Еще когда я только подглядывала за блогами на Дзене из-за занавески, одним из тщательно отобранных и любимых каналов был «Все травы да цветы». И вот я уже блогер, и, о радость, автор моего любимого канала не только меня читает, но и порекомендовала своим подписчикам.
Посвящаю Ольге, автору канала «Все травы да цветы», а также прибывшим по ее рекомендации новым читателям сегодняшнюю публикацию о самом известном саде художника.
Это - саде Моне в Живерни.
Сад, как и все другие творения Моне, начался с впечатления. Однажды, проезжая на поезде, художник увидел деревеньку, которая ему понравилась. Это и была Живерни. Через время он снял в ней дом, а затем и выкупил его.
Последние сорок лет своей жизни художник жил в этом доме, и сад стал своеобразной живой картиной, над которой он работал.
Мне посчастливилось побывать в саду Моне в мае, несколько лет назад, во время бурного цветения.
Я была поражена тщательной композиционной и цветовой продуманностью: c какой точки ни смотри, всюду открывается прекрасный вид.
Но одновременно все очень естественно и все на своём месте: умелое сочетание регулярного и пейзажного сада. Затвор моего фотоаппарата щёлкал не умолкая.
Мне представляется, как Моне расширял и возделывал свой сад: здесь не хватает розового пятна, а посажу-ка я сюда еще один куст родендронов.
Как радостно потирал руки, когда друзья-художники привозили ему растительные редкости из путешествий. Любой садовод знает то чувство задумчивости: а не сделать ли мне клумбу еще и вот здесь…
Так и Моне: сначала он разбил сад рядом с домом, потом выкупил соседний болотистый участок и создал там дивной красоты пруд с нимфеями разных сортов, плакучими ивами, ирисами, бамбуком, розами, азалиями, глициниями. Моне не видел натуры прекраснее, чем его сад.
Вот как он пишет: ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели»
Моне любил работать сериями. Здесь я уже писала об его «Стогах».
Самый известный цикл из сада художника - кувшинки. Художник написал более 250 картин на этот сюжет.
В Париже, в музее Оранжери, в двух овальных залах выставлены восемь огромных картин Моне с кувшинками.
Cклонённые ветви ив, игра воды, света окружает тебя, когда находишься в этих залах. Если медленно проходить мимо, создаётся ощущение присутствия.
В нашем Эрмитаже нет кувшинок, в 2014 одна из них, Японский мостик, приезжала в гости. Тогда к восьми эрмитажным картинам добавились ненадолго три из частного собрания.
Поздние работы Моне, и многие кувшинки в том числе, - особенные. Стиль художника изменился: он плохо видит из-за катаракты, работает крупными мазками, обрисовывая лишь большие цветовые пятна. Но самое важное в живописи : мощная энергия творца в них по-прежнему есть.
Когда-то давно прочла выражение: «сад есть земное небо». Когда садовод возделывает с любовью и вниманием свой сад, наполняя его растениями, он создаёт своё представление об Эдеме здесь, на земле. А Моне свой сад еще и запечатлел в сотнях прекрасных картин.