Найти тему
mydancelife

Ритмические стили и композиция в сальсе

Оглавление

РИТМЫ В САЛЬСЕ

На протяжении истории развития сальсы сон и румба были теми двигателями, с помощью которых создавалось разнообразие ритмических стилей, в сочетании с некоторыми религиозными ритмами и стилями игры на барабанах.

Четыре краеугольных камня афро-кубинской ритмики

Существует четыре формы афро-кубинской светской музыки, ставшие прообразом для сегодняшней популярной музыки — сон, румба, дансон и кансьон.

Сон — источник множества современных форм. Его можно охарактеризовать как популярная танцевальная музыка крестьян или рабочего класса. Он сочетает испанский лиризм и струнные инструменты — с африканскими инструментами, гармониями и ритмами. Эта музыкальная форма начала приобретать очертания во второй половине XIX века в кубинской провинции Ориенте, в то время, когда эпоха рабовладельчества подходила к концу, и взаимопроникновение черной и испанской культур ускорилось. Ранняя форма сона — чангуи´ (changüí) — стала предтечей современного сона и характеризуется уникальной комбинацией африканской и европейской инструментовок. С помощью сона множество стилей влилось в мейнстрим популярной кубинской музыки, дав жизнь таким гибридам как: афро‑сон, гуахира‑сон, румба‑сон, сон‑монтуно и сон‑прегон. Все эти стили отличались друг от друга набором инструментов, особенной лирикой, способом танцевания, ритмическими фразами и паттернами, темпами. Особая заслуга в создании этих стилей принадлежит кубинскому композитору и басисту Игнасио Пиньейро (Ignacio Piñeiro), возможно, наиболее выдающемуся пионеру кубинского сона.

Стихотворная форма сона обычно состоит из десимы (decima) — восьмислогового куплета из десяти строк, который может чередоваться с реф-реном. Вслед за этой конструкцией следует эстрибийо (estribillo) — рефрен, который затем повторяется в манере «вопрос-ответ» вместе с импровизацией лид‑вокалиста (coro‑pregón) в секции монтуно. Сон характеризуется одновременным сочетанием трех основных независимых друг от друга ритмических фигур. В традиционной музыке оркестровка состоит из комбинации заимствованных в африканской культуре инструментов, таких как бонги, мараки, гуиро и клавес — перкуссионная группа; маримбула и/или ботиха (botija) — для исполнения партии баса; а также испанские струнные инструменты, в основном гитары, и, конечно, визитная карточка кубинского сона — трес. Приблизительно в 1920 г. стандартом стал контрабас, вытеснив маримбулу и ботиху.

В соне сочетаются три полиметрических фигуры, переплетающиеся в синкопированный и очень динамичный механизм. В общем смысле, три главных партии (снизу вверх):

1. Синкопированная линия баса (упреждающая) — тумбао;

2. Ритм-гитара, бонги — партия бонгос называется мартийо (martillo) — и маракасы;

3. Клаве.

Все эти полиритмические партии взаимосвязаны друг с другом особым образом, и в совокупности — с клаве. В следующем примере показана основная структура сона. Обратите внимание, используется традиционная нота-ция в размере 2/4.

Румба — фольклорная, светская музыка и танцевальная форма, состоящая из игры на барабанах и перкуссии, танцевания и пения в манере «вопрос-ответ». Не следует путать кубинскую румбу с американизированной версией под тем же названием, популяризованной в 30‑х годах ХХ века оркестрами в танцевальных залах и в фильмах. Кубинская румба образовалась из нескольких африканских источников. Самое заметное влияние на румбу произошло из народностей Бантý (Конго), под влиянием испанского фламенко румба гитана или румба фламенка (цыганская румба).

Существует три основных стиля румбы — ямбý (yambu), гуагуанкó (guaguancó) и колýмбия (Columbia).

  • Ямбý — наиболее старший стиль, который исполнялся еще во времена колонизации Америки. Иногда еще его называют «Yambu de tiempo España» (ямбу в испанском темпе). Это самый медленный вариант румбы, исполняется в двух- или четырехдольном размере.
  • Гуагуанкó — варьируется от среднего к быстрому темпу, также в двух- и четырехдольном размере. Имеет очень полифоничную структуру.
  • Колумбия — исполняется размере 6/8 и содержит множество африканских элементов как в тексте, так и в полиритмической структуре и в танце.

Колумбия — румба из деревень, обычно это сольный мужской танец, либо соревнование двух мужчин. Ямбу и гуагуанко появились в городской среде и танцуются парами мужчина-женщина. Типичный состав инструментов в румбе традиционно состоит из тумбадорас или кахонов, клавес, палитос или кучарас, а также шейкеров или трещоток, таких как мараки, атчерес или маругас. Каждый инструмент образует свой слой в полифонии, в каждом стиле есть несколько частей и их вариаций. Румба сильно отличается в зависимости от местности, самые узнаваемые стили можно услышать в Гаване и Матанзас (Matanzas).

Продолжение в статье:

Ритмические стили и композиция