«Зовите городового!». Эта фраза звучала на улицах Москвы в прошлых веках – и она не потеряла актуальности, только полицейских теперь называют иначе. Безопасность – всегда во главе угла. Начальник отдела полиции Китай-города Александр Прохорович ВАКАЛ рассказал корреспонденту «Никольского вестника», почему всегда нужно быть начеку.
— Когда мы договаривались об интервью, вы сказали, что у вас время плохо поддается планированию. Из чего складывается ваш рабочий день? С чего он начинается?
— С приезда в 7 утра в контору. Сначала — доклад от дежурного: что произошло за сутки, какие были происшествия. На это уходит 40 минут. В 8 утра — развод дежурной части. В 8.30 — развод постовых нарядов, которые вступают на службу по охране Красной площади, Александровского сада, Зарядья. В 9 часов — совещание с руководством округа, а потом уже по обстановке. Заканчивается день обычно в 21-22 часа.
— Как считаете: здесь безопасный район? Вы же работали в других местах наверняка?
— Нельзя сравнивать. Я работал и в Восточном округе, и в Таганском районе, и в Басманном, и в Замоскворечье. «Простых» районов в принципе нет. Преимущество нашего – здесь мало жилых домов, значит, меньше проблем, связанных с жилым сектором и жителями. Но в то же время сюда всегда тянутся туристы, кроме того, здесь большое количество ресторанов. И их публика может отдыхать по-разному. Например, на Никольской нет жилых домов, поэтому нет таких конфликтов жителей с магазинами, ресторанами и кафе, как, например, на Покровке. Те, кто приезжает отдыхать и тусоваться, никому не мешают спать. Конфликты начинаются, когда люди перебрали алкоголя и начинают ругаться между собой или с охраной.
— Но все-таки в рестораны обычно ходит приличная публика.
— Спиртное действует на всех одинаково. Алкоголь лишает разума всех, и богатых, и не очень. Человек в состоянии алкогольного опьянения — или потенциальная жертва, или потенциальный правонарушитель. Поэтому если клиент ресторана пьян и ведёт себя неадекватно, лучше вызван полицию. Ведь непонятно, на что он способен. Мы проведем освидетельствование, покажем врачу, протрезвеет — отправим домой. Такие случаи — часть профилактической работы. Потому что этот человек, повторюсь, или сам что-то совершит, или элементарно заснет, и у него вытащат телефон. Или еще что-то с ним случится.
– Вы говорите, что Никольская – более-менее спокойная. А что скажете про Чемпионат мира в 2018 году, когда она стала главной улицей города?
— Ну, Чемпионат — это отдельная история. Там было много разного. У меня после него поменялось отношение к иностранцам. Например, я понял, что разговоры о том, как много пьют россияне, преувеличены, как и представления о большей культурности иностранцев. Тогда Никольская была местом сбора болельщиков, сейчас это спокойная пешеходная улица.
– Где ещё какие особенности?
Очень спокойная улица Варварка. Там — Гостиный двор, Администрация Президента, Парк Зарядье. Неприятные ситуации за два года там происходили буквально пару раз, и то по мелочи. Например, таксист пытался высадить пассажиров, которые не так с ним разговаривали. Очень неспокойная Солянка, там и метро, и заведения.
Есть ещё одна «опасная зона»: Красная площадь и Кремль притягивают не только туристов, но и странных людей — например, тех, кто хочет прийти и рассказать руководству государства о своих проблемах лично. Нужно быть начеку.
— Мне казалось, что Красная площадь — самое безопасное место в городе.
— По уголовным преступлениям — да, это так. Мы работаем в тесном контакте с ФСО, возможно, именно поэтому уголовные преступления тут почти не регистрируется. В основном дети теряются, сумки бесхозные оставляют. Бывает так, что человек оставил и пошел, а нам поступает звонок о том, что лежит подозрительная сумка. Мы ее оцепляем, вызываем кинолога и дальше действуем по алгоритму.
— Если человек вспомнил о своих вещах, возвращается, а там все оцеплено. И дальше что?
— Да ничего. Выясняем, что это вещи его, осматриваем, возвращаем под расписку. Если не успевает вернуться к тому моменту, когда мы уже не можем вернуть, то приходит в отдел полиции и там получает.
— Идея нашей газеты – помочь создать крепкое соседское сообщество. Ваши участковые хорошо знают тех, кто здесь живет и работает?
— Конечно! У нас участковые давно работают, всех знают, со всеми поддерживают и всем помогают.
— Обитатели района меняются?
—Я бы так не сказал. По моим наблюдениям, те, кто работает на Никольской или ведет там свой бизнес, здесь уже по 5-7 лет работает. Жильцов здесь нет. Только апартаменты, но там люди не живут постоянно.
— А если бы район был с большей текучкой обитателей, это бы делало его менее безопасным?
— Дело не в этом. Надо ждать и все. У нас такая работа — быть готовым к любому развитию событий. Пытаться предотвратить и ждать, что что-то случится, а потом работать. Лучше всего, конечно, предотвратить.
– Что вы можете посоветовать людям?
Обращаться в полицию, если есть необходимость, и не стесняться. Вот, например, если вы потеряли паспорт, или его кто-то вытащил, а потом его вернули. Всё равно нужно сообщить об этом, написать заявление и зафиксировать, что документа у вас не было. И если после этого кто-то попытался что-то оформить по вашему паспорту, вы легко докажете, что его потеряли. Никто не знает, что было с паспортом какое-то время. Возможно, им воспользовались для оформления кредита, займа или доверенности и выкинули за ненадобностью.
— Вы до сих пор любите работу?
— Да, потому что есть уверенность в том, что хороших людей больше, чем плохих.
— А их правда больше?
— Их больше. Притом намного.
Беседовала Елена Алексеевна ФРИБУРГ.
Знаете этот район? Как по вашему: он спокойный? Делитесь мнениями в комментариях, присоединяйтесь к нам здесь и в Telegram-канале. Читайте также: