Дизельные двигатели используются в автомобилях самых разных классов, автобусах, тепловозах и яхтах. Топливный насос — один из самых сложных механизмов дизельного двигателя, будь то Камаз, легковушка или яхта. Интенсивность эксплуатации транспортного средства, а также загрязнение механизма в следствие невысокого качества топлива, может привести к износу элементов.
Как известно, для любого владельца важно состояние его техники. Топливный насос в дизельном двигателе – устройство сложное, в случае выхода из строя замена обойдется в не один десяток тысяч рублей.
Что же делать, если есть подозрения, что посторонний стук связан с поломкой ТНВД?
Можно действовать самостоятельно и попытаться найти и устранить причину, а можно – обратиться в автосервис, где есть оборудование для проверки ТНВД.
Профессиональная диагностика и ремонт насоса.
Проще всего, да и надежней, обратиться в хороший проверенный автосервис, где есть нужное оборудование. Один из симптомов необходимости диагностики ТНВД — это посторонний шум или стук внутри насоса.
Диагностику здесь проводят на специальном стенде. Подобное оборудование стоит очень недешево, не каждая мастерская может позволить себе его приобрести. Часто любителям, обратившимся с поломкой топливного насоса, мастерская просто предлагает купить новый.
Испытательный стенд создает условия, близкие к эксплуатации на автомобиле. За поиск неисправности в насосе в автосервисе возьмут от 2 000 рублей, а за ремонт — от 7 000 рублей. После выяснения проблемы ТНВД отремонтируют.
Виды ремонта ТНВД.
• Капитальный ремонт. Насос полностью разбирается. Детали, вышедшие из строя, заменятся новыми. Далее, устройство вновь собирают, регулируют и испытывают. Плунжерные пары также меняются.
• Текущий ремонт. Не производится замена плунжерных пар. Заменяют лишь те компоненты, которые вышли из строя.
Наиболее часто при поломках ТНВД замены требует плунжерная пара. Она состоит из плунжера — поршня, находящегося внутри неподвижной гильзы, в которой он движется. Плунжер подогнан к гильзе и прилегает так плотно, что утечки топлива между ними почти нет. Устройство регулирует количество впрыскиваемого топлива в камеры и распределяет топливо по цилиндрам в соответствии с порядком их работы.
Самостоятельная диагностика и ремонт ТНВД.
Возникновение стуков ТНВД — первый признак изношенности деталей насоса. Если не заняться ремонтом, это повреждение может привести к разрушению насоса. Вначале нужно исключить возможные неисправности в соседних частях двигателя. Обычный человек не может позволить себе купить себе профессиональную аппаратуру. Для самостоятельной диагностики часто используется стетоскоп.
Причины посторонних стуков в двигателе могут быть разными. Иногда считают, что причина в топливном насосе, а на самом деле поломка кроется в другом месте. Например, шатунный стук в двигателе может быть вызван недокрученной гайкой на шатуне. Могут стучать шкивы на коленвале по причине того, что отвернулась крепящая их гайка. Иногда стуки в двигателе вызваны тем, что используется топливо не той марки, и происходит его детонация.
Если вы подозреваете поломку в ТНВД, убедитесь сначала что посторонний шум не вызван другими причинами.
Сначала нужно исключить возможные поломки в других механизмах. Посторонний стук может быть связан со следующими факторами:
• Стук коленвала — отчетливо слышен при запуске холодного двигателя.
• Стук распределительного вала.
• Стук клапанов.
• Детонация — ее признаками является характерный металлический стук в цилиндрах, тряска мотора, падение мощности двигателя.
Часто посторонние звуки в виде стука вызваны неправильной работой форсунок. Для самостоятельного определения неисправности автолюбители обычно используют следующий алгоритм:
1. Прослушать трубки форсунок. Зачастую стук исходит именно оттуда. Таким образом можно определить, с трубкой какого цилиндра проблема.
2. Отключить питание на клапан ТНВД и покрутить стартером двигатель. Если стук остается, значит дело не в насосе.
Ремонтируем топливный насос самостоятельно.
Если вы исключили остальные причины, не касающиеся насоса, то причиной стука в ТНВД бывают следующие неисправности:
Забился фильтр топливной очистки топлива. В результате, плунжерная пара начинает стучать, так как ей не хватает фильтра. Важно своевременно менять фильтр очистки топлива. Часто стук топливного насоса связан с неисправностью фильтра очистки топлива. Выход один – замена насоса
2. Плунжерная пара требует замены вследствие износа от постоянного повышенного трения, вызванного низким качеством солярки.
3. Неисправна муфта опережения впрыска. Кулачковый вал получает вращение через муфту опережения впрыска, которая может прийти в негодность по разным причинам. Выход – замена муфты.
4. Одна из нередких поломок ТНВД — поломка толкателя, функция которого — сжимать пружину и поднимать плунжер. Заменяем толкатель.
По мнению многих работников автосервиса, наиболее частая причина поломка ТНВД — невысокое качество топлива. Именно некачественное топливо вызывает выход из строя плунжерной пары. Ведь именно на плунжер приходится постоянная высокая нагрузка. Насос чаще всего выходит из строя от воздействия воды, скопившейся грязи и некачественной солярки. Необходимо всегда помнить о том, что именно плохое качество топлива может повлечь за собой неисправности машины, и заправляться только в надежных местах.