Что такое русский танк? Отвечая на этот вопрос, многие скажут "Т-34" или "легендарная тридцатьчетверка". Меньшее количество людей знают про КВ, которых так боялись немцы в начале войны. Еще меньшее назовет ИСУ, который с виду танк, а по факту просто самоходная артиллерийская установка. Мощная пушка на колесах, проще говоря. И только единицы смогут назвать танк "Вездеход". Почему так и что это за танк такой? Да потому, что это был самый первый в истории русский танк, который и на танк не особо похож с первого взгляда.
Самая первая идея боевой гусеничной машины принадлежала австрийскому обер-лейтенанту Гюнтеру Бурштыня. Тогда не существовало еще понятия о том, что эта машина будет предназначаться для прорыва серьезных оборонительных укреплений противника. Дело в том, что и массовых оборонительных укреплений тогда практически не существовало. Идея австрийцем была высказана, да так и осела в столе какого-то из чиновничьих кабинетов. Не видели ее пока в структуре армии, никак она туда не вписывалась.
Слышал о такой идее и молодой русский инженер Александр Пороховщиков, который работал тогда мастером Русско-Балтийского завода. Однажды ему удалось попасть на военно-полевые учения, где он наблюдал за тем, как пехота цепями, одна за другой, пытается преодолевать оборону противника. Шли цепью в лоб на оборону, получали учебные выстрелы в ответ, там же падали и заменялись следующей цепью. Ничего кроме бестолковых потерь это не приносило. Собственно тогда Пороховщиков и вспомнил слухи о боевой гусеничной машине, задумав собственную идею создания танка еще в 1913 году. Ведь насколько меньшие будут потери, если солдат заменить бронированной машиной.
В 1914 году первый проект будущей грозной машины был готов и Пороховщиков представил его Ставке Верховного Главнокомандующего Русской армией. Кстати, название танк тогда было не особо распространено, именовали официально - боевая гусеничная машина. Особенностью машины было то, что его броня являлась многослойной. Что тут такого? Да то, что на практике такой способ многослойности, стали массово использовать только почти через 50 лет. Пороховщиков был, своего рода, первооткрывателем. В общем, проект Ставке понравился, хотя и были сомневающиеся в целесообразности выпуска такой машины. Все-таки, в те времена больше доверяли кавалерии и пехоте, считая, что будущее за ними. Тем не менее, научный прогресс неумолимо двигался вперед.
18 мая 1915 года был готов первый опытный образец, над которым стали проводить испытания. В силу того, что сама машина, помимо неуязвимости, была еще и весьма проходимой, Пороховщиков назвал ее весьма незамысловато - "Вездеход". Кстати, если сравнивать с современными танками, то у "Вездехода" была всего одна гусеница и два рулевых колеса. Вот в таком виде, как на нижнем снимке, в тот самый день первый аппарат "Вездеход" выехал на улицы Риги.
Александр Пороховщиков постоянно совершенствовал свое детище. Отмечая все слабости и недостающие детали, "Вездеход" в скором времени прошел существенную модернизацию и стал "Вездеходом-2". Также на самом танке размещалось уже целых четыре пулемета. Пороховщиков вновь предоставил Ставке свой усовершенствованный образец. Те посмотрели, подумали, да и совсем свернули финансирование проекта. Мол машина слишком несовершенна, выпуск ее занимает много времени и требует много комплектующих. Гусеница постоянно слетает, проходимость по болотистым местностям не соответствует заявленной. Да к тому же, чтобы массово такие выпускать, нужно много времени. В общем, дорого и долго, лучше что попроще и быстрее. Будущая война предполагала маневренность и быстроту принятия решений, а тут эта железка, еле тащится. Тем более, о каком "Вездеходе" может идти речь, если самое проходимое - это ноги человека.
В общем, пока суть да дело и наши чиновники свернули финансирование проекта, лишь изредка к нему возвращаясь, за дело взялся Луи Рено. Луи являлся владельцем крупнейшей французской автомобилестроительной компании. Он смог достать чертежи "Вездехода" и тот очень привлек его внимание. Дело в том, что Луи в это время тоже разрабатывал свой танк и после того, как он увидел "Вездеход", то многие характеристики модели решил перенести на свой "Рено". В итоге, используя проект первого русского танка "Вездеход" в качестве прототипа, на его основе был выпущен "Рено ФТ-17" (выше на фото), который позже станет самым массовым танком Первой мировой войны. Кстати, в начале Второй мировой "Рено" тоже повоевать успели, так как состояли на вооружении в польской армии. Именно с ними поляки обороняли Брестскую крепость еще в 1939 году.
Что касается самого Пороховщикова, то многие упоминают его лишь как неудавшегося автора самого первого русского танка. На самом деле, он еще является автором проекта ПВО Балтийского берега, который проигнорировали изначально, а затем стали экстренно реализовывать с началом войны. Также именно он выпустил первый учебный биплан П-4 (выше на фото) и строил у себя в мастерской, преобразованной в завод, военные самолеты. Сам являлся летчиком-испытателем, возглавлял опытные мастерские Воздушного флота. Репрессирован в 1927 году. Тем не менее, в ссылке занимался проектированием гидросооружений для "Беломорканала". Этот опыт пригодился ему позже, когда разрабатывалась целая система гидросооружений Москвы, к которой он был причастен. В 1940 году обвинен в шпионаже и приговорен к высшей мере наказания.
Мой блог в Одноклассниках, там можете писать в личные сообщения, отвечаю сразу.
Канал в RuTube, там есть много моих авторских роликов и фильмов.