Карл Великий – так называли современники любимца императора, художника, который был известен и в России, и в Европе – Карла Павловича Брюллова. Он славился не только своими выдающимися историческими полотнами, но и прекрасными портретами.
Живописец создал более 200 парадных и камерных портретов, и все дамы хотели заполучить свой портрет работы Карла Брюллова.
А для того чтобы понять, почему они выстраивались в очередь к художнику, давайте рассмотрим его знаменитую «Всадницу» в деталях.
Картина была написана Брюлловым во время его путешествия по Италии в 1832 году по заказу русской аристократки (и музы художника) Юлии Самойловой. На полотне он изобразил её приемных дочерей Джованину и Амацилию Пачини.
Даже неискушенный зритель сразу заметит несоответствие между разгоряченным конем, на котором восседает Джованина, и тем спокойствием, которое при этом сохраняет очаровательная юная всадница. Для художника важнее было показать характер его модели – её сдержанность и воспитанность, чем правдивость происходящих событий. Это он передал не только её позой и выражением лица, но и холодным цветом парадного платья девушки.
Никто из вас не пробовал так, бочком, присесть на лошадь, пусть даже на спокойно стоящую, натянуть вожжи и сохранять при этом невозмутимость. Лично я, в принципе, с лошадьми «на Вы» - могу только погладить и прокатиться в саночках. Но думаю, даже опытному наезднику сложно будет сохранять олимпийское спокойствие на коне, встающем на дыбы.
А в младшей сестричке Амацилии художник постарался отразить прелесть её детской непосредственности в восторженном взгляде, в нетерпеливо протянутых ручках и в теплом оттенке нарядного платья. Она не менее хороша, но это совсем другая красота, подчеркивающая индивидуальность маленькой девочки.
А теперь приглядимся к картине повнимательнее и тогда заметим, что ветер развернул вуаль на шляпке девушки в одну сторону, а ветви на деревьях – в другую.
Это подчеркивает, что для Брюллова не очень важна правдивость изображения. Главное, чтобы было красиво!
Смотрим дальше.
Одна собака спокойна и преданно глядит в глаза малышке, а другая лает, повторяя настроение коня и чувствуя приближающуюся бурю.
Опять противоречие? Но и это художнику не важно. Всё для того, чтобы подчеркнуть уникальность главных моделей - поведение собак контрастирует с характерами сестер.
Интересно, что на ошейнике у второй собаки можно рассмотреть надпись «Samoylo». Брюллов не забыл и про основную заказчицу этого портрета – графиню Юлию Павловну Самойлову, которая оказывала поддержку живописцу и познакомила его с высшим обществом Италии. И прекрасная половина этого общества платила хорошие деньги Брюллову за парадные портреты.
А расположена эта надпись ближе к правому нижнему углу полотна, где обычно ставиться подпись автора. Случайность?
Теперь становится понятным, что идеальное совершенство его прекрасных дам-заказчиц было для Брюллова на первом месте. Художник был большим ценителем женской красоты, в каждой модели находил «изюминку» и умел мастерски продемонстрировать её публике. Вот почему светские дамы так хотели заполучить портрет кисти Карла Брюллова – ведь они на картинах всегда выглядели великолепно!
Это всё равно, что сейчас найти талантливого фотографа, который сделает удачный снимок с выгодного ракурса, а потом ещё и поработает с ним в фотошопе.
А как на ваш взгляд, что в картине должно быть важнее: правда или красота?
Подскажите, знаете ли вы ещё художника, который на первое место ставил именно красоту.