Как уже сообщал «Джаз.Ру», 2 марта 2023 года саксофонист Уэйн Шортер ушёл из жизни в возрасте 89 лет. На редакционном канале в сервисе Дзен мы продолжаем цикл из нескольких текстов, посвящённых памяти одного из последних титанов золотого века джаза, кто ещё оставался в строю в XXI столетии. В первом выпуске мы изучали период его работы у барабанщика Арта Блэйки в составе «Посланцев джаза» в начале 1960-х. Во втором — выясняем, как этот период подошёл к концу, и вновь слушаем много музыки того периода.
- Книгу «Footprints: жизнь и творчество Уэйна Шортера» написала американская исследовательница Мишель Мёрсер. Русский перевод выполнила Диана Кондрашина.
Рост Уэйна Шортера как композитора ускорился, когда состав «Посланцев джаза» поменялся в середине 1961 года. В июне к группе присоединился тромбонист Кёртис Фуллер, расширив состав до секстета. В начале августа Ли Морган покинул ансамбль, чтобы создать собственную группу, и уже не раз игравший с Шортером трубач Фредди Хаббард занял его место. Седар Уолтон, старый приятель Уэйна по армии, ушёл из ансамбля Арта Фармера Jazztet, чтобы заменить Уолтера Дэйвиса на рояле. Уровень музыкальности этого состава был очевиден с самого начала.
Мы с Фредди Хаббардом присоединились к «Посланцам джаза» в один и тот же день, — рассказывал Седар. — На первой же репетиции я предложил сыграть «Mosaic» — композицию, которую я пытался сыграть с Артом Фармером, но у его бэнда были трудности с ней. Когда я принёс её «Посланцам», Уэйн, Кёртис, Фредди и Арт проглотили её, как сладкий пирожок.
Тромбон Кёртиса Фуллера расширил композиционные возможности ансамбля, и Уэйн воспользовался этим преимуществом. С двумя инструментами в духовой секции, трубой и саксофоном, было непросто писать продолжительные гармонии на целую композицию. Уэйн мог гармонизировать в конце музыкальных фраз, однако в других случаях был вынужден писать пассажи в унисон. Но третий духовой инструмент изменил всё.
Первый альбом, записанный новым составом 2 октября 1961 года, назывался «Mosaic». [...] На этом альбоме Шортеру принадлежит тема «Children Of The Night».
Будучи и без того плодотворным композитором, в то время Уэйн писал больше музыки, чем когда-либо. «Он приносил нам по теме в день!» — вспоминал Кёртис. В качестве наставления последующим поколениям «Посланцев» Арт Блэйки говорил, что у Уэйна было воображение ребёнка: исследовательский ум, игривый и всегда занятый. Но композиции Уэйна были настолько гармонически сложны, что их было трудно разучивать, и длительные репетиции участников ансамбля были тому свидетельством. Шортер продвинулся до позиции музыкального директора ансамбля, хотя все участники «Посланцев джаза» были сильными композиторами.
У нас были отличные солисты, и было здорово писать для дополнительного тромбона, — рассказывал Фредди Хаббард. — Это и Уэйна раскрыло как композитора, сделало его более изобретательным. Мне постоянно приходилось разучивать его песенки. Так что Уэйн был музыкальным директором, но мы все что-то писали. Я говорил Арту: «Я хочу быть лидером», — а он отвечал: ''Ты ещё не лидер''.
В марте 1964 г. Ли Морган вернулся в состав «Посланцев» — как раз кстати, чтобы записать альбом «Indestructible». Это была насыщенная импровизациями запись, которая включала в себя композицию Уэйна «Mr. Jin» («Мистер Дзин») — напыщенно величественную «восточную» тему, которую он написал для Акиры Дзина, японского промоутера, пригласившего «Посланцев» в Японию в первый раз в 1961 году.
Другая композиция Уэйна «It's a Long Way Down» не была включена в первоначальное издание, однако вошла в переиздание на компакт-диске годы спустя. Это был последний композиторский вклад Уэйна в репертуар «Посланцев джаза».
29 апреля Уэйн записал свой первый альбом для лейбла Blue Note, «Night Dreamer», и эта студийная сессия продемонстрировала совершенно другую сторону его личности. В течение пяти лет, пока Шортер выступал с Артом Блэйки, он писал музыку и играл по шаблону, считаясь с напористым стилем «Посланцев». Музыкальное видение Уэйна тем временем выросло настолько, что было способно передавать разнообразные настроения и текстуры. Работа Шортера как сайдмена была лишь наброском того таланта, который всецело раскрылся посредством его изданий на лейбле Blue Note. На первом альбоме с Уэйном играли Элвин Джонс на барабанах, Реджи Уоркман на контрабасе и Маккой Тайнер на фортепиано — ритм-секция Джона Колтрейна; а кроме того —Ли Морган, участвовавший в его сольных записях ещё во времена работы для лейбла Vee-Jay.
Я играю эмоциональнее, чем обычно, — рассказывал Уэйн Нату Хентоффу в беседе для сопроводительного текста к альбому. — Всё меньше сложных фраз, которые возникают лишь ради того, чтобы создать что-то сложное. И это потому, что примеряешь свою музыку к жизни. Когда твоей целью становятся основательные эмоции и отношения, уже нет надобности полагаться на технические ухищрения.
Работа Уэйна для Blue Note Records продлится семь лет и растянется на одиннадцать альбомов — период, за который его музыка эволюционирует неожиданным образом. Даже на самой первой записи Уэйн продемонстрировал умения, далеко отступающие от хардбопа «Посланцев». Он покинул группу в июле. «Я продержался пять лет, для цикла это достаточно», — говорил Уэйн. Он сказал Арту, что подумывает сформировать собственную группу. Шортер записал второй альбом для Blue Note, который получил название «JuJu», и собирался пригласить музыкантов на гастроли, чтобы узнать, способен ли он также успешно показать себя за пределами студии. Тем не менее, прошло ещё шесть лет, прежде чем Уэйн собрал собственную группу — потому что Шортера пригласил в свой квинтет другой бэндлидер, и саксофонист думал об этой перспективе ещё в тот момент, когда разговаривал с Артом.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!