Слон и Моська из басни И. А. Крылова во всём противоположны друг другу: в размере, поведении, характере, виде, весе. Но в басне их столкнули на одной улице, чтобы подчеркнуть разность, оттенить контраст диковинного и привычного, спокойного и нервного.
Это и есть АНТИТЕЗА. Она возникает тогда, когда совмещают и одновременно противопоставляют два полярных объекта. Антитезы бывают трёх типов:
(1) Сталкиваются два действительных объекта.
Так, в басне Крылова Слон и Моська – вполне реальные животные, которые встречаются в одном городе и обобщают различные человеческие качества.
(2) Сталкиваются два фиктивных объекта. У Пушкина читаем:
Не дай мне бог сойтись на бале
Иль при разъезде на крыльце
С семинаристом в желтой шале
Иль с академиком в чепце!
Семинарист (сейчас – ученик школы) и академик противоположны, но настоящий семинарист не носит жёлтую шаль, а академик не надевает чепец. Здесь противопоставление подчеркивает характеристики современных Пушкину учёных дам.
(3) Сталкиваются истинный и фиктивный объект. Одна из написанных Сашей Соколовым эпитафий заканчивается так:
Кто спорил с ним – живите,
Да с вами благодать,
Его к себе не ждите,
А он вас будет ждать.
Здесь речь идёт о покойнике, поэтому его в мир живых ждать бесполезно (истина), а он ждёт нас (фикция).
Все три типа работают не на контраст сам по себе, а на характеристики объектов. Они (тут всё зависит от контекста) один объект выставляют как более предпочтительный, второй – как менее желанный (негативный) или, как у Пушкина, противопоставляют их чему-то третьему. Очень хорошо об этом написал Карлос Руис Сафон: «Ведь на ярком фоне особенно заметны духовная нищета, скудоумие и малодушие посредственных. Блажен тот, кого облаивают идиоты, ибо те не властны над своей душой».
Первый и второй случай безобидны – не искажают исходной картины, передают её. Третий случай генерирует и усиливает ложь. Оба полюса противопоставления воспринимаются слушателем как правда.
Театральная приживалка делится подробностями своего убогого быта, сдобрив его лопатой скорби. «Россия – отсталая театральная страна. Пока у нас люди обесценивают чужой труд, Европа платит за качество».
Отсталой театральной страной Россию может назвать только безграмотный человек, который провёл свою жизнь в компании с помойным ведром.
«Делаем новый спектакль, работаем и зарабатываем не мытьём подъездов, как я в Комсомольске, а тем, что умеем делать – театром».
Вопрос: если человек 36 лет мыл подъезды в глухом провинциальном городе, то когда он научился «делать театр», откуда у него опыт театральной работы? От коллег-дворников? С таким же успехом можно сказать: я всю жизнь воровала, а теперь работаю судьёй; я полвека пас свиней, а теперь солирую в королевском балете. Тут одно из двух: либо ты поломойка, воровка, свинопас, либо – театралка, судья, премьер. Иного варианта жизнь просто не придумала.
Антитеза третьего типа, как внутреннее противоречие и основная тема тоже может выступать в качестве показателя лжи, обнаруживать её.
Когда человек ради красного словца, чтобы приковать ваше внимание, увлекается противопоставлениями, смотрите на то, что противопоставляется. Диаметрально противоположное должно относиться к одной сфере. В ином случае получается безе из гвоздей или бетон из сахарной пудры – то, чего нет. Попросту говоря, человек провирается. Хочет показать себя серьёзным отягощённым богатым жизненным опытом и гонимым, а выходит:
Сидит Таня на крыльце
С выраженьем на лице.
Выражает то лицо,
Чем садятся на крыльцо.
Вам будет интересно:
Крокодильи слёзы, или Чтение в сердцах
Гусь свинье не товарищ, или Мнимая аналогия
А лисички взяли спички, или Общие места
Лошадь – жертва никотина, или Ложная пресуппозиция
Медведь с балалайкой, или Ошибки сочетаемости
Сталкивались ли вы с такими случаями? Как их оцениваете? Поделитесь примерами? О чём ещё хотите узнать?