Много прав без обязанностей - анархия, много обязанностей без прав - рабовладельческий строй. Как всегда крайности ничего хорошего не дают. А каково должно быть соотношение прав и обязанностей при воспитании человека, чтобы воспитание шло наиболее успешно? Эта статья про соотношение прав и обязанностей ученика при обучении в школе.
Когда я учился в школе у нас было много обязанностей: октябрёнок обязан..., пионер должен..., а про права мы очень плохое имели представление. Когда я вступал в комсомол, мне задали два вопроса: что такое демократический централизм и каковы права и обязанности комсомольца. Затруднился я только с правами. Главной обязанностью ученика в школе всегда была обязанность хорошо учиться. А также уважать старших, помогать младшим, хорошо себя вести...
Постоянное исполнение обязанностей ученика обеспечивалось строгим отношением учителей к соблюдению дисциплины, выставлению заслуженных оценок и взаимодействием учителя с родителями. Если ученик не выполнял своих обязанностей, к нему применялись наказания: замечание, выговор, строгий выговор, вызов родителей в школу, обсуждение поведения ученика у директора школы, двойка по поведению, второй год обучения. Ученики вынуждены были учиться хотя бы на троечки и нормально себя вести чтобы никто их не наказывал.
В те далёкие времена соотношение обязанностей и прав учеников было явно перекошено в сторону обязанностей: их было значительно больше, чем прав. И дети учились хорошо в основной своей массе и нормально себя вели по крайней мере в школе. Сегодня в школе всё наоборот: у учеников много прав и почти нет обязанностей, а у учителей обязанностей МНОГО, а прав почти нет. В результате ученики ничего не знают и не умеют, многие плохо себя ведут, а учителя замучены неблагодарной работой.
Ученик сегодня может и не учиться, пропускать уроки, нарушать дисциплину на уроках, ему за это ничего не будет. Учитель найдёт возможность поставить ему удовлетворительную оценку иначе он плохой учитель и на него будут оказывать давление администрация школы, чиновники из управления образования, родители.
С моей точки зрения правильным соотношением прав и обязанностей ученика должно соответствовать правилу золотого сечения: 62% - обязанности и 38% прав, то есть более правильным было соотношение в то время когда я учился в школе. А вы как думаете?
Подписывайтесь на мой канал Раздумья о жизни, комментируйте статью и читайте статьи на близкие темы:
С чего начинается воспитание
Как подготовить ребёнка к школе
Почему дети в школе плохо учатся?
Как учились дети 58 лет назад