф. Миром овладел большой движняк. "Брызги шампанского" коснулись даже Советского Союза, – вспомним фильм Марлена Хуциева "Застава Ильича", в котором молодой герой настороженно, растерянно реагирует на внезапно нахлынувшее на него ощущение свободы, широких и неприятно пугающих возможностей, открывшихся перед ним.
Герой феллиниевского фильма, журналист Марчелло Рубини, – ролевая модель, на которую впоследствии будут равняться все уважающие себя журналисты (а фамилия Папарацци, – так зовут фоторепортера, коллегу Марчелло, – и вовсе станет нарицательной).
Марчелло – журналист, который ничего не пишет. Мы практически не видим его за работой. Он не взрывает мозг обывателю, он не занимается расследованиями и разоблачениями, он не проникает с риском для жизни в запретные зоны. Словом, он является антиподом героико-романтического образа журналиста.
Марчелло просто тусуется. Это и есть сладкая жизнь. Подержать за ручку экзальтированную американскую звезду, прыгнувшую в фонтан, с грустной, снисходительной улыбкой попытаться ее поцеловать, — вот новый образ "прожженного", но в душе сентиментального журналюги, понимающего, что почём в этой жизни, и оттого смотрящего на жизнь снисходительно. Жизнь сладка, оттого что быстротечна. Нет времени объяснять, нет времени на рефлексии. Увидеть всё, что красиво и блестит, с блеском переливается из одного в другое, — и умереть от сладкой горечи, восторга и инфаркта.
Марчелло влился в движ, лихо плывет по течению и уверенно подгребает веслами, он стал плотью от плоти суеты. Но все же находит в себе силы ненадолго оставить мгновение, остановить мир и оглянуться по сторонам. Для того только, чтобы снова рухнуть в круговерть.
"Сладкая жизнь" стала визитной карточкой Федерико Феллини, вершиной его творчества. Трогательные, забавные, сентиментальные и чрезвычайно популярные его картины "Дорога", "Маменькины сынки", "Ночи Кабирии", снятые ранее, по сравнению со "Сладкой жизнью" кажутся гостями из другого (старого) мира.
Оценка: 9,5 из 10.
Режиссер: Федерико Феллини
Сценарий: Федерико Феллини, Эннио Флайяно, Туллио Пинелли,
Оператор: Отелло Мартелли,
Композитор: Нино Рота.
В главной роли: Марчелло Мастроянни.
В ролях: Анита Экберг, Анук Эме, Ивонн Фюрно, Магали Ноэль, Ален Кюни.
Интересные факты о фильме:
- В год выпуска фильма в прокат Католическая церковь восприняла соответствующий эпизод как пародию на идею Второго пришествия Христа; эта сцена и весь фильм в целом были осуждены газетным органом Ватикана "L`Osservatore Romano" в 1960 году. В Испании в 1975 году этот фильм был вообще запрещен к показу вплоть до смерти Франко в 1975 году.
- Благодаря этому фильму появился термин "папарацци", производная от Папараццо, имени друга Марчелло. Причем в итальянском языке "папарацци" — форма множественного числа. Термин "папарацци" был придуман самим Федерико Феллини. "Paparazzo" означает "воробей" в одном итальянском диалекте (в нормальном варианте "воробей" звучит как "passero"). Феллини объяснил, что прыжки фотографов и их суета вокруг знаменитостей напоминают ему повадки воробьев.
- На эту роль продюсеры активно навязывали известного американского актера Пола Ньюмена, но Феллини не мог пригласить на эту роль артиста с международной известностью. Поэтому он и сказал Мастрояни: "Ты нужен мне, потому что у тебя обычное, ничем не примечательное лицо". Это объяснение повергло в шок Марчелло, но тем не менее, пораженный отказом от Ньюмена, а также зарисовкой, сделанной режиссером о герое Марчелло, он согласился. Другим кандидатом, которого навязывал режиссеру продюсер Дино де Лаурентис, был Жерар Филип.
- В роли Штайнера Феллини видел Генри Фонду, но в данном случае отказался уже американец. Двумя другими претендентами стали Ален Кюни и Энрико Мария Салерно. Пьер Паоло Пазолини посоветовал взять Кюни.
- Знаменитая сцена в фонтане Треви была снята в марте. По словам Федерико Феллини, скандинавская актриса Анита Экберг стояла в холодном фонтане по нескольку часов безо всяких проблем.
- На вопрос, откуда взялась идея фильма, Феллини ответил, что всего за год мода сделала римских женщин похожими на "огромные цветы". Это его и вдохновило (по-крайней мере, на создание увеличенных костюмов).
Читайте также на моем канале: