Новые пластинки марта по идее должны вселять уверенность в том, что скоро начнется бурное цветение природы, а вместе с ним в стриминговые сервисы и музыкальные магазины поступят и прекрасные произведения искусства. Исследуем русские релизы начала весны, сражаемся с культурным авитаминозом, погружаемся в рок, r&b, электронику, психоделию, ретро-поп и панк.
Текст: @mixedarts
В марте у ценителей музыки в основном суровое настроение, кризис аудиобизнеса лютует (в нашей стране особенно), но новая музыка появляется и мы собираем свежие песни для вас вот здесь. Стараемся, не ленимся, рефлексируем по мере сил, говорим об отечественной музыке толерантнее, чем нужно, хотим все понять и всех простить. Хотя бы в память о тех временах, когда у музыкантов дела шли гораздо лучшее, а сейчас многие просто отказываются следить за процессом.
Gnoomes — Ах Ох
Начинать всегда нужно с любимого, и уральская группа Gnoomes, которая играет бескомпромиссную психоделическую музыку где-то в зоне шугейза и нойз-рока, — это как раз тот случай. На протяжении нескольких лет они остаются абсолютно лучшей и самой свободной гитарной группой из России. Есть лучше? Пишите в комментариях какие. Обязательно изучу под микроскопом, сверим впечатления впоследствии.
Gnoomes — душевные открытые люди, отчаянные путешественники, которые в турах по Европе пользовались арендованным автомобилем и сидели за баранкой сами. В плане создания музыки Gnoomes — группа свободно конвертируемая. Их очень легко можно представить абсолютно на любом фестивале, в любом плейлисте новинок и даже в медиацентре на борту поезда «Сапсан» их треки, проникнутые своеобразной иронией, звучали тоже. Всякое же бывает в жизни независимого артиста.
Разминка перед «Болью»: психоделическая утопия Gnoomes на новой пластинке MU!
По ссылке выше примерно описывается, почему участники Gnoomes называют себя «старгейзерами», а также сообщается о всех их заслугах. Давайте лучше про новую пластинку Аx Оx, она с котиком-мутантом и элементами Малевича на обложке, а также — впервые для музыкантов — с текстами на русском. Вы можете представить себе, насколько это тяжелое решение вдруг начать петь на русском для свободно конвертируемой европейской группы в 2023 году. Искреннее уважение.
Gnoomes остаются верны серпантинному моторному режиму, как будто их фургончик на полной скорости летит куда-то вверх по горе, а за его движением с уровня подножья наблюдают восхищенные старгейзеры.
По методу воздействия музыка Gnoomes похожа на техно — как правило, со старта трек обрастает перкуссией, мелодическими линиями и ведет слушателя к эйфорическому финалу и искуплению. Но есть место и гитарным риффам, как в The Neighbor, где по-пост-панковски передается припев неприятному и видно, что агрессивному соседу.
Как всегда в случае Gnoomes, чья музыка напоминает о поезде, набирающем ход, не обошлось и без подкупающей краут-рокерской железнодорожной романтики. Обязательно распробуйте Eternal Trans Siberian в духе ранней Tame Impala. «Техническую революцию, достижения человечества на карту поставь», — гипнотизируют Gnoomes, нагоняя вокруг гитарно-синтезаторные облака. Так в целом доедем и до Манчестера у моря.
Kate NV — WOW
Катя Шилоносова, как и Gnoomes, тоже переживает за свою международную репутацию. И она тоже решила после предыдущей пластинки Room For The Moon, осуществить кардинальные изменения в своей музыке. В данном случае, откатиться от Кейт Буш, Japan или Bat For Lashes, чем Катя была в рамках диска Room For The Moon, в зону дискомфортной инфантильной музыки для геймеров. Музыки, вселяющей фальшивую и обильно пикселизированную живость слушателю, у которого на носу конец очередной игры, и ему следовало бы помирать.
На этот раз Pitchfork и сочувствующие сайты ставят Кати уже не восьмерки, а чуть поменьше, но все равно чувствуется полное удовлетворение действиями современной 30-летней артистки.
Шилоносова продолжает свое самурайское движение среди поющих и бибикающих синтезаторов, и ее внутренняя свобода в этом отношении должна стать положительным примером для многих девушек в мире, которые тоже хотели бы быть дискомфортными и напряженно веселыми в арт-музыке, а не, скажем, в кафе на Патриках среди ножей и вилок.
Арт-поп на русском с азиатским уклоном: Kate NV и ее пластинка Room For The Moon
В былые времена относительно музыки в исполнении девушек существовал отвратительный сексистский стереотип «поющие трусы». В 2023 про трусы уже, честно говоря, думают только совсем дремучие люди, а насчет поющих девушек, как ясно из фото выше, лучше применить ремикс (или эдит) «поющий маллет в стиле фильма «Интердевочка». Есть мнение, что именно ремейк поколенческой картины в режиме «днем медсестра, ночью проститутка» хотелось бы получать музыкальным критикам Европы от таких артисток, как Kate NV или Кедр Ливанский, даже имена которых напоминают скорее геймерские юзернеймы или ники в Livejournal, а не имена взрослых и состоявшихся на международной арене, пусть и не очень богатых, наверное, девушек. На Патриках их бы звали Лерчек или Кристина Би.
Пластинка «WOW» при этом вышла очень вовремя — параллельно с показом сериала «Последние из нас», где тоже много внимания уделено мутациям и проблемам изгоев (русская певица — это клеймо не хуже, чем ЛГБТ или зараженный кордицепсом). За Last Of Us топят геи и геймеры, за Kate NV — музыкальные критики, тоже своего рода маргиналы, которые радуются простому факту, что Катя Шилоносова не идет ни у кого на поводу и запросто может откатиться до своей предыдущей версии. Этого права у вокалистки ГШ и одной из самых интересных артисток нашей страны точно никто не отнимал. Пусть и поет Катя на своем новом диске совсем немного, предпочитая, чтобы за нее говорили синтезаторы и видеоролики, в которых она бодро ходит по цифровым пейзажам почти как зараженная, и из плеча, как в «Последних из нас», прорастет гитара. Хорошо хоть клеймо на спине не горит.
Послушать пластинку «WOW» целиком можно на Apple Music и YouTube Music
Диктофон — Голосовые сообщения
Мини-альбом группы Антона Макарова выйдет только 31 марта, но давайте поиграем в старую бумажную прессу, которая имела доступ к музыке несколько раньше своих читателей и очень этим кичилась. Вот и я могу покичиться тем, что послушал новый релиз, где все инструменты записаны на голосовые сообщения, раньше обозначенной премьеры.
Качеству записи использованная технология, кстати, не мешает. По манере постмодернистского изложения ассоциаций и ретроманству одна из новых песен «Получатель», например, напоминает эдакий постмодернистский нэпманский ремейк на Arctic Monkeys времен АM.
Минутка русского. Пару слов о талантливой группе «Диктофон»
Название у группы гениальное — потому что в интервью, которые обычно как раз и записываются на диктофон, музыканты любой эпохи обычно высокопарны, стараются блеснуть смелыми сравнениями, а потом отчаянно (почаще, чем актеры, например) стараются редактировать текст и выбросить из него жизнь. Гусарская бравада артиста, корпящего над текстом изложенного им же самим и старающегося придумать, чтобы еще сказать эдакого, как в зеркале отражена в треке «Зачеркнуто», по которому о новом релизе группы стоит составить максимально полное и, кстати, вполне позитивное представление.
Первый трек «Отправитель» с его переизбытком авторского произношения и пронизывающей уши артикуляции — это привет Моррисси, который также с дикторским азартом проговаривал ничего не значащие ассоциативные тексты. Конечно, в этом деле артисту тоже каким-то образом помог диктофон — на него записываются не только слова, но и музыкальные партии. Об этом слушатели часто забывают.
Мне нравится каламбур «пишу, стираю», который сравнительно недавно был поднят на флаг неопоп-певицей Mirele. Теперь он вернулся в еще более интересном варианте — как рецепт лекарства от переизбытка лиц вокруг и ощущения охотного ряда у себя в голове.
Иногда стоит осмыслить все, что происходит вокруг, и без лишних роковых дам. В компании с диктофоном и такими ассоциациями время пролетит незаметно. Чего «Голосовые сообщения» нам и желают.
Silachi — Границы контакта
Пермский проект Александра Кошелева Silachi — это уральский привет создателям российских сериалов, которые постоянно находятся в поиске отечественного аналога BT, Black Strobe или The Crystal Method. То есть тяжелой индустриальной рок-электронике, которая демонстрирует смятение чувств силачей, думающих, что они властны над миром, но довольно ничтожных, как только у них начинают отбирать коробку с конфетами.
Для сериалов тут есть все — дропы, змеящиеся синтезаторы, мелодические линии, похожие на далекие рингтоны, эйфория, а также направляющий драйв. Его Кошелев осуществляет, используя самодельный бас — иногда получается похоже на Death From Above 1979.
Послушать пластинку можно на Apple Music и YouTube Music
Трек-лист 40-минутной пластинки тоже составлен приятным образом — кажется, что это витрина криминальной России прошлого, настоящего и будущего: здесь и «Башня смерти», и «Дело силачей», и эпическая «Темнота», которая стягивает тебя как удав.
Приятно наблюдать за тем, каким сильным источником вдохновения для музыкантов является уральский край с его безднами. Навороченный индастриал-панковский финал «Саморез» — это готовый драйвер для того, чтобы отправить в эти края с особой миссией зажравшихся русских продюсеров на выбор натуры для нового опуса.
МультFильмы — F либо А
Новый диск группы МультFильмы предлагает меланхоличную сторону дарования Егора Тимофеева, но тем, кто ценит напор коллектива, дарован панковский напор финального трека «Шантаж», а также стадионный размах баллады «Ветер разлуки».
Особая энергия сконцентрирована и в подкупающем гитарном риффе «Переправы». Эта песня из зоны убаюкивающего спокойствия плавно перемещается почти что в пост-рокерский шаманский шторм.
Сюжет трека «Письмо» вообще является идеальной моделью для полноценной романтической кинодрамы, и таких треков на пластинке множество. Все они изысканно придуманы и просто исполнены. Для иллюстрации сомнений и выводов лирического героя подобраны самые эффективные, гипнотизирующие слова. Истории Тимофеева универсальны — они мягко затягивают в свой странный медленный ритм и увлекают.
Тех слушателей, которые находятся в плену стереотипов, что МультFильмы — часть немного комического, легковесного, но душевного русского брит-поп-движения из нулевых, на протяжении пластинки ждет немало открытий.
ANIKV — BROKEN SEASON
Беспринципные, чики, контейнеры и другие героини суровых сериалов российского производства — потенциальные слушательницы пластинки Аники. Точно самой несгибаемой певицы РФ в стиле кринж-r&b, которая не стесняется ни корявостей в текстах, ни скромных вокальных данных.
Главное — уловить нужное ощущение женской бравады, которое достигает своего апогея в треке под названием «Терапевт». Это русское народное TLC r&b для аудитории полупустой кальянной где-то в синий понедельник. Broken Season (можно было бы переименовать и в Broken Russian, получилось бы прямо на злобу для) — вторая пластинка Аники.
Пластинку пока можно послушать только на эксклюзивных основаниях в VK Music.
Слушать иногда сложно, это тяжелый контент. Но интересно. Мужчины-партнеры Mayot и Lil Krystalll, выдавливающие из себя словечки вроде «малая» и «лидокаин» под петли акустической гитары и ломаные биты, которые время от времени внедряет в треки OSA, — мишени для флирта. Немудрено, ведь Аника — свободная яркая девушка, и она точно может доставить возлюбленным немало неприятных минут со своим кукольным голоском и четким стремлением быть счастливой (несмотря ни на что).
Вторая работа Аники целиком посвящена разрыву отношений, и финальная баллада «Никогда» напоминает Cigarettes After Sex, решивших спеть по русски о том, что скучно без водки. Наши действия? Понять, простить, оценить заботу о требовательной аудитории музсервиса VK.
Краснознаменная дивизия имени моей бабушки — Знаки любви
«Никто не знал, что завтра станет хуже, чем вчера», — с первой песни «Завтра» участники коллектива Краснознаменная дивизия имени моей бабушки начинают серьезно работать над тем, чтобы у слушателя включился духоподъемный режим. Напомним, что некоторое время назад музыканты коллектива считались продолжателями дела Arcade Fire, сейчас, если кто не в курсе, палитра расширилась до зон Still Corners и Of Monsters And Men. То есть звучание группы максимально соответствует всем ожиданиям устроителей летних фестивалей, которым нужен и танцевальный драйв, и длинные инструментальные куски, провоцирующие великолепие в траве. Элементы синти-попа тоже есть.
Летняя атмосфера «Знаков любви» и приятная турбулентность в перепадах настроения наверняка позволит открыть группу для себя всем тем, кто скучает по фестивалям «Пикник «Афиши» и «Park Live». Там были бы очень уместны риффы «Грома в раю», ну мы, поскольку много пишем про музыку, уместную в путешествиях, отметим, что песни группы Ивана Смирнова, выпускающего музыку самостоятельно, отлично подходят в качестве саундтрека поездки. В том числе и круизных — из точки А в точку А, когда преодоленные расстояния ничуть не мешают внутренней гармонии цельной личности. Чувствуется, что артисты внутри своего мира существуют давно, им так комфортно, это такие Belle And Sebastian на русском, мешающие киношные образы и саундтречную романтику с соло на ксилофоне в «Знаках любви», а также добавляющие концептуальный дизайн обложки с вещами куда-то уехавших друзей.
Гармония мужских и женских вокальных партий в Кразнознаменной дивизии имени бабушки — гарантированная внутренняя история в любом из треков, которые перенасыщены инструментальными партиями, примерно как у Stereolab. В этом смысле наиболее привлекательный опыт — упомянутый коллажный «Гром в раю», в который творческих идей и примочек создатели внедрили столько, что хватит на целую пластинку).
Легкая ажитация музыкантов и переизбыток энергии на записи можно объяснить по-разному. Хотелось бы верить, что это творческая ревность, потому что артисты следующего поколения типа «Комсомольска» в силу внешних причин пользуются куда более серьезным вниманием.
При этом «Знаки любви» с их хиппистским напором — пластинка легкая (что само по себе не мало) для прослушивания, в нынешнем варианте звучания группа сейас где-то рядом с Edward Sharpe and the Magnetic Zeros и Of Monsters And Men. С поправкой на то, что нужный вельветовый доверительный вокал и стадионный звук без крутого продюсера лидер коллектива Иван Смирнов сам себе не накрутит, а скромно обращаться к доступным специалистам в этой области типа Рича Кости или Джона Конглтона — себе дороже. Эти могут и послать русских далеко и надолго.
8 русских альбомов, чтобы немного понять, где мы сейчас в области поп- и рок-музыки: «Ривущие струны», «Би-2», Dead Blonde и другие.
Заговор — Формула 1
Стилистически безупречный релиз с лейбла «Ниша», о продукции которого мы на этом канале рассказываем довольно регулярно. В данном случае говорим о новом диске группы «Заговор» — это электронный пост-панк или дарк-вейв с фирменным «глубоководным» басом
Плюс — с немного утопленным вокалом, как будто Кирилла Овчинникова только что откачали на берегу водоема в Крылатском. Или же он в принципе делает играть второго плана и рассуждать о бренности всего сущего себе под нос, чтобы его треки в стриминге заинтересованные люди постигали не один и не два раза. Кирилл вполне имеет на это право.
У русских коллективов, как правило получается очень убедительно маневрировать в секретном фарватере песни The Cure Funeral Party, есть на «Формуле 1» и такое в номере «ДГ». Впрочем, готическая смурь легко, на самом деле, соединяется с манерными дарк-вейв-танцами, и треки «Табак» и «Голливуд», обрамляющие «ДГ», помогают в этом убедиться лишний раз. Пиковая динамика — в титульном финале диска.
para bellvm — Трава забвения
Группа Леонида Новикова para bellvm — представители петербургского музыкального направления дарк-рок. Никогда с таким определением не сталкивался ни до, ни после. Название стиля, как ясно из последней работы коллектива, подразумевает соединение гитарных традиции «новой волны», пост-панка и готик-рока со сказовой интонацией и крунерским напором, отсылающим к эстрадным баритонам былых эпох.
В самые инфернальные моменты новиковские мистерии напоминают о чудесном «Маленьком Фрице» Глеба Самойлова, столь же вычурно сконструированного по текстам, но большей части «Трава забвения» — это ностальгические песни с легко считываемым черным юмором — такие, как «Радио Судного дня». Эдакий нуарный «Високосный год». Или нуарный «Сплин», как в «Прогулке», пронизывающей и полупохоронной.
«Ты словно космос», — припев красивого поп-номера «В чудесном саду», напоминает о счастливых временах страны, когда концентрация зла и боли была существенно меньше, чем сейчас, а космические полеты были скорее реальностью, чем фантазией. Впрочем, могут иметь место и иные ассоциации, но тоже транспортные. Воздушность, раздольность, радиоформат — напоминает о поездах, несущихся в Республику Карелия.
В кованой пост-панковской «Иаиль» Леонид Новиков действует в рыцарской зоне поздних Suede вперемежку с Кинчевым, в «Золотом гребне» группа вырывается на территорию брутального шансона. Где есть рок-героизм, есть место и по-гусарски уверенному вокалу Леонида.
Финальная мелодекламация «Послесловие» на фоне глитчевой электроники — вообще психоделическая радиопостановка (окей, возможно, с прилагательным «миниатюрная») на текст Даниила Андреева и во вкусе Константина Лопушанского. И мысли в послесловии — верные! Дослушайте до слова «Аминь» — точно будет интересно.
ZЭ TRAVЫ — КАНЦЭРТ DЛЯ МИКРАФОНА & МАФОНА
В предыдущем обзоре я рассказывал о новой работе Вовы Тереха в формате психоделической гаражной группы «Ривущие струны», теперь время говорить о панковской инкарнации московского музыканта.
В проекте ZЭ TRAVЫ московский коллекционер винила и диджей привычно играет на бас-гитаре и излагает меткие подонские наблюдения относительно устройства окружающей жизни. К эпохе они не привязаны.
Записано все задорно — в формате репетиции гаражной группы, где с Вовой обаятельно коммуницирует гитаристка Екатерина Тураева.
«У тебя красивые губы и перегар изо рта», — сообщает Терех в треке «ЧИРТА», и ему нет оснований не верить.
Манера исполнения текстов на русском у Вовы фирменная — нарочито панковская и уличная. Было бы здорово услышать все эти песни в формате электро-панка, но этим уже занимается группа «Аминь», причем достаточно успешно.
Тереху с его маниакальным стремлением осуществить стыковку Stereo Total и The Stooges и предложить Москве совершенный концертный проект на все случаи (и разогревы) жизни можно только позавидовать.
И поколение, которое открывает панк-рок толко сейчас, наверняка по достоинству оценит и ZЭ TRAVЫ. Стоит лишь направит на это поколение таргет и попросить «Аминь» сделать ремикс на «Сок», легендарный концертный хит коллектива с фекальным рядом.