Бегство от близости или контрзависимость
Какими бывают контрзависимые люди
* человек закрывается и не проявляет эмоций;
* боится показаться уязвимым, не делится своими переживаниями и проблемами;
* не говорит на личные темы, не рассказывает о сокровенных моментах, мечтах или воспоминаниях;
* ведёт себя холодно;
* может избегать встреч, флиртовать с кем‑то другим;
* сложно относится к разговорам о будущем, к обозначению статуса отношений;
* не впускает другого человека в свою жизнь, не хочет, например, заниматься одним и тем же хобби с партнёром;
* всячески демонстрирует партнёру и всему миру, что сохраняет независимость: скажем, нарочно уделяет любимому человеку мало времени, ставя на первый план работу и самореализацию.
Контрзависимость (как и созависимость) возникает там, где стадия взросления полноценно не завершена из-за травматизации. В основном, психологическая травматизация идёт от родителя и она бывает эмоциональной или физической. Здесь нет смысла говорить об экзистенциальной травме, сексуальной травме, травме потери и прочих, поскольку они встречаются очень редко и имеют несколько иные последствия.
Если мы говорим о травме физического насилия, то цепочка, приводящая к контрзависимому типу поведения, выглядит следующим образом:
1. Ребёнок получает травму физического насилия (например, его наказывают за плохое поведение ударами подручными предметами, руками);
2. Появляется чувство страха в системе отношений с родителями, которое в будущем проецируется на отношения с партнёром («В близости может быть больно, там могут не принимать»);
3. Ребёнок предпринимает попытки сблизится, но получает неприятные отдачи;
4. Ребёнок начинает выставлять серьёзные границы, защищая, таким образом, себя от любой близости, опять же из-за того, что в близости есть боль.
Если же мы говорим об эмоциональной травме, то здесь существует несколько причин возникновения контрзависимой модели поведения. Во-первых, отсутствие научения в первый год жизни базовой близости (родитель был эмоционально отдалён от ребёнка). Во-вторых, отсутствие научения в три года эмоциональной сепарации (родители либо не знают, что делать, либо не дают ребёнку отделиться; так же возможно, что родители не дают ребёнку поддержки в момент сепарации). В-третьих, эмоциональная травма может быть сознательной или несколько необычной (например, в нарциссической семье, где ребёнок – конкурент). Во время пубертатного кризиса так же может возникнуть тенденция к контрзависимой модели поведения
Основными травмами здесь являются: грубость по отношению к ребёнку (постоянна критика, ребёнок лишний), пренебрежение или эмоциональная холодность (ребёнок брошен на произвол судьбы), полное отречение (в основном, с нежеланными детьми)
Где основа этих травм?
Основа травм в брошенности ребёнка. Получая травму до трёх лет, ребёнок чувствует себя брошенным, что вызывает у него тревогу перед отношениями с людьми. Нет базового доверия, а соответственно нет навыка вступления в здоровые отношения. А дальше всё движется по схеме с физической травмой, вот только эмоциональная травма вызывает большую защищённость, поскольку для развивающейся психики она максимально опасна.