Сейчас по социальным сетям активно гуляет фрагмент из «интервью в трамвае» моего земляка - сочинца Михаила Галустяна двухлетней давности, в котором он отвечает на вопрос: какую песню оставил бы, если бы все остальные были запрещены.
Ответ Михаила звучит так:
«Люди по-разному могут интерпретировать моё желание, но я бы оставил песню «День Победы». Мне очень нравится эта песня, и она действительно вызывает во меня эмоции. Эта песня – история, она вызывает эмоции, и у меня волосы встают дыбом, по спине мурашки… Я бы оставил эту песню. Она - очень духоподъемная, и наворачиваются слёзы, но это слёзы радости, о чём в песне, собственно, и поётся».
Ответ, достойный уважения!
Если бы такой вопрос задали мне, не знаю, смог бы я сразу ответить и назвать одну песню, но точно знаю, что это была бы песня про море!
И потому, что я родился у моря, в Сочи, и потому, что связал свою жизнь с морем, с Военно-Морским флотом, прожив вместе с ним и в печали, и в радости более тридцати лет.
Любимых морских песен, которые сами стали частью моей жизни, несколько.
Это и «Прощайте скалистые горы», и «Усталая подлодка», и, как ни странно, «Белый теплоход» Юрия Антонова.
«Прощайте, скалистые горы!» - это про наш Север. Ведь четверть века прожито за Полярным кругом. Горы, сопки там действительно скалистые. Практически везде – без какой-либо растительности.
«На подвиг Отчизна зовёт» - по другому и быть не могло!
«Мы вышли в открытое море» - это тебе не Балтику бороздить. Другое дело - в Гремихе или в Полярном, где довелось служить – корабль вышел из залива: Йоканьгского или Кольского, и перед ним действительно - открытое море, чистый горизонт без островов и мысов.
«Я знаю, друзья, что не жить мне без моря…» - это вообще очень точно. Живя в Питере, всегда тянет на берег Финского залива; открытое водное пространство и успокаивает, и проясняет мысли, и дышится легче. Про Сочи я уж и не говорю… Там ноги сами несут поближе к воде.
«Усталая подлодка» - это вообще Наша песня, наша-наша!!! Ведь её Александра Пахмутова с супругом – поэтом Николаем Добронравовым после посещения Полярного написали, да после выхода в море на «дизелюшке» нашего соединения.
В этой песне всё родное: и слова, и музыка, и даже, как считается, в её ритме стук дизелей слышен.
С «Белым теплоходом» Антонова совершенно другая история. После Ленинграда в 1987 году назначили меня на СКР в «город летающих собак» - далёкую и загадочную Гремиху, на самую границу Баренцева и Белого морей, продуваемую всеми ветрами на свете.
А как туда добраться-то?
Конечно же, только белым теплоходом!!! «Вацлавом Воровским», «Клавдией Еланской» или «Марией Ермоловой». Другой связи с Большой Землёй у гремиханцев, считай, и не было… Потому и, вырвавшись в отпуск, в кабаках разных городов страны они неизменно заказывали это произведение, ставшее неким гимном далёкому северному городку!
А в мурманских ресторациях и объяснять музыкантам ничего не нужно было: сами объявляли: - А для наших гостей из солнечной Гремихи звучит эта песня!
Но если бы речь зашла о единственной-преединственной, тогда бы я выбрал песню Леонида Осиповича Утёсова «У Черного моря».
Её в 1951 году специально для Утёсова написали поэт Семён Кирсанов с композитором Модестом Табачниковым. Помню её с самого раннего детства.
«Есть город, который я вижу во сне.
О, если б вы знали, как дорог
У Чёрного моря явившийся мне
В цветущих акациях город,
У Чёрного моря».
Когда я ребёнком услышал эту песню впервые по радио, не можете себе представить, как я обрадовался! Это ведь про мой родной Сочи! Правда, он весь не в белых акациях, а, скорее, в пальмах. Но акации недалеко от дома тоже росли.
«Есть море, в котором я плыл и тонул;
И на берег вытащен к счастью.
Есть воздух, который я в детстве вдохнул,
И вдоволь не мог надышаться!
У Чёрного моря».
Точно, про меня! И плыл, и тонул, и к счастью!.. И воздухом, действительно, никогда не мог и не могу надышаться, когда бы домой не приехал: зимой ли, летом ли.
Но дальше текст приносил одно лишь разочарование, когда я, услышав: «и назван мой город Героем», начинал что-то подозревать, а потом уже и в открытую прозвучало, что речь идёт об Одессе…
Это было больно…
Тем не менее, еще тогда я решил, что, хотя песня и про Одессу, но и про меня, и про мой родной город тоже. Идут десятилетия, но в самые трудные и в самые счастливые времена её мотив и слова неизменно всплывают у меня в голове.
Поэтому мой выбор – песня Леонида Утёсова «У Чёрного моря»!
И, похоже, что так же, как и я, особой, своей эту песню считает ещё очень много людей. Говорю об этом не просто так.
Девять месяцев назад видеоролик с ней я разместил на канале «Протрактор» в разделе «Любимые песни моряков». И, представляете - это самое востребованное на канале видео: до сих пор люди смотрят, слушают, и число просмотров на сегодняшний день превышает 45 тысяч…
А какую песню выбрали бы Вы? И почему?