Дом никогда не спал.
Он мог уныло замирать по ночам, когда люди сладко сопели и ворочались в своих постельных гнёздах. Мог тихо ждать, когда Татьяна допишет письмо подруге задумчиво покусывая кончик волос. Он приглушал звук телевизора во время сна маленького Миши.
Дом умел, знал и чувствовал всё.
Он бросал кучей на пол книги с полок во время ссор домочадцев, что бы переключить их внимание на другую проблему. Поднимал упавшие веточки комнатных растений, если растения забывали поливать, тушил в печи угли, когда рано закрывали дымоход.
Дружил дом только с Котом. Кот единственный замечал плавные движения стен, слышал шелестящий голос дома, знал, что дом выключает утюг, вилку которого в спешке утренних сборов Татьяна забыла вытащить из розетки, а потом возвращалась бегом назад и удивлялась, что утюг отключён от электросети. Кот одобрял действия Дома всегда. Кот любил Дом.
Несколько лет назад, Кота, маленьким, почти лысым, неприятным комочком, Таня принесла с улицы. Проходя мимо помойных баков, она услышала, как кто-то жалобно и слабо пищит в снегу. Откопала из сугроба лысое, маленькое, почти замерзшее "что-то", спрятала на тёплой груди под шубку. Так Кот оказался в Доме.
В то время, когда люди уходили на работу или по делам, Дом ухаживал за маленьким котом. Он гнал со стороны печки тёплый воздух к лысому тельцу, гладил невидимой, бестелесной, огромной рукой беспомощное существо, дул тонким лечебным сиянием на болячки и гноящиеся глазки.
Одним тёмным осенним утром Татьяна проснулась в 4-15. Час Быка, подумала она. Спать совсем не хотелось. Она сообразила, что может это время посвятить себе, подоткнула одеяло Мише под спинку, тихими шагами прошла на кухню, включила чайник.
Мишенька проснётся в 7 утра, бабушка в это же время. А вот Игорь может появиться в любой момент, это обстоятельство напрягало Татьяну.
Игоря уволили с очередной работы. Получив аванс, он купил много горячительных напитков с сорока градусами внутри и распивал их в одиночестве, то засыпая, то просыпаясь, потеряв счёт дням и ночам. Иногда, к нему приходили такие же друзья.
Татьяна решила почитать давнюю книгу по русской истории, которую начала изучать ещё до рождения Миши, но так и не смогла найти времени на дальнейшее чтение. Много месяцев занял спорный развод с мужем, учёба на заочном отделении, скучная, но денежная работа захватывала большую часть свободы.
Она сделала первый глоток горячего, сладкого чая, перелистнула книгу на то место, где была закладка из сухого листа дуба, понюхала увядшую, прошедшую осень и... не успела насладиться одиночеством. В дверях кухни появился лохматый, не бритый Игорь.
-Что шастаешь по ночам?- на этот раз он загадочным образом определил время суток:
- Есть выпить что-нибудь?
-Нет выпить. Ты вчера всё допил.
-Сходи в ночной магаз, купи мне водки.
Отказываться было бессмысленно, Игорь мог закатить пьяный, безумный скандал с истерикой, разбудить всех домашних, выселять словесно и физически их из дома, так как по молодости лет бабушка записала Дом на него, на сына. Она считала, что дом сыну - это справедливо. Тане, бабушка
после смерти мужа, деда Тани, отдала деньги от продажи автомобиля, трактора, пианино и коровы.
Маму, сестру Игоря, Таня не видела никогда, она погибла, когда рожала Таню. Отец жил далеко и не навещал свою дочь.
Таня, доставшееся от бабушки наследство потратила на починку Дома. Поставила новый забор, развела цветник. Дом безмерно радовался в то время всем "лечебным процедурам" и клумбам вокруг его стен.
Таню Дом любил и уважал, она его обихаживала, украшала летом букетиками полевых цветов, чисто мыла полы, вытирала пыль.
Бабушка была для Дома сердцем. Особенно он чувствовал своё сердце, когда она топила печь, готовила каши, пироги, борщ и окрошку В это время Дому было тепло и благостно.
А вот с Игорем не ладились отношения.
В детстве он царапал гвоздём и отвёрткой недавно окрашенные стены Дома, кидал прицельно камни в двери или в отмеченное место на фасаде. Разорил ласточкино гнездо над крыльцом. Один раз, лет в восемь, упал с крыши, но Дом успел устроить траекторию падения так, что Игорь свалился прямо в мягкий, колючий стог сена , который был рядом. Игорь ничего не повредил в своём детском организме во время падения, родителям не рассказал, помощь Дома не заметил.
А теперь Игорь стал плохим, злым на всех человеком. Три года назад он вернулся из заключения. Попал он туда за разбойное нападение на инкассаторскую машину. Его друзьям и ему дали по семь лет тюрьмы. Считалось, что их троих перевоспитали за эти семь содержательных лет. Работать и приносить в дом средства Игорь не хотел. Он хотел только пить алкоголь, ругаться на неудавшуюся судьбу, обвинять близких в недостаточном к себе внимании.
-Я семь лет отмантУлил на зоне! Могу я теперь отдохнуть!..
Таня пошла в ночной магазин за водкой. Дом с котом переглянулись.
Выпив водки Игорь подобрел, стал громко разговаривать, целовать племянницу в макушку, а потом, не соображая, кто перед ним, распустил пьяные руки и обмётанные белым налётом губы.
Кот забрался под стол.
Вышла полусонная, расстроенная бабушка из спальни, со страдальческим выражением на лице, стала урезонивать сына, но в ответ услышала грубые ругательства.
Таня убежала в свою комнату.
Дом нахмурил брови, шелестом невидимых и не слышимых губ, попросил Кота забраться на старинный дубовый шкаф, что стоял в прихожей. Кот исполнил.
Никто уже и не помнил, что на этом старом дубовом шкафу лежал мраморный бюст Сталина. В далёком году, когда Сталину объявили культ личности, убирали все его портреты, бюсты и памятники, дедушка, воевавший на войне и часто вдохновенно произносивший знаменитый лозунг, который поднимал в атаку бойцов: "За Родину, За Сталина!", подобрал этот бюст на окраине города, в поле. Он принёс его домой вместе со своим другом Петровичем, который тоже был фронтовик и вместе же они водрузили его на кухонный стол. Ругаясь на власть, дедушка гладил Сталина по голове и плакал. Они с Петровичем выпили две бутылки Столичной, помянули Сталина и павших в боях друзей, пели военные песни, много искурили папирос "Беломор-канал" в тот вечер.
Как-то незаметно Сталин переселился на тумбочку в прихожей, но тумбочка проломилась под тяжестью мрамора. Пришлось задвинуть Сталина на дубовый шкаф, выбрасывать его дедушка не позволял.
Сталин лежал на шкафу лицом вниз. Про него как-то и забыли все. Засиженный мухами, в паутине и пыли мраморный бюст не напоминал о себе.
Но о нём знал Дом.
Пьяный, с остекленевшим взглядом, Игорь рвался к Татьяне в комнату. Бабушка хотела задержать обезумевшего сына, приговаривая слова с просьбой о милости. Пыталась удержать его тонкими старческими руками, плакала, слёзы текли по щекам и застревали в морщинах.
Игорь не понимал, что говорит ему мать. Потерявший связь с реальностью пьяный, остервенелый мозг рвался в комнату к Татьяне.
Он грубо оттолкнул бабушку, она упала, ударилась головой об деревянный пол, но снова стала подниматься со словами мольбы.
Вышла Татьяна. Бросилась помогать бабушке подняться:
-Бабушка!..
-Уйди, Таня, от греха. Я сама встану.
Заплакал Миша испугавшись громких звуков, выбежал вслед за мамой.
Игорь раскинул руки и попытался схватить девушку в охапку, Татьяна попятилась, одной рукой закрывала собой малыша, а другой тянула бабушку к себе в комнату.
В тот миг, когда Игорь оказался точно под шкафом, а Таня и бабушка почти вошли в комнату, Дом наклонил шкаф от стены в сторону прохода и сказал Коту :
-Давай!
Кот с силой толкнул бюст передними лапами. Он умел сбрасывать со стола стаканы, книги, вазы, только бюст был тяжелее, но Дом помогал. Кот не знал зачем он это делает, но ему было интересно. У Кота получилось. По гладкой наклонной поверхности, бюст съехал легко.
С двухметровой высоты Сталин плавно и точно упал на голову Игоря.
Игоря похоронили через три дня. Никто так и не понял, как упал бюст Сталина ему на темечко проломив черепную коробку. На бабушку и Таню не подумали. Слишком слабыми были их силы, маленьким вес, что бы столкнуть почти стокилограммовый мраморный бюст.
-А может, там ему лучше будет?..- отплакавшись, спросила бабушка Таню после похорон- Он несчастный был, потерялся, а я не углядела... Дочь похоронила, теперь вот сына...
-Не знаю бабушка. Мы у тебя есть, ты не одна. Пойдём в дом.
Все фото автора.