Найти в Дзене
Толстяк на связи

Криптографы взломали код секретных писем королевы Марии Стюарт

Международная группа ученых выступила в роли дешифровщиков, случайно наткнувшись на серию секретных писем Марии, королевы Шотландии. Эти письма были написаны за несколько лет до ее казни в 1587 году и до последнего времени считались безвозвратно утерянными. Считавшаяся утерянной переписка была обнаружена случайно. Как выяснилось, она хранилась в цифровом онлайн-архиве в немаркированном файле и была по ошибке помещена в ту часть Национальной библиотеки Франции, которая была связана с Италией. Только перебирая онлайн ранее неизученные документы, криптограф Джордж Ласри, профессор музыки Норберт Бирманн и физик Сатоси Томокийо нашли неизвестные письма с шифром и сумели взломать код. Изучив эти документы, исследователи поняли, что они не имеют никакого отношения к Италии, а первая попытка расшифровки — когда язык послания еще не был определен — дала им имя, которое все расставило по местам. Это было имя Фрэнсиса Уолсингема, который занимался для Елизаветы в первую очередь вопросами безопас

Международная группа ученых выступила в роли дешифровщиков, случайно наткнувшись на серию секретных писем Марии, королевы Шотландии. Эти письма были написаны за несколько лет до ее казни в 1587 году и до последнего времени считались безвозвратно утерянными. Считавшаяся утерянной переписка была обнаружена случайно. Как выяснилось, она хранилась в цифровом онлайн-архиве в немаркированном файле и была по ошибке помещена в ту часть Национальной библиотеки Франции, которая была связана с Италией. Только перебирая онлайн ранее неизученные документы, криптограф Джордж Ласри, профессор музыки Норберт Бирманн и физик Сатоси Томокийо нашли неизвестные письма с шифром и сумели взломать код.

Изучив эти документы, исследователи поняли, что они не имеют никакого отношения к Италии, а первая попытка расшифровки — когда язык послания еще не был определен — дала им имя, которое все расставило по местам. Это было имя Фрэнсиса Уолсингема, который занимался для Елизаветы в первую очередь вопросами безопасности, и, в конечном счете, успехи которого погубили Марию Стюарт. Но данные письма были зашифрованы гораздо более сложным кодом, чем попавшие в руки Уолсингема письма, в них было много омофонических знаков и сложная номенклатура. Это оказались секретные письма Марии Стюарт, написанные на французском языке и содержавшие очень сложную систему шифров, основанную на загадочных символах. Переписку же она вела с Мишелем де Кастельно де Мовисьером, французским дипломатом, фактически послом в Англии в середине XVI века.

де Кастельно
де Кастельно

Историки давно подозревали, что Мария и де Кастельно были в сговоре, но до сих у них не было серьезных вещественных доказательств данной гипотезы. Теперь же они появились. Более того, переписка оказалась очень обширной, на данный момент расшифровано более 50 тысяч слов первичного материала. Например, 16 апреля 1583 года Мария написала зашифрованное письмо, в котором благодарила де Кастельно за его постоянную поддержку. Перевод дешифровщики предложили такой:

"Я не могу отблагодарить вас за заботу, бдительность и совершенно добрую привязанность, с которой, как я вижу, вы принимаете все, что касается меня, и я умоляю вас продолжать делать это сильнее, чем когда-либо, особенно за мое упомянутое освобождение, к чему, как я вижу, королева Англии весьма склонна. Если это принесет какой-либо успех, будьте уверены, что я признаю, насколько это возможно, ваши добрые услуги и обязательства, которые у меня имеются перед вами еще из прошлого".
-3

Расшифрованная переписка лишний раз доказывает известный факт о том, что Мария на протяжении своей жизни неоднократно участвовала в заговорах и попытках католических восстаний. Также новое открытие подтверждает, что связь с внешним миром, с заговорщиками она поддерживала с помощью системы закодированных писем, расшифровать которые даже в наше время оказалось очень сложно.

-4

Самым распространенным — и простым — методом тогда был моноалфавитный симметричный замещающий шифр, где каждой букве соответствует один символ, а для шифровки и расшифровки используется один и тот же ключ в виде таблицы соответствия букв и символов. Взламывать его научились еще арабские математики в X веке. Но для XVI века такой шифр был уже слишком простым. Появились более изощренные методы, например, омофонический шифр, в котором одну и ту же букву могли обозначать разные символы, или использование номенклатур, то есть таблиц специальных символов для некоторых слов, имен, топонимов и месяцев. Появились шифры с нулевыми знаками, которые игнорировались при расшифровке, а также знаки, которые отменяли предыдущий или, напротив, повторяли его. Ключи шифрования могли меняться по ходу текста.

-5

Да и сам текст мог быть на экзотическом языке, чтобы затруднить его идентификацию при помощи частотного анализа. Комбинирование этих приемов делало взлом шифра крайне сложной задачей. Многие документы того периода так и остались не расшифрованными ни современниками, ни последующими исследователями — и только появление методов компьютерного анализа позволило, наконец, их прочесть. Слишком простой шифр сыграл фатальную роль в судьбе Марии Стюарт. Главной уликой в суде, который приговорил ее к смерти, стало письмо Марии лидеру заговорщиков Энтони Бабингтону.

-6

Документ перехватили агенты секретаря Елизаветы I Фрэнсиса Уолсингема и прочли — он был зашифрован примитивным моноалфавитным шифром с очень небольшой номенклатурой. Неосторожность Марии, вероятно, была вынужденной. Ее молодой корреспондент — Бабингтону не было и 25 лет — скорее всего, просто не владел более сложными способами шифрования. Вообще среди писем Марии Стюарт встречаются примеры использования значительно более сложных шифров.

Материал подготовил Владислав Семенов

Будем благодарны за финансовую помощь для развития нашего проекта:
Сбербанк 5336 6901 0993 2311
ЮMoney (Яндекс.Деньги) 4100116427373438

#криптография #интриги #мария_стюарт #англия #шотландия