Ветхозаветные сюжеты о Вавилонской башне, вавилонском плене иудеев и иные библейские события, так или иначе связанные с древним городом в Южной Месопотамии, настолько аллегоричны, что масса мастеров культуры присваивала и продолжает присваивать своим творениям имя столицы Вавилонского царства. Кинематограф – не исключение. Уж сколько их было, «Вавилонов» – от философских драм до многосерийной космической саги?! И вот перед нами новый фильм (комедийный, документальный, криминальный или какой ещё – будем разбираться по мере продвижения), повествующий о эпохальной вехе в истории мирового кинематографа: когда на смену немой картинке пришло изображение со звуком.
«Великий Немой» умирал в муках, забирая с собой в небытие суперзвёзд первой половины XX века. Хоронили, а после гуляли, как водится, всем миром, на прощание переколотив горы посуды. Создатель нового «Вавилона» – американский режиссёр и сценарист Дэмьен Шазелл – безусловно, хорошо знал свой предмет и понимал, что, сдувая пыль со страниц истории, поднимет настоящую бурю и обнажит весьма неприглядные моменты голливудской жизни тех лет. Дикие оргии и безудержное пьянство, нищета второсортных актёров и адский труд на съёмочных площадках периодически сменяются глянцем волшебного мира большого кино и больших денег – того мира, где можно и возможно всё. Контраст разителен, эмоции напряжены, кажется, до предела, но гражданин Шазелл не даёт отдохнуть ни на мгновение, буквально принуждая зрителя проживать жизни и роли своих персонажей.
Актёрский состав выше всяких похвал. И сыграл на высоте. Брэд Питт в роли мегазвезды немого кино, развратника и пьяницы Джека Конрада (даже зависть берёт за такое лошадиное здоровье, ему ведь не 20 лет, чтобы пускаться во все тяжкие!) вызывает искреннее сочувствие. Понятно, что за внешней небрежностью и прохладцей скрывается человек невероятно ранимый.
Марго Робби в роли актрисы Нелли Ларой – напротив, с каждой новой сценой вызывает всё большее раздражение. Она – как тот слон в посудной лавке, наплевавший на все приличия, да ещё и наложивший на голову дрессировщика огромную кучу слоновьего помёта. И ладно бы своим эксцентричным поведением она старалась что-то доказать (свободолюбие, например, или что орла не удержишь в клетке, будь она хоть трижды золотой). Нет, Ларой оказалась банальной дурой.
Список актёров, превзошедших самих себя, можно продолжать: Диего Кальва, Джован Адепо, Ли Цзюнь Ли... В эпизодах отметились Тоби Магуайер и даже... Эрик Робертс! А я то думал, что его песенка давно спета!
Музыки, к слову, в кино предостаточно. И это не просто неплохо, но и исторически достоверно. Ведь первым звуковым полнометражным фильмом с синхронной речью считается «Певец джаза» 1927 года. И легендарная фраза из него «Подождите, подождите минуту! Вы ещё ничего не слышали!» прозвучит в «Вавилоне».
Адепты «Великого Немого» изо всех сил сопротивлялись приходу звуковой эры. Чарли Чаплин и даже Сергей Эйзенштейн выступали против озвучки фильмов, считая, что это «бессмысленный аттракцион», который «убьёт культуру монтажа». Однако стоять на пути прогресса – всё равно что выйти на рельсы и пытаться остановить бешено мчащийся навстречу локомотив. «Вавилон» говорит, что старое неизбежно должно уступить место новому. А уж приспосабливаться ли к новым реалиям, жить ли прошлым или уйти на пике славы – выбор для каждого свой.
Несмотря на массу шуток (весьма недурных, кстати) и откровенной сатиры, комедийного в фильме – ни на грамм. «Вавилон» – настоящая трагедия людей и судеб. Или, если угодно, «Вавилон» – это сама жизнь во всём её многообразии: местами напоминающая театр абсурда, а временами толкающая на героические поступки. Возьмём хотя бы сцену с чернокожим музыкантом, который на фоне коллег оказался... недостаточно чёрным. Его не уволят, он, что называется, гвоздь программы. А вот массовку запросто могут вышвырнуть на улицу и подобрать парней «посветлее». Им не заплатят, им не на что будет кормить семьи... И вот чернокожий актёр открывает баночку с... чёрным гримом...
А ведь есть ещё покровители и спонсоры, для которых актёры любой величины – пыль под ногами. Со звёздами общаются, их приглашают в высшее общество, но скорее в качестве диковинных зверей и украшений.
Фильм напичкан откровенными сценами, так что детей не подпускать к нему на пушечный выстрел. Впрочем, и тем гражданам, кто хочет тупо поржать и поглазеть на голых девиц, перед экраном делать нечего. "Вавилон" не про это.
Антон АГЕЕВ.
#книгочей
#вавилон
#обзор фильма
#голливуд
#брэд питт
#марго робби
#история кино
#великий немой
#комедия
#драма