Найти тему

Почему к Брюллову дамы выстраивались в очередь? Разбираемся, за что ценили портреты мастера

Карл Великий – так называли современники любимца императора, художника, который был известен и в России, и в Европе – Карла Павловича Брюллова. Он славился не только своими выдающимися историческими полотнами, но и прекрасными портретами.

Живописец создал более 200 парадных и камерных портретов, и все дамы хотели заполучить свой портрет работы Карла Брюллова.

А для того чтобы понять, почему они выстраивались в очередь к художнику, давайте рассмотрим его знаменитую «Всадницу» в деталях.

Карл Брюллов. Всадница. 1832
Карл Брюллов. Всадница. 1832

Картина была написана Брюлловым во время его путешествия по Италии в 1832 году по заказу русской аристократки (и музы художника) Юлии Самойловой. На полотне он изобразил её приемных дочерей Джованину и Амацилию Пачини.

Даже неискушенный зритель сразу заметит несоответствие между разгоряченным конем, на котором восседает Джованина, и тем спокойствием, которое при этом сохраняет очаровательная юная всадница. Для художника важнее было показать характер его модели – её сдержанность и воспитанность, чем правдивость происходящих событий. Это он передал не только её позой и выражением лица, но и холодным цветом парадного платья девушки.

Никто из вас не пробовал так, бочком, присесть на лошадь, пусть даже на спокойно стоящую, натянуть вожжи и сохранять при этом невозмутимость. Лично я, в принципе, с лошадьми «на Вы» - могу только погладить и прокатиться в саночках. Но думаю, даже опытному наезднику сложно будет сохранять олимпийское спокойствие на коне, встающем на дыбы.
Фрагмент картины. Джованина Пачини
Фрагмент картины. Джованина Пачини

А в младшей сестричке Амацилии художник постарался отразить прелесть её детской непосредственности в восторженном взгляде, в нетерпеливо протянутых ручках и в теплом оттенке нарядного платья. Она не менее хороша, но это совсем другая красота, подчеркивающая индивидуальность маленькой девочки.

Фрагмент картины. Амацилия Пачини
Фрагмент картины. Амацилия Пачини

А теперь приглядимся к картине повнимательнее и тогда заметим, что ветер развернул вуаль на шляпке девушки в одну сторону, а ветви на деревьях – в другую.

Это подчеркивает, что для Брюллова не очень важна правдивость изображения. Главное, чтобы было красиво!

Фрагменты картины. Вуаль и ветви деревьев
Фрагменты картины. Вуаль и ветви деревьев

Смотрим дальше.
Одна собака спокойна и преданно глядит в глаза малышке, а другая лает, повторяя настроение коня и чувствуя приближающуюся бурю.

Опять противоречие? Но и это художнику не важно. Всё для того, чтобы подчеркнуть уникальность главных моделей - поведение собак контрастирует с характерами сестер.

Фрагменты картины. Собака рядом с Амацилией и собака у ног Джованины
Фрагменты картины. Собака рядом с Амацилией и собака у ног Джованины

Интересно, что на ошейнике у второй собаки можно рассмотреть надпись «Samoylo». Брюллов не забыл и про основную заказчицу этого портрета – графиню Юлию Павловну Самойлову, которая оказывала поддержку живописцу и познакомила его с высшим обществом Италии. И прекрасная половина этого общества платила хорошие деньги Брюллову за парадные портреты.

А расположена эта надпись ближе к правому нижнему углу полотна, где обычно ставиться подпись автора. Случайность?

Фрагмент картины. Надпись на ошейнике «Samoylo»
Фрагмент картины. Надпись на ошейнике «Samoylo»

Теперь становится понятным, что идеальное совершенство его прекрасных дам-заказчиц было для Брюллова на первом месте. Художник был большим ценителем женской красоты, в каждой модели находил «изюминку» и умел мастерски продемонстрировать её публике. Вот почему светские дамы так хотели заполучить портрет кисти Карла Брюллова – ведь они на картинах всегда выглядели великолепно!

Это всё равно, что сейчас найти талантливого фотографа, который сделает удачный снимок с выгодного ракурса, а потом ещё и поработает с ним в фотошопе.

А как на ваш взгляд, что в картине должно быть важнее: правда или красота?
Подскажите, знаете ли вы ещё художника, который на первое место ставил именно красоту.