Найти в Дзене
Van Beatle

Всего 7 нот

"Творчество есть выражение сердечной энергии" (Н.Рерих)
"Нот всего семь. Откуда столько музыки?" - как то раз спросил у меня журналист. Вопрос поставлен о математическом множестве, но вопрос о происхождении музыки совершенно не математический, следовательно, вопрос о множестве некорректен. Математику нельзя применить к не-математике, как и наоборот. Например, на классической гитаре струн всего шесть, однако, дело не в количестве (на арфе струн больше, а музыки для арфы меньше), ведь есть еще человеческий фактор: душа, ум, пальцы человека. Если этот человек Jimi Hendrix, то гитара еще в допотопных 60-х уже соперничает по выразительности с большим оркестром, а богатством звуков соперничает с еще не появившимся синтезатором. Имя Хендрикса музыканты до сих пор произносят с придыханием и расширяя глаза, как имя Паганини. Если творчество есть выражение сердечной энергии, то как прекрасно, когда эта энергия осознана, воспитана и приведена в действие. Как у Хендрикса, у Битлз, да у
Jimi Hendrix
Jimi Hendrix

"Творчество есть выражение сердечной энергии" (Н.Рерих)


"Нот всего семь. Откуда столько музыки?" - как то раз спросил у меня журналист. Вопрос поставлен о математическом множестве, но вопрос о происхождении музыки совершенно не математический, следовательно, вопрос о множестве некорректен. Математику нельзя применить к не-математике, как и наоборот. Например, на классической гитаре струн всего шесть, однако, дело не в количестве (на арфе струн больше, а музыки для арфы меньше), ведь есть еще человеческий фактор: душа, ум, пальцы человека. Если этот человек Jimi Hendrix, то гитара еще в допотопных 60-х уже соперничает по выразительности с большим оркестром, а богатством звуков соперничает с еще не появившимся синтезатором. Имя Хендрикса музыканты до сих пор произносят с придыханием и расширяя глаза, как имя Паганини. Если творчество есть выражение сердечной энергии, то как прекрасно, когда эта энергия осознана, воспитана и приведена в действие. Как у Хендрикса, у Битлз, да у любого выдающегося музыканта. Ниже на фотографии концерт Битлз нa Shea Stadium 15 августа 1965 года. Из-за слабого звучания аппаратуры того времени зрителям было мало что слышно, кроме незатихающих криков публики, но концерт вошел в историю как великое шоу, благодаря энергетике сердец Битлз стадион был очарован. Причем, очарование породило мистические совпадения: присутствовавшая на том концерте среди зрителей Линда Истмен в будущем стала женой Пола МакКартни, а Барбара Голдбах – женой Ринго Старра актриса, (а её сестра Марджори – женой Джо Уолша из Eagles).

The Beatles at Shea Stadium, 1965.
The Beatles at Shea Stadium, 1965.


Также и нот, действительно всего семь, но чудо музыки не в нотах, а в уме человеческом способном через ноты кодировать и передавать образы, эмоции, душевные состояния. Благодаря этому мы воспринимаем через музыку мировоззрение и философию, как в токкатах и фугах Баха, состояние души, настроение, восприятие мира, через музыку Бетховена и Вагнера, веселье и зажигательный задор как в She Loves You от The Beatles. Комбинаций нот, гармоний, тембров и интонаций столько же, сколько состояний у неиссякаемой и вечной души человеческой. "Пути искусства бесчисленны, лишь бы песнь шла от сердца" (Куинджи).

Картина А.Куинджи
Картина А.Куинджи


Рожденные в свое время популярные песни остаются детьми своего времени, выражают его, выражают ощущения, настроения и мировоззрение тех, кто их создавал и тех, для кого они стали спутниками жизни, кто их любил. Прошлое не меняется, в нем по -прежнему живы все. А вот с песней произошли необратимые изменения. "После 2000 года песня исчезла, песню заменил трек" (И.Корнелюк). Знающий толк в музыке, недавно ушедший, Эдуард Артемьев говорит о том же: "Все сделано, все сказано, все написано. Учиться, исследовать это - вот что осталось". Ну этим я и занимаюсь. Кстати про Эдуарда Артемьева - он получал электронные звучания уже в конце 60-х. Он искренне считал, что вся обычная музыка уйдет в прошлое, а будет только новая, электронная, которую считал безграничной. Потом заскучал, захотел живые струны, инструменты. В полном оркестре 120 человек и каждый подает свое прочтение, свою энергию. Также в рок-группе: идут потоки энергии, разные от каждого участника, создавая особый "саунд" группы. Энергия закодирована в суммарной звуко-эмоциональной волне. Группа, как и оркестр, это набор энергий, закодированных в звуке, которые излучаются исполнителями и принимаются слушателем. Пригласив Артемьева озвучит фильм "Солярис", Тарковский сразу заявил: "Мне не нужен композитор". Были нужны звучания, звуковые вибрации, предающие настроение. Sound-designer, сейчас это так называется, а тогда этого слова не было в обиходе. Услышав "Jesus Christ - Superstar" Э.Артемьев впал в депрессию, год не сочинял. Он услышал новый язык, что возможно музыкой передавать не только самые высокие темы, но вообще - все!

Э.Артемьев
Э.Артемьев


Иногда мне говорят: надо жить в своем времени, слушать музыку сегодняшнего дня, вместо того, чтобы копаться в прошлом. Это хороший совет, вот только музыки к нему не прилагается. Все рекомендованные образцы - плагиат в 10-м поколении. Недавно услышал по радио модный трек - точная копия хита 90-х дуэта Кармэн, который сам компилировал эту тему. То есть, в ход пошли копии с копий. Тут как в нумизматике - ценится только оригинал монеты. Изучать сегодняшнюю поп-музыку, то же самое что изучать всерьез сегодняшние картины, а музеи позакрывать, мол там консервы прошлого времени. Там картины вчерашнего дня, тени прошлого, а надо смотреть на картины сегодняшнего дня. Их рисует робот, это современно, это эпоха цифрового творчества и искусственного интеллекта и музыку сегодняшнего дня составляет робот. Так вот пусть робот и слушает свои компиляции, а мне неинтересно. Сочинение, а вернее, "составление" музыки сегодня выполняет искусственный интеллект, программы Albeton и другие. Ты напоешь в гаджет, а гаджет наберет аккомпанемент. В базе данных программы вся предшествующая музыка и на ее основе составляется новый заданный трек. Это как живопись краской поверх готового постера, передовая сегодня технология для живописи - раскраска краской поверх типографской распечатки. Современные технологии способны создать абсолютную копию "Джоконды" Леонардо Да Винчи, но это будет безделушка в сравнении с полотном оригинала.

Все лучшее проверяется Временем и сквозь годы возрождается вновь. Вряд ли через Время пройдут раскрашенные краской типографские постеры, как и составленные гаджетом треки.

Рерих Н.К. "Река в Гималаях"
Рерих Н.К. "Река в Гималаях"