Продолжаем публикацию рассказов о лучших подводниках Советского Союза (России). Сегодня речь о Николае Алексеевиче Тушине – русском моряке, капитане I ранга, командире подлодок, которые десятилетиями строил Северодвинск. По сию пору мне памятен тот день 1998 года, когда город простился с ним трауром - почётным караулом и ружейным салютом – как подобает провожать в последний путь заслуженного офицера.
Он получил свою боевую награду в мирное время, в 1976-м. То, что он, в ту пору тихоокеанец, сумел сделать на К-241 за ту автономку в 81 сутки, вполне «тянуло» на Героя. Но Героя не дали: в экипаже оказался проштрафившийся начхим, и ему, командиру, вручили орден Боевого Красного Знамени. Он не был первым, не был и последним, кого матушка Россия обошла наградами. Те же, кто служил с ним, ходил с ним под воду, уважали его, чем иных Героев. Было за что. И это главное.
В северодвинскую бригаду строящихся кораблей его рекомендовал лично главком Владимир Чернавин. Здесь, на Севере Николай Алексеевич в числе прочих подлодок вывел в Белое море головной ракетоносец проекта 949 «Гранит», ставшим первой АПЛ третьего поколения. По его же команде ушла под воду головная и уникальная ракетная «Андромеда» (проект 667М), а затем ещё 11 северодвинских атомных лодок, командиром-крёстным которых, стал он – Николай Алексеевич Тушин.
Те заводские, кто ходил с ним в море, говорили: «Мы знали: когда Тушин на борту, всё будет в порядке». Так и было. Удивительно, но о надёжности экипажей Николая Алексеевича говорили без исключения, все – и том, что надёжность эта шла от командира. И они же все как один говорили о его интеллигентности. Многого на корабле можно добиться горлом, жёстким спросом, можно и другим не слишком праведным образом. Тушин брал профессиональным знанием дела и интеллигентностью. Это потом стало возможным, что слова «интеллигент» и «офицер» стали несовместимыми. Но было ведь и наоборот.
С Николаем Алексеевичем в своё время мы много говорили о том прежнем, послевоенном флоте, где он начинал курсантом, о первых автономках наших ракетоносцев в Тихом океане, где получал командирские навыки. Сначала на дизель-элекрических ракетных лодках 629 проекта, а уже потом на атомоходах. И о делах на флоте 90-х говорили тоже. В то числе и о культе отчётности, о штабном бумаготворчестве, о корнях неуставщины и вечного нашего «как бы чего не вышло». И, конечно, вели речь, отчего катастрофически упал престиж морского офицера. Помню, он никого не ругал, не хаял (вообще интеллигентнейшего Николая Алексеевича представить в этом качестве просто невозможно), но в какой-то момент я понял: тот нравственный развал флота объясняет фраза шекспировского героя: «Век вывихнут – порвалась связь времён».
У Тушина в училище, в академии были талантливые учителя – не паркетные чинодралы, а подводники Великой Отечественной, практики. От них он унаследовал всё лучшее. И столь же талантливо употребил. Он мне под карандаш рассказывал:
«С училищем мне повезло: поступил как раз в тот период, когда туда стали приходить уцелевшие в войне офицеры-подводники. Среди преподавателей почти не было тыловых, базовых, в основном – с действующих лодок. Словом – победители! И вот от них-то вдруг мы вдруг узнаём (не напрямую, конечно, иначе нельзя было, но они находили, как донести до нас без опасения прослыть космополитом) то, что лодки наши не были лучшими – немцы нам фору давали. Но это ладно. Главное, что немецкий подплав воевал рассудком и брал нас дисциплиной – вот их козырь! Тогда это просто поразило меня: как же так – мы войну выиграли, а они воевали лучше?!
И так, нас это дело зацепило – а почему? Тогда уже была возможность почитать из закрытых документов, а потом, уже в академии тем более – всё разложилось по полочкам. Потому что людей мы, честно говоря, не жалели. Надо – значит любой ценой. Это правда, войны без жертв не бывает, но сколько же мы экипажей своих сгубили по обыкновенной нашей русской дури?! И какая цена человеческой жизни тогда была? Кто её и чем мерил?
Но ведь и немцев тоже топили, и где же у них элитных и натасканных, «слабина»? Засел за статистику, закрытую, конечно, и вот, что потрясло: 85 процентов их экипажей гибли по возвращению на базу. Не на позициях – в стычках или на минах, а когда шли домой! Вот оно как, «расслабуха», оказывается даже немцев губила, а уж нам-то, что делать с нашим, уже природным разгильдяйством?
Вывод: хочешь жить – не расслабляйся, а если ты командир – с тебя спрос вдвойне. Поэтому не давай расслабляться всем - от старпома до рядового матроса. Это закон!
С Дальнего Востока мы под Америку часто ходили. Та автономка выдалась – белый свет мы только в перископ видели, так их авиация нас под водой держала. И чем ближе срок – шторм за штормом, да такие, что на перископной глубине будь здоров валяет. Одна неделя, другая. Идём домой, вахта с ног валиться, извините, блевать нечем. У меня самого круги зелёные в глазах. Но когда кораблик домой бежит, это как бы дело второе.
Другое страшно. О чём мужики тогда на вахтах больше думают? Вы простите за грубость, но так уж есть – о чарке да как под тёплый бок жены пристроиться, а не о том, что лодка тоже устала и над головой всё те же 100 метров воды. Вот и ползал по отсекам вроде второго замполита со своей «педагогикой» - не расслабляйтесь. А стращать бесполезно и окриком не взять. У немцев оно, быть может, и подействовало бы, но не у нас.
Пришли, стали к пирсу. Огляделись. Крепко же нам досталось: ограждение рубки, ракетных шахт шторм разнёс в клочья! Поползли по отсекам, по самым закоулкам. Про кислородную систему и маслопроводы рассказывать не буду. Скажу так: случись даже маленький сбой, зевни тогда вахта – не видать нам тогда берега – грохнуло бы и сгорели! Я человек не верующий, но тогда мысленно перекрестился. И 85 процентов немецких лодок вспомнил и заповедь: «Не расслабляйся!».
Был ли Тушин строгим командиром? Был. Но строгость эта, как говорил один из его сослуживцев, «всегда была по уму». Мне же запомнилось, как однажды Николай Алексеевич сказал: «У командира есть большая власть и устав, где всё расписано от и до. Правильней его разве что Библия. Вот только жить по уставу нельзя».
То военное поколение учителей Николая Тушина давно уже ушло. К несчастью для сегодняшней России уходят уже их ученики. Командир капитан I ранга Н.А. Тушин ушёл в последнюю свою автономку. Без возврата. Подплав наш в день прощания с ним лишился одного из лучших своих моряков. В истории флота Российского оборвалась ещё одна прекрасная строка.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.