Найти в Дзене
AIRBORNE

Юмористическая справка про туалеты на борту

Всем привет! Пристегните свои привязные ремни, мы начинаем. Речь пойдет про появление «удобств» на советских самолетах, небольшие особенности эксплуатации, а также про связанные с этим делом комичные ситуации. Первые туалеты в гражданской авиации СССР появились на поршневых самолётах Ил-12 в конце сороковых годов. Ставили их обычно в самом конце салона за тонюсенькой фанерной перегородкой (в авиации борются с каждым лишним граммом на борту самолёта). Причём, устроены эти бортовые туалетные комнаты были таким образом, что пассажир сидел, пардон, на унитазе лицом к салону, точнее - к проходу между креслами. И, соответственно, лицом по направлению полёта, чтобы меньше укачивало на воздушных колдобинах. Чтобы понять, что происходило дальше, необходимо пояснить один сугубо авиационный момент. Ил-12 оснащался двумя поршневыми двигателями АШ-82ФН мощностью 1850 л.с. каждый и четырехлопастными винтами АВ-9Е с изменяемым шагом. То есть лопасти винта можно было разворачивать относительно набега

Всем привет! Пристегните свои привязные ремни, мы начинаем.

Речь пойдет про появление «удобств» на советских самолетах, небольшие особенности эксплуатации, а также про связанные с этим делом комичные ситуации.

Первые туалеты в гражданской авиации СССР появились на поршневых самолётах Ил-12 в конце сороковых годов.

Флагман Аэрофлота Ил-12
Флагман Аэрофлота Ил-12

Ставили их обычно в самом конце салона за тонюсенькой фанерной перегородкой (в авиации борются с каждым лишним граммом на борту самолёта). Причём, устроены эти бортовые туалетные комнаты были таким образом, что пассажир сидел, пардон, на унитазе лицом к салону, точнее - к проходу между креслами. И, соответственно, лицом по направлению полёта, чтобы меньше укачивало на воздушных колдобинах.

Компоновка и расположение туалетной комнаты
Компоновка и расположение туалетной комнаты

Чтобы понять, что происходило дальше, необходимо пояснить один сугубо авиационный момент. Ил-12 оснащался двумя поршневыми двигателями АШ-82ФН мощностью 1850 л.с. каждый и четырехлопастными винтами АВ-9Е с изменяемым шагом. То есть лопасти винта можно было разворачивать относительно набегающего потока с помощью специальных рычажков в кабине пилотов. А при изменении шага менялись и обороты винта. Это необходимо для более эффективного снятия мощности с вала двигателя.

Рычаги изменения шага винтов
Рычаги изменения шага винтов

У поршневых двигателей имеется одна особенность: перед снижением их винты необходимо перевести на «малый шаг». То есть, поставить лопасти их широкой частью к потоку воздуха. Винты при этом начинали создавать дополнительное сопротивление, и самолёт ощутимо сбрасывал скорость.

Изменение шага винта
Изменение шага винта

Если эту процедуру выполнял опытный бортмеханик, то всё происходило более-менее плавно. Однако молодые, неопытные «бортачи» иногда переводили рычаги управления шагом винта слишком неаккуратно, торопливо, в силу чего самолёт в воздухе тормозился чрезвычайно резко и энергично. А если в этот момент имела место ещё и болтанка (обычное, в общем-то, дело для самолетов, летающих на высоте 4-5 км), то с гражданами, особенно страдающими избыточным весом, которые сидели в этот момент «на троне», происходила очень большая неприятность… В момент резкого торможения самолета, пробив головой тонкую фанерную дверцу самолётного туалета, они кубарем вылетали в салон в полном неглиже! Естественно, под всеобщий смех окружающих.

Пассажирская кабина Ил-12
Пассажирская кабина Ил-12

Именно после этих «забавных» (хотя, конечно, для кого как) событий на пассажирских самолётах как в СССР, так и в других странах, перегородки сделали более прочными, а сами туалеты стали устанавливать боком по отношению к направлению полёта. Ну, а ещё позже, когда на линии гражданской авиации вышли реактивные лайнеры, данная проблема окончательно исчезла. Нет винтов - нет проблем!

———————————————————————

До новых встреч и хорошего полёта!